Почитываю я на досуге один анонимный телеграмм-канал, ведущийся от имени прокурорского работника. Так и называется этот канал - «
Анонимный прокурор». В основном там, конечно, банальщина для гражданских, но встречаются и весьма интересные вещи, приоткрывающие суть нынешней системы российских правоохранительных органов. Для понимающих, разумеется. К примеру, вот такой пост:
Скажу сразу: все, что изложено выше - чистая правда. Краеугольный камень, лежащий в основе так называемой «палочной» системы, это и есть эти самые статистические карточки. Хотя есть нюанс: по карточкам формы № 1 (на выявленное преступление) судят о деятельности таких служб, как экономическая безопасность МВД, собственная безопасность МВД (и других контор), таможня, ФСБ, прокуратура. В этой карточке подчеркивается только одна служба - кто выявил преступление. А вот о деятельности, скажем, уголовного розыска, судят по карточкам формы № 1.1 - о результатах расследования преступления. Тут подчеркивается тоже одна служба, но уже та, кто раскрыл преступление. Это нормально, потому что коррупционные преступления -латентные, то есть скрытые, их сначала нужно выявить. А вот убийства (к примеру) преступления явные, их не выявлять, а раскрывать нужно. Но это технические детали, суть не в них.
А суть в том, что «Анонимный прокурор» очень верно отразил силу нынешней российской прокуратуры, и эта сила действительно в статкарточках. Не в ФЗ «О прокуратуре», не в Уголовно-процессуальном кодексе, и вообще не в соблюдении законности как таковой, а именно в праве утверждать статистические карточки. Ну и вносить туда нужные для прокуратуры изменения. Нужные в плане поднятия своих собственных показателей, разумеется. Автор прямо так и пишет: «При этом мы сами проверяем и утверждаем статистические карточки. Поэтому по поводу отражения нас в этих разделах обычно никто не возражает. Да и в целом, учитывая нашу власть над утверждением статистических карточек, их проверкой (в особенности скоростью проверки) и полномочиями по возврату их на переделку, с нами мало кто осмеливается спорить по многим вопросам. Себе дороже».
Как это выглядит на практике: приходят БЭПовцы к заместителю прокурора города подписывать карточку формы № 1 на выявленное злоупотребление должностными полномочиями. Зампрокурора смотрит в свою отчетность и видит, что прокуратуре города до уровня прошлого отчетного периода не хватает пары преступлений, за что можно неиллюзорно выхватить от вышестоящих. Он говорит БЭПовцам: «Ребята, у вас там еще эпизоды ведь будут по этому делу? Будут. Вот их за собой и выставляйте. А вот по этой карточке данное преступление будет значится, как выявленное прокуратурой». И всё, спорить себе дороже, это чистая правда. Поэтому БЭПовцы соглашаются и идут искать новые эпизоды, чтобы хоть что-то поиметь уже в своей отчетности, раз прокуратура у них эту «палку» слямзила.
Понимаете, в чем проблема? Проблема в том, что главный надзорный орган, который обязан бдить за неукоснительным соблюдением законности кем бы то ни было, сам играет по правилам «палочной» системы, и только в рамках этой системы ощущает свою реальную силу. Что характерно, всех всё устраивает. Кроме рядовых исполнителей в оперативных службах, которые вынуждены рубить «палки» за себя и за того парня-прокурора. А на верхах всё прекрасно, все отчитались, цифирки в отчетах-портянках продемонстрировали, жизнь удалась, можно расслабиться до окончания следующего отчетного периода.
Так что если вы услышите провозглашенные с высоких трибун слова «Прокурорскими работниками в отчетном периоде выявлено столько-то преступлений», просто вспомните про волшебную силу утверждения прокурорами статистических карточек, и не питайте лишних иллюзий.