Храмы Лалибелы

Mar 19, 2017 11:59

Отвлекусь немножко от современной политики. Решила поделиться картиниками, которые вызывают неизменный интерес у студентов, и, может быть, будут интересны и читателям ЖЖ тоже. Начну с поразительного шедевра XIII века - эфиопского храмового комплекса в городе Лалибеле.



Город, названный в честь правителя, который его основал, находится на базальтовом плато в стороне от водных источников. Такое расположение выбрано было по соображением безопасности - в это время христианские страны Африки испытывали натиск со стороны Египта - точнее, не столько самого Египта, сколько кочевников, находившихся формально под властью Египта, но с которыми египетские правители сами не знали, что делать, и натравливали их на христианских соседей, чтобы  от них избавиться.

И вот эфиопы основали новую столицу на горном плато, куда кочевникам трудно было бы добраться и еще труднее было бы ее взять. Осаждать ее тоже не имело большого смысла, так как главная проблема осажденных - это вода. Вспомним, например, известную историю из нашей Повести Временных Лет о том, как Владимир взял Корсунь, благодаря корсунянину Анастасу, который сообщил ему, где находятся источники, снабжающие город. Владимир "перенял воду", и Корсуни ничего не оставалось, как сдаться. Если бы в Лалибеле нашелся такой Анастас, то ничего ценного он бы сообщить осаждающим не смог - город снабжался не из одного источника, а из горных родников, находившихся в разных местах, часть их них в самом городе. Некоторые были даже не родники, а просто капли воды, сочащиеся по камням. Всю это воду собирали в бассейны при помощи мини-каналов. В общем, система водоснабжения была такая сложная и разветвленная, что перекрыть ее было невозможно.
Это уже само по себе говорит об уровне технического развития средневековой Эфиопии. Но самое потрасающие  - это храмы в форме креста, вырубленные в базальтовом плато.



Как видите, строили их, начиная сверху. Таким образом, строители не могли действовать обычным в средние века методом - методом тыка, или, выражаясь более изящно, методом проб и ошибок. Допустим, готические соборы строились все выше и выше  - типа соревнование было у городских коммун, у кого самый высокий - пока в 1284 году  не обрушились своды у собора Св. Петра в Бове, высотой в 48 метров. Их потом укрепили дополнительными арками и собор все-таки достроили, но таким образом стало понятно, что выше этого строить не надо.

То же самое произошло с Успенским собором, который строили в Кремле псковские мастера. Как известно, тогда Иван III по совету Софьи Палеолог пригласил итальянского архитектора, который делал все "в правило и в кружало", то есть по циркулю и линейке - сначала рассчитывал и чертил, а потом уж строил. Этим, собственно, архитекторы Возрождения отличалсь от средневековых мастеров. А в Эфиопии, получается, строили "в правило и в кружало" уже в XIII веке - надо было сначала все точно рассчитать и знать, что храм выдержит собственный вес, а потом уже долбить базальт.

история, христианские храмы, Средневокоая архитектура

Previous post
Up