Приведу полностью поразившую меня заметку из газеты "Голос правды" от 29 марта 1906 г.№102
Характерное дело.
В «20-м веке» читаем.
В Варшаве денщик одного из офицеров гроховского полка, рядовой Павлов, выстрелом из револьвера убил лакея соседа своего барина, Дынду (поляка).
Мотивы убийства за отсутствием свидетелей известны только со слов убийцы, который заявил, что убил Дынду за оскорбление Величества.
Дело это было изъято из рук прокурорского надзора и перешло к военному начальству.
Развитие дела и финал расскажем документально.
„Копия. Приказ 182 пехотному гроховскому полку, г. Варшава, 15 декабря 1905 г., № 349 § 6.
Объявляя при сем в копии полученное мною письмо русского жителя Холмской Руси предписываю ротным командирам разъяснить, что дело находится в руках гражданского судебного следователя. Со своей стороны приму все меры, чтобы избегнуть отдачи под суд, в чем я уже заручился согласием начальника дивизии и начальника укрепленного района. Во всяком случае, если не удастся исполнить это, то будет возбуждено ходатайство об освобождении от наказания, если гражданский суд определит таковое. Письмо: 1905 года 10 декабря, Холм (Люблинской губ.). Черная ул., № 22, дом Зиолковского. Мы русские местные жители многострадальной Холмской Руси, живя среди всевозможных притеснений, обид, оскорблений и издевательств со стороны пришельцев поляков, прочитав в „Вар. Дневнике" описание подвига вашего полка рядового Павлова, убившего лакея Дьнду в защиту Царского Имени, подвига столь редкого в наше подлое смутное время, шлем ему поклон, целуем его, я жму руку, и благодарим его за содеянное дело, тем более, что он сам подвергается ответственности. Просим передать ему наши чувства и поклон; вместе с сим посылаем ему па праздник 2 р. Передайте ему, что мы помолимся за него, а если он подвергнется ответственности по суду, соберем подписи и подадим прошение о совершенном помиловании его. Будь я командир полка, я бы ему выдал награду из полка. Просим вас не отказать и сообщить, не угрожает ли рядовому Павлу опасность по суду. Как старый стрелок 2 стрелкового батальона шлю славному гроховскому полку, вам, г. полковник, и г.г. офицерам поклон. Да хранит вас Бог, остаюсь с уважением Быховский (отставной полковник)".
А вот и финальный приказ.
„Копия. 25 фев. 1905[вероятная опечатка 1906] г. № 56 § 22. С заключением прокурорского надзора о предании суду по 1455 ст, уложения о наказаниях уголовных и исправительных рядового 14-й роты вверенного мне полка Павлова, убившего лакея Дынду за то, что последний позволил себе в его присутствии поносить Особу Государя Императора - я не согласился и в порядке статьи 558 п. 2 устава военно-судебного дело было направлено по начальству. Последнее согласилось с моим мнением и довело это до сведения Государя Императора. Его Императорскому Величеству благоугодно было 6-го февраля освободить Павлова от всякой ответственности. С чувством глубокой радости спешу поделиться этой Царской милостью. Вот, братцы, с кого пример надо брать, с молодца Сергея Павлова, в коем чувство преданности Царю, верность присяге говорит сильнее опасности за ответственность. Спасибо рядовому Сергею Павлову за его честные, русские убеждения, за то, что не посрамил нашего гроховского полка.
Поздравляю рядового Павлова ефрейтором, выдать ему в награду 10 рублей, отпустить в двухмесячный отпуск. Приказ прочесть во всех ротах и командах и прокричать от русского сердца „ура" молодцу ефрейтору Павлову. Подлинный подписал: командир полка полковник Бонч-Богдановский. Верно: полковой адъютант, поручик Эфенбах".
Некотрые пояснения. "Голос правды" - право-консервативная газета. Заметка действительно была перепечатана из газеты "ХХ век" (27 марта 1906 №3, за подписью В. Климков). "ХХ век" - либеральная газета, выходившая вместо закрытой "Руси" (Суворина-сына). В силу технических причин копировать и распознавать удобней было перепечатку в "Голосе правды". По-моему, она дословно повторяет "ХХ век", однако побуквенно не сверял.