ОПАСНОЕ МОШЕННИЧЕСТВО В ДЕТСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ (ЧАСТЬ 1)

May 17, 2017 14:13

По поводу семинаров и тренингов Нэнси Томас и других американских адептов лженаучной психотерапии "Attachment Therapy" ("терапии привязанности") в Москве и Екатеринбурге

В мае 2017 в Россию прибыла группа американских психотерапевтов, возглавляемая дамой по имени Нэнси Томас. Целью их визита, как указывалось в анонсах, было проведение  здесь учебных семинаров  для приемных родителей, детских психологов, работников социальной службы и др. Мероприятие происходило сначала (15 - 18 мая 2017 г. )  в Москве на базе бюджетного учреждения - киноколледжа № 40, а затем продолжилось в Екатеринбурге.

В объявлениях, появившихся в сетях, в частности, можно было прочитать следующее:

«… Обычные методы воспитания не всегда помогают преодолеть трудности, с которыми сталкиваются семьи с приемными детьми. Многие семьи с усыновленными и опекаемыми детьми в России не могут состояться из-за отсутствия понимания, ресурсов, и поддержки в воспитании этих раненных детей. Главной целью этого семинара является предоставление ресурсов и методов воспитания, которые могут помочь в отношениях с такими детьми…».

Вот только не сообщали в этих рекламных анонсах одну немаловажную деталь. Приехавшие в России «просветители» являются представителями так называемой «терапии привязанности» - Attachment Therapy AT (AT).

АТ получила осуждение в США - как антинаучное и потенциально опасное для здоровья и даже жизни детей направление - со стороны ведущих специалистов и соответствующих профессиональных ассоциаций в области научной детской психологии, доказательной психотерапии  и социальной службы. Это отражено во многих публикациях экспертов и и официальных документах данных организаций ( http://depts.washington.edu/hcsats/PDF/AttachmentTaskForceAPSAC.pdf, http://www.childrenintherapy.org/victims/victims.html?).

В чем же причина такой резкой критики в США в адрес АТ со стороны указанных ведущих экспертов?

Ниже сделана попытка в этом разобраться.


Один из главных постулатов АТ гласит, что якобы все приемные дети «наполнены гневом», потому что помнят, что родная мать их бросила, что беременность для неё была нежелательной, или что они разлучены с матерью по другим обстоятельствам. И эта память (которую в АТ называют "первичной травмой")  будто бы сохраняется на бессознательном уровне, если даже ребенок попал в приемную семью сразу после рождения и не знает, что он усыновленный, а не "биологический" ребенок.

Утверждается, что все дети-сироты страдают расстройством привязанности, возникшим как вследствие неудовлетворения физиологических потребностей ребенка в раннем детстве до попадания в приемную семью, так и в результатате  переполняющего их внутреннего гнева из-за  "первичной травмы", не дающей привязаться к приемным родителям (усыновителям). Если детей с помощью специальных методов не освободить от этого гнева и искусственным путем не развить у них привязанность  к приемным родителям, то они еще в детстве могут убить своих родителей, или из них вырастут "гитлеры", "серийные убийцы" и т.п.

При этом, как внушают адепты АТ,  такие дети требуют "особых методов" для своей реабилитации, которыми владеют только АТ-терапевты. "Обычные"  психотерапевты будто бы не способны помочь семьям в воспитании приемных детей. Подобные воззрения пропагандируются, например, в книге "Когда любви не достаточно" одного из наиболее ярых адептов АТ - Нэнси Томас (возглавлявшей указанную конференцию в Москве) и в сочинениях других идеологов этого направления.

Эти взгляды противоречат научной теории привязанности. Если кратко, согласно современной научной теории привязанности, в основе которой лежит теория Боулби, привязанность, как особая эмоциональная связь между взрослым и ребенком, начинает развиваться после 6 месяцев, когда мозг достигает достаточной для этого зрелости. И эта связь развивается главным образом в ответ на приятное для ребенка, позитивное социальное взаимодействие со взрослым, а не на удовлетворение физиологических потребностей, как считают в АТ. Она способствует большей безопасности ребенка, побуждая его находиться в рамках досягаемости взрослого, стимулирует ребенка искать утешения и помощи у взрослого  в состоянии стресса, благоприятствует развитию познавательных способностей.

Представления о существовании "первичной психологической травмы", основанной на некой  долговременной памяти событий эмбрионального,  перинатального и неонатального периода в научной теории привязанности отрицаются, как не имеющие экспериментальных доказательств и научного основания в нейробиологии и научной психологии развития (Mercer J. Understanding attachment: parenting, child care and emotional development. Westport, Conn. : Praeger Publishers, 2005 ).

Также и представления о расстройствах привязанности в доказательной медицине принципиально отличаются от таковых в АТ. Согласно доказательной медицине, это еще мало изученные редкие нарушения, имеющие весьма ограниченное применение в клинической практике, в основном у детей до 5 лет (http://childmyths.blogspot.ru/search?q=dsm+5, http://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/23794925.2016.1172945 ). Из описания этих расстройств в МКБ-10 и американском классификаторе DSM-5  следует, что они в основном относятся к детям, пережившим в возрасте до 5 лет экстремально плохие условия в социальном и эмоциональном отношении и стали очень заторможенными, подавленными, робкими, пугливыми, или, напротив, слишком дружественными с чужими людьми, по сравнению с тем, что можно ожидать в их возрасте. В МКБ-10, DSM-5  и исследованиях специалистов в области научной психологии и психиатрии подчеркивается, что эти нарушения возникают не у всех детей, переживших подобную ситуацию (http://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/23794925.2016.1172945 ). Диагностика этих нарушений затруднена, их не следует смешивать с другими болезненными состояниями, возникающими от жестокого обращения с детьми, различных психических травм и др. факторов.
В качестве терапии в доказательной медицине и научной клинической психологии рекомендуют мягкое, спокойное, ровное и отзывчивое обращение, как для всех детей с особыми эмоциональными потребностями. По мере того как дети становятся старше, их поведение становится более зрелым и изменяется таким образом, что проблемы привязанности становятся менее заметными (http://childmyths.blogspot.ru/search?q=dsm+5 ). Таким образом в МКБ-10 и DSM-5  и близко нет демонизации детей с расстройствами привязанности, характерной для ложных "диагнозов" АТ.  Причем в АТ эти диагнозы навешивают фактически на всех приемных детей в  помощью опросников, не признаваемых доказательной медициной.

Вместе с тем, "осообые" методы "развития привязанности" в АТ таковы, что с их применением связана гибель нескольких десятков усыновленных детей-сирот в США. И детство значительно большего числа детей искалечено. В  ряде случаев непосредственной причиной трагедии были действия АТ-терапевтов в отношении ребенка. В других случаях во время судебных разбирательств по поводу издевательств родителей над приемными детьми или гибели этих детей от жестокого обращения выяснялось, что родители находились под влиянием АТ (пользовались рекомендациями АТ-терапевтов, читали книги идеологов АТ, смотрели видео с их семинарами и т.п.).
В США группой ведущих экспертов в области детской психологии, психотерапии и защиты детства создан в интернете специальный просветительский сайт для борьбы с распространением АТ.
Вот ссылка на этот известный сайт, который носит название "Защитники детей, подвергающихся терапии" ("Advocates for children in Therapy"): http://www.childrenintherapy.org/index.html.

На указанном сайте АТ названа «быстро распространяющимся», хотя и «теневым» и «антинаучным» направлением.

«Attachment  Therapy» - сегодня представляет самую опасную форму мошенничества в  США», - говорится на странице сайта (http://www.childrenintherapy.org/victims/victims.html), посвященной жертвам АТ (см. скриншот ниже).



«Для наиболее беззащитных и ранимых детей, находящихся в учреждениях опеки и приемных семьях или усыновленных  - эта лжетерапия несет невыносимые страдания. Каким образом внушение страха, голод, боль, унижение, искаженная картина реального мира, изоляция от друзей и семьи, угрозы и т.п. могут привести к привязанности, вере, любви и сделать ребенка счастливым? Мы должны знать, что это ведет к смерти», - предупреждают защитники детей (http://www.childrenintherapy.org/victims/victims.html).

Из приведенных на данном сайте материалов и других американских источников  можно узнать, что АТ в основном предполагает следующие  "терапевтические интервенции" (вмешательства):

ограничения в удовлетворении самых необходимых физиологических и психологических потребностей (в пользовании душем и туалетом, детских играх, разнообразии и количестве питания и др.). Считается, что для восстановления привязанности взрослый должен иметь тотальный контроль над ребенком. За него решают все: сколько и что можно есть, можно ли пить или пойти в туалет,

запрет на посещение школы;

насильственный глазной контакт;

установление видеокамер и сигнализации в спальне ребенка, будь то малыш, ребенок школьного возраста или подросток для полного контроля за действиями ребенка;

обращение с приемными детьми даже старшего возраста и подростками как с младенцами, например, кормление ребенка младшего школьного возраста из бутылки с соской, длительное ношение в слинге даже детей старше 1.5 - 2-х лет, разговор с подростком как с младенцем (согласно псевдонаучным представлением АТ такая "регрессия" будто бы индуцирует "привязанность к родителям");

применение опасного лженаучного метода "удержания" ("holding therapy"), при этом ребенка хватают, на него кричат, провоцируют. Якобы холдинг способствует "выходу гнева из ребенка" и "исправлению оппозиционного поведения" путем жесткого контроля (http://www.childrenintherapy.org/essays/overview.html ). Метод может привести к удушению ребенка.

Ниже приведена иллюстрация из книги Рональда Федеричи - одного из адептов АТ в США ( http://yuliamass.livejournal.com/126547.html ). На ней показаны рекомендуемые Федеричи приемы псевдонаучной "holding therapy"  для "смирения проблемного ребенка" - с целью насильственного развития у него "здоровой привязанности" к  приемным родителям (цитир. по: http://www.childrenintherapy.org/proponents/federici.html ).



Якобы при этом ребенок переживает "катарсис" с "освобождением от гнева".
Метод может привести к удушению ребенка.

Что представляет собой «родительство по Федеричи» также наглядно описано вот в этом материале на английском сайте ВВС:
http://www.bbc.co.uk/science/horizon/2000/problemchild.shtml ,
http://www.bbc.co.uk/science/horizon/2000/problemchild_transcript.shtml .

Материал содержит текстовую версию (транскрипт) телевизионной программы ВВС с описанием и обсуждением "метода Федеричи". Публикация и соответствующее ВИДЕО, выпущенное ВВС (http://www.films.com/ecTitleDetail.aspx?TitleID=24696&r ), носят характерное название: "Приручение проблемного ребенка" ("Taming the problem child").

В частности, в этой программе показали, как Федеричи применял свои «методы дрессировки» (включая описанное выше «удержание») на усыновленном двенадцатилетнем русском мальчике Сергее (привезенном в США из Петербурга в пятилетнем возрасте).

Вот для иллюстрации два кадра из  фильма "Приручение проблемного ребенка". Они демонстрируют псевдонаучную "холдинг-терапию", осуществлявшуюся (при участии Федеричи)  приемными родителями русского мальчика Сережи для его "правильного воспитания" и "реабилитации":


Мальчик вел себя недружелюбно по отношению к своим приемным американским родителям (даже агрессивно, как они считали). И они обратились за «помощью» к Федеричи. Причем в указанной статье цитируют высказывание Федеричи, где он утверждает, что у таких детей, как Сергей, вообще отсутствует "личность" («identity»). По словам Федеричи необходимо «сломать» эту «безличностную оболочку», чтобы затем «собрать заново». Еще он использует выражение "перепрограммирование" ребенка.

На признание родителей, что "метод" не принес обещанных "улучшений в поведении ребенка", Федеричи отвечает, что родители еще не проявили должной настойчивости. Такой ответ очень характерен для разного рода "целителей"-шарлатанов, которые всегда заявляют, что пациенты сами виноваты, если не выздоровели.

Еще один кадр из того же фильма, показывающий как подобную псевдонаучную "методику" используют для "терапии привязанности" у маленькой девочки:



Интересно, что в этой передаче за сирот вступается известный психолог из Великобритании проф. Петер Фонаги (Prof. Peter Fonagi). Вот его слова:

«Меня очень обеспокоило утверждение, что сначала надо разрушить кого-то, чтобы потом снова построить. Нормальный подход к исправлению расстройств поведения - это помочь родителям лучше понять своего ребенка. У этих детей очень нарушена самооценка, понимание того, кем они являются на самом деле. Если же вы постоянно еще больше разрушаете это чувство самосознания в ребенке, то в конце концов это приведет к тому, что ребенок станет еще более депрессивным и впадет в отчаяние».
****
Этот фильм был заснят в 2001 г., но нет никаких свидетельств, что с тех пор Федеричи осудил свои взгляды и изуверские методы  и отказался от них.

Не всегда АТ практикуется в таком полном объеме, как в приведенном выше списке. Можно видеть и урезанные варианты, но все равно они основаны на сходных ложных предрассудках в отношении приемных детей и их воспитания, на полном подавлении воли ребенка.

АТ-"терапевты" заявляют, что таким образом ребенок освобождается от "травм, полученных еще на внутриутробной стадии, в родах и младенчестве", из него "выходит накопленный гнев к биологическим родителям" (не дающий "привязаться" к усыновителям), возникающее чувство беспомощности и искусственное "погружение в состояние младенчества" якобы стимулирует "привязанность".

Как уже сказано выше, концепции и практики АТ не имеют научного обоснования, и их эффективность не имеет объективных клинических подтверждений (http://www.childrenintherapy.org/essays/overview.html ).

Идеология АТ, как отмечали  американские эксперты в своих критических публикациях,  имеет черты, общие, например, с сайентологией (в отношении методов "изменения сознания"), а не с научной теорией привязанности и доказательной психотерапией [см. в книге: Jean Mercer , Larry Sarner, Linda Rosa. "Attachment Therapy on Trial: Тhe Torture and Death of Candace Newmaker (Child Psychology and Mental Health). Praegers publishers, US. 2003. 255 p.].

В АТ просто спекулируют на терминах научной теории привязанности и доказательной психотерапии, как это характерно для  альтернативой (то есть, псевдонаучной) психологии и медицины  Нью эйдж.  В частности манипулируют имеющимися в МКБ - 10 и американском классификаторе болезней DSM-5 диагнозами, связанными с расстройствами привязанности.

Пропагандисты концепций и практик АТ из «нарушений привязанности» сделали некую универсальную страшилку. На «расстройства привязанности» они списывают все возможные проблемы: любые сложности в отношениях с приемными детьми, последствия перенесенных психических травм, болезни и результаты родительских ошибок (в том числе, совершенных из-за ложных советов АТ-"терапевтов")( https://www.mentalhelp.net/blogs/rad-children-false-information-and-dangerous-therapies, / , http://www.thedailybeast.com/articles/2015/03/14/the-worst-adoption-therapy-in-the-world.html ).

Навешивая с помощью придуманных ими опросников (не признаваемых доказательной медициной) свой ложный диагноз "нарушение привязанности" на всех приемных детей из российских детдомов, адепты АТ еще и создают негативный морально-нравственный портрет детей-сирот, фактически демонизируют детей.

Якобы у них  "нет совести из-за повреждения мозга", они лживы, притворны (даже могут "прикидываться хорошими и послушными"), страшные манипуляторы и стремятся контролировать возрослых, склонны к воровству, жестокости, "одержимы кровью"(!?)  и т.п. Родителям внушают, что нужно насильственным путем добиваться  "привязанности" детей к приемным родителям (используя методы АТ), иначе из них вырастают  "гитлеры", серийные убийцы и т.д. В МКБ-10 и DSM-5 и близко нет ничего подобного этим диким утверждениям.

АТ может подтолкнуть индокринированных этими концепциями приемных родителей как по наклонной плоскости - к жестокому обращению с детьми. Постепенно вовлекаясь в эти методы, родители могут перейти опасную грань, и в США это уже многократно случалось.

Таким образом при обращении к АТ, с одной стороны,  на здорового ребенка с помощью псевдонаучных опросников навешивают ложный диагноз и  стигматизируют. А с другой стороны, если у ребенка существуют реальные серьезные проблемы с поведением, психическим здоровьем и развитием,  то ему также будет поставлен заведомо ложный диагноз. И вместо получения своевременной помощи при обращении к морально и научно оправданной (доказательной) психотерапии, ребенок станет мишенью не только бесполезных, но и потенциально   опасных и вредных экспериментов.

Для АТ-терапевтов в США  - это прибыльный бизнес по продвижению своих сомнительных психотерапевтичесих услуг, эксплуатирующий реальные и воображаемые проблемы с воспитанием детей в приемных семьях. Свои псевдонаучные идеи АТ-терапевты  пропагандируют на многочисленных сайтах в Интернете, в "просветительской" литературе для приемных родителей и т.п.

Однако после ряда трагедий с гибелью детей от применения АТ, оказавшись под огнем критики, и боясь запрета на свою деятельность (в штата Колорадо запретили такой метод АТ, как ребефинг, а в штате Ютта - холдинг терапию), они стали использовать более скрытную тактику для своего продвижения.

Например, более не публикуют откровенные  ВИДЕО с холдинг-терапией. Вместо проведения холдинг терапии непосредственно  АТ-терапевтами, побуждают родителей осуществлять это самим. Все это прикрывается сладким сиропом разглагольстваний об "объятиях с любовью" и т.п. При этом по прежнему в материалах сайтов, связанных с АТ, даются ссылки на  "теоретиков" этого лженаучного направления,  методы которых привели к гибели детей. Поскольку по рекомендации АТ-терапевтов попавшие под их влияние родители часто практикуют  домашнее обучение   приемных детей, это еще более затрудняет контроль за деятельностью указанных  "альтернативных психологов"  (подробнее см. здесь: http://yuliamass.livejournal.com/235236.html). Такая способность к мимикрии  и изворотливость еще более сближает АТ с опасными деструктивными сектами, возникающими на фоне широкого распространения ньюэйджевского оккультизма (http://pstgu.ru/download/1161190066.Sektovedenie.pdf).

***И вот эта группа явилась в мае 2017 г. в Москву, а затем проследовала в Еактеринбург - с  "миссией"  "спасения" приемных семей России с помощью АТ. Компанию возглавляла Нэнси Томас - одна из наиболее активных пропагандистов и адептов АТ, автор разрекламированной в АТ книги "Когда любви не достаточно" ( АТ даже имеет другое название - "родительство по Нэнси Томас").

На упомянутом выше сайте "Защитники детей, подвергающихся терапии" ("Advocates for children in Therapy") для Нэнси Томас также отвели специальную страницу в разделе "поборники АТ" (http://www.childrenintherapy.org/proponents/thomasn.html ).



Я разговаривала со своей знакомой Н. (молодой мамой, по профессии детским психологом) вскоре после её посещения конференции Нэнси Томас, устроенной в Москве 15 - 18 мая 2017 г. ( https://vk.com/wall-32482446_216903). У неё осталось очень плохое впечатление от увиденного и услышанного, что не удивительно.

Если кратко, вот содержание рассказа Н. Было две параллельных конференции: для специалистов и родителей. Н. пошла на ту, которая была для родителей. Главная идея, которую Нэнси Томас продвигала на конференции, согласно Н., такая. Предполагается, что приемные родители всегда хотят сохранить свой прежний стиль жизни, возможность приглашать гостей и т.д. А это сложно сделать с "такими трудными детьми" (имеются в виду усыновленные и приемные дети). У них неправильное поведение, они - вонючие (из-за энуреза)  и т.п. ! Но, она, Нэнси - знает, как помочь родителям.

Лекция была во многом сосредоточена на биологических экскрементах детей, как будто это - главная проблема их поведения. При этом Нэнси Томас категорически утверждала, что, например "энурез - это всегда признак сексуального насилия”. Опыт с ее собственными воспитанниками она представляет как универсальный. Для лечения энуреза Нэнси Томас рекомендует следующее - заставлять даже маленьких детей самим стирать нижнее белье (одежду) холодной водой с уксусом в тазу.

Одна женщина спросила ее: "А если ребенку - только 1,5 - 2 года?"

Нэнси Томас ответила: "Ну, для таких маленьких детей я еще могу постирать нижнее белье сама …, но для более старших - нет, пусть сами стирают в тазу, холодной воде с уксусом… это помогает очень хорошо".

Примечательно, что по наблюдению моей знакомой, Нэнси Томас уходила от ответов на вопросы, которые противоречили ее “большому опыту”. Иногда она ссылалась на мнение некоторых “известных специалистов”, якобы подтверждающих её подходы, но не называла имен.

Ниже приведена также фотография с конференции.
На презентации можно снова видеть перечисление экскрементов (моча и др.), что кажется представляется центральной проблемой для Нэнси Томас. В данном случае я только стараюсь правильно воспроизвести рассказ очевидца.


И еще в добавление по этому поводу. Из свидетельств самих американцев, подвергающих критике методы Нэнси Томас и вообще все это лженаучное направление «Attachment Therapy” («терапии привязанности») в комментариях в интернете и т.п., можно узнать, что физиологические проблемы (энурез и др.) - непременная излюбленная тема выступлений Нэнси. Причем она все стремится "объяснить" именно якобы пережитым детьми сексуальным насилием, не пытаясь найти более простые причины (то же самое, впрочем, можно видеть и в её книге).

По словам американцев, критикующих методы Нэнси Томас, это особенно глупо, когда речь идет о детях 12 - 24 мес., тем более с учетом того, что сейчас в США среди части родителей распространилась мода (не слишком разумная) не приучать детей гигиеническим навыкам вплоть почти до 3-х лет. Особенно запущены в этом отношении бывают дети из фостерной системы. Однако Нэнси Томас не рассматривает такие простые возможности, зато обожает рассказывать всякие страшилки на сексуальную тему. Или объясняет энурез и т.п. стремлением приемного ребенка с "нарушением привязанности" намеренно раздражать родителей.

При входе Н. получила раздаточные материалы (буклеты) конференции,  с которыми я тоже имела возможность ознакомиться. Название конференции впечатляющее: “Вперед, к успешной жизни!”

Материалы включали информацию о «реактивном нарушении привязанности» (на англ.:  "Reactive Attachment Disorder, сокращ. RAD) в ложном понимании АТ, а также применяемый АТ-«терапевтами» псевдонаучный опросник, с помощью которого всех вообще детей можно записать не только в страдающие от «нарушения привязанности», но и в будущие преступники.  Фактически, это обвинительный акт  с "презумпцией виновности" для детей.

В отношении кормления даются такие жесткие рекомендации: самая простая пища три раза в день, в промежутках - сладости и подслащенное молоко, желательно из бутылки с соской для "развития привязанности". Согласно ложным представлениям «родительства по Нэнси Томас» сладости и подслащенное молоко якобы способствуют «индукции привязанности». Для части детей, особенно страдающим  плохим аппетитом,  увлечение родителей такими  «диетическими рекомендациями»  может резко повысить риск истощенности (с анемией), аллергии, детского диабета, снижения иммунитета. Да и вообще такой подход к детскому питанию - дикость с точки зрения доказательной педиатрии.

И подобных «перлов» - в этих раздаточных материалах множество. Присутствует и характерное заявление: только Нэнси Томас и её единомышленники могут помочь «таким детям». Якобы «обычные» (принятые) виды детской психотерапии на них не действуют. И если кто из соседей или родственников усомнится в правильности действий родителей, воспитывающих детей «по Нэнси Томас» - рекомендовано отвергать такую критику сразу же !  Все это очень напоминает директивы какой-нибудь деструктивной секты с жестким контролем своих членов.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СМ. ЗДЕСЬ:
http://yuliamass.livejournal.com/235689.html

дети-сироты, альтернативная психотерапия, привязанность, нэнси томас, психология

Previous post Next post
Up