Музей был открыт 1 мая 1958 года как Красноярская художественная галерея. В 1983 году переименован в Красноярский художественный музей им. В.И.Сурикова.
Это здание было построено в 1909 году на земельном участке, принадлежавшем крупному красноярскому купцу и меценату Петру Ивановичу Гадалову, по проекту архитектора
В.А.Соколовского и при участии скульптора А. Попова. Особняк строился для В.Н. Гадаловой - жены П.И. Гадалова, который использовался ею для торжественных приемов.
Здание музея является памятником архитектуры г. Красноярска и имеет характерные черты стиля модерн. Многие творения этого архитектора стали настоящим украшением улиц нашего города.
Соколовский, Владимир Александрович - родился в мае 1874 года в Витебской губернии в польской семье. Получил назначение в Красноярск на должность младшего архитектора города. Был губернским архитектором с 1906 года по 1916 год. В Красноярске Владимир Александрович построил или реконструировал более 50 зданий, многие из них занесены в список памятников архитектуры.
В этом особняке В.Н. Гадалова принимала среди прочих гостей всемирно известного путешественника норвежца
Фритьофа Нансена, в период с 12-16 сентября 1913 года о чём свидетельствует памятная доска установленная на здании.
Он, по приглашению норвежского Сибирского акционерного общества промышленности и торговли совершил путешествие в Сибирь Северным морским путем. Одновременно он получил предложение управляющего казенными железными дорогами Е.Д. Вруцеля проехать по железной дороге в Восточную Сибирь и Приамурье. ПО своим впечатлениям Ф.Нансен написал книгу "Путешествие в Страну будущего". Вот что писал путешественник о том, как его встретил Красноярск: "...Четверг, 25 сентября 1913 года. Итак, мы достигли Красноярска как раз в срок...Город, освещенный электричеством, представлял эффектное зрелище с вершины холма, на который мы въехали (Караульная гора)..." ( Разница в датах возникла из-за того, что Россия еще жила по "старому времени", отставая на 13 дней)
Первоначально Художественная галерея находилась на правом берегу реки Енисей. Память об этом до сих пор сохранилась в названии остановки городского транспорта. Сейчас в помещении бывшей Художественной галереи (пр. им. газеты "Красноярский рабочий", 68) находится Отдел декоративно-прикладного искусства Художественного музея им. В.И. Сурикова.
А в этом здании, что на ул. Парижской коммуны, 20 расположен центральный корпус музея.
Основу собрания составили произведения, переданные при организации галереи из Красноярского краеведческого музея. Многие произведения изобразительного искусства поступили в краеведческий музей из частных собраний (работы М.Ф.Квадаля, Ф.А.Васильева, К.Х.Рейхеля, Г.И.Гуркина). Значительную часть художественной коллекции краеведческого музея составляли произведения, собранные красноярским золотопромышленником, любителем и ценителем искусств П.И.Кузнецовым, помогавшим материально В.И.Сурикову в годы учёбы в Академии художеств.
После революции пополнение отдела изобразительного искусства краеведческого музея осуществлялось через государственный музейный фонд. Так в 1929 году от Государственного Русского музея поступили работы М.К.Башкирцевой, С.Ю.Жуковского, В.Е.Маковского, М.В.Нестерова, И.Е.Репина и других художников. Приобретались музеем произведения и из частных собраний, причём особое внимание уделялось произведениям сибирских, и, прежде всего красноярских художников.
Значительную помощь в собирательской деятельности музея оказывали Министерство культуры СССР, Министерство культуры РСФСР, ведущие музеи страны. Так поступили произведения И.И.Бродского, А.М.Герасимова, Н.Н.Дубовского, К.А.Коровина, В.Д.Поленова.
Коллекция музея
В коллекции музея выделяют следующие разделы:
Древнерусское искусство. Включает произведения иконописи, медное литьё, церковную утварь.
Русское искусство XVIII-нач. XX вв. Уникальная часть коллекции - произведения В.И.Сурикова.
Искусство XX века. Включает произведения советских, российских и красноярских художников.
Декоративно-прикладное искусство. Керамика, гобелен, ювелирные изделия, стекло, фарфор, народный костюм, текстиль.
Также в музее хранится небольшая коллекция зарубежного искусства XVII-сер. XX вв.
К сожалению, показать все экспонаты музея в рамках этого поста не просто, познакомимся лишь с некоторыми из них. Но даже по этим работам можно судить о том, какую большую историческую и художественную ценность представляет эта коллекция.
1. Апостол Филипп. XIX в. Дерево, левкас, золочение, темпера.
2. Богоматерь Казанская. XIX в. Дерево, левкас, золочение, темпера.
3. Вход Господень в Иерусалим. 2-я пол. XIX в. Дерево, левкас, золочение, темпера.
4. Воскресение Христово с праздниками. 2-я пол. XIX в. Дерево, левкас, золочение, темпера, лак
5. Богоматерь Казанская. XIX в. Дерево, левкас, золочение, темпера.
6. Зал Древнерусского искусства.
7. Портрет Екатерины II - Неизвестный художник XVIII в. (Копия с работы А.Рослина) Х.м.
8. Портрет Екатерины II - фрагмент
9. Портрет Павла I. Неизвестный художник I пол. XIX в. (копия с работы А.Рослина) Х.м.
10. Мокрицкий А.Н. - Римский карнавал 1852 г. Х.м.
11. Маковский К.Е. (1839 - 1915) - Женская головка Х.м.
12. Тропинин В.А. (1776 - 1857) - Портрет Е.И. Васильчиковой Х.м.
13. Крамской И.Н. (1837 - 1887) - Портрет В.И. Сурикова 1887г. Х.м.
14. Нестеров М.В. (1861 - 1942) - Христос на пути в Эммаус. Эскиз мозаики для храма Воскресения Христова.
15. Айвазовский И.К. (1817 - 1900) - Крымский пейзаж с парусником. 1874г. Х.м.
16. Васильковский С.И. (1854 - 1917) - Приготовление камней в постройку. Испания. 1888г. Х.м.
17. Клевер Ю.Ю. (1850 - 1924) - Зимний пейзаж. 1881г. Х.м.
18. Общий вид одного из залов
19. Маковский В.С. (1846 - 1926) - Рыбачки. 1886г. Х.м.
Мне очень нравится это произведение. Ещё учась в школе я время от времени приходил в музей и подолгу рассматривал эту картину. Сама работа очень маленького размера и поражает как мастерски она написана.
20. Зал посвящённый В.И. Сурикову
21. Суриков В.И. (1848 - 1916) - Милосердный самаритянин. 1874г. Х.м.
22. Суриков В.И. (1848 - 1916) - Вид памятника Петру I в Петербурге. 1870г. Х.м.
Эта картина является первым законченным произведением Василия Сурикова, написанной в 1870 году вне рамок учебных заданий в Акакдемии художеств. Точнее, под одним названием подразумеваются две версии одной картины. Первая - писалась весной и летом 1870 года (этюды писались в ноябре-декабре 1869 года и в январе-февраль 1870 года) и была выставлена на годичной академической выставке 29 сентября 1870 года. Ее приобрел покровитель Василия Сурикова купец первой гильдии Петр Иванович Кузнецов. В настоящее время картина находится в Красноярском художественном музее им. В. И. Сурикова.
23. Суриков В.И. (1848 - 1916) - Анфиса. 1900 г.Х.м.
24. Суриков В.И. (1848 - 1916) - Голова монашенки. Этюд к картине ,,Посещение царевной женского монастыря''
25. Лансере Е.А. (1848 - 1886) - Крестьяне на телеге. 1871 г. Бронза
26. Лансере Е.А. (1848 - 1886) - Крестьяне на телеге. Фрагмент
27. Лансере Е.А. (1848 - 1886) - Крестьяне на телеге. Фрагмент
28. Лансере Е.А. (1848 - 1886) - Прощание казака с казачкой. 1878г. Бронза
29. Лансере Е.А. (1848 - 1886) - Прощание казака с казачкой. Фрагмент
30. Под сводами музея.
Подробнее познакомиться с музеем, можно посетив его
сайт, где есть уникальная возможность совершить
виртуальное путешествие по его залам.