Домашнее обучение, второй год, Максим, часть 2

Jul 27, 2014 11:34

Тут я бы хотела посмотреть на свой прошлогодний план и сделать какие-то наметки на будущее.


1.1. Математика, арифметика. План был:
а) "понять разряд числа". Понял. Сложность возникает в запоминание после тысячи, но в целом сама идея уложилась.
б) "повесили на стену таблицу умножения -- обращаться". Обращались, использовали, обращали внимание на всякие интересности (симметрия, четность и т.п.). В целом еще нет умножения, как навыка, но знакомство состоялось. В игре "Stone Age", где надо много умножать\делить все еще использует сложение\вычитание.
в) "научить упрощать себе арифметические действия". Познакомили, научили, применяет. При этом, правда, часто ошибается из-за невнимательности. Но в целом идею удобного подсчета понял, отрабатывал ее в течении года на подсчете очков в игре "7 Wonders".
г) "просмотреть программу первого класса украинской школы и английскую программу второго года и познакомить с тем, что пока упущено". Программу я написала. В нее смотрела. Общее развитие -- старались отрабатывать походу, в течении дня. Особое внимание уделяли времени. Повесили на кухне механические часы и регулярно на них смотрим. Арифметика отлично пошла в играх, в задачках от Беденко, задачи решал из его же книги с текстовыми задачами. Совершенно выпала геометрия и названия терминов.

Из планов:
а) написать программу второго класса, творчески ее совместить с первым классом (возможно, с третьим?) и получить связный список тем для изучения. Потому как сейчас с этим работать невозможно.
б) придумать _систему_ занятий. Разовые занятия без подготовки пошли плохо.
в) придумать интересную проверку знаний, для выявления пробелов. Возможно, использовать общую идею книг Дэвида Гловера (например, "Планета головоломок")
в) освоить игры Банды умников и в целом больше играть.
г) просмотреть доступные игровые математические сайты и с каким-нибудь подружиться.

1.2. Математика, логика. План был:
а) "реализовать подбрасывание задач". Реализовали. Во время формальных занятий все время были логические задачи. Интерес, это правда не принесло, хотя соображает и решает неплохо.
б) "найти ребенку тренера по шахматам и углубить его, уже имеющийся, интерес". Нашли, начиная с сентября Максим занимался шахматами. Первые полгода с большим энтузиазмом, последние пару месяцев через не хочу. Связываю это с усложнившимися домашними заданиями.
в) "съездить в лагерь в следующем году". Съездили. В целом довольны, но интереса со стороны Максима было заметно меньше.
г) "заниматься по книге Жени "Математика в твоих руках"". Занимались. Какие-то разделы пошли лучше, какие-то хуже. Но в целом, неплохо.

Из планов:
а) Продолжить занятия шахматами. Попытаться возродить интерес.
б) Купить, наконец, игру "Это логично!" и подбрасывать из нее задачки наравне с "Rush hours". В целом больше головоломок, пентамино, пазлы.
в) Прочитать еще раз Алису в стране математики -- медленнее и с отвлечениями.
г) подбрасывать задачки во время формальных занятий

2.1 Русский язык, навыки письма. План был:
а) "больше печатать". Не получилось. Печатал мало и нерегулярно с наладонника папе на работу. За компьютером не печатал вообще.
б) "больше писать руками". Научился писать. Писать умеет, может, но практически не пишет. Из хорошо -- выбирая между печатными и письменными все больше выбирает письменные.
в) "купила прописи Соболевой, может пойдут?". Пошли, но очень нерегулярно. Гораздо лучше пошел Бураков.

Из планов:
а) Начать посещать формальные занятий в русской группе с учителем русского. Внимательно смотреть на программу. Если будет фонетический разбор и непроходимые дебри -- забить.
б) Посмотреть на учебники русского, и начать потихоньку знакомить с проходимой орфографией и синтаксисом.
в) Придумать как писать больше, чтобы отрабатывался навык.

2.2. Русский язык, развитие речи. Планов особых не было.
Меньше играли. Интереса особого нет. Но речь достаточно развитая, богатая. Не проговариваем прочитанное. Хотя, наверное, морально-этические темы уже можно было бы обсуждать. Уровень книг это уже позволяет.

Из планов:
а) попробовать обсуждать "взрослые" книги с точки зрения поступков и характеров героев.

3.1 Русская литература, мое чтение.
План был: читать, читать, читать, получая от этого удовольствие. Читали гораздо меньше, чем в прошлом году. Связываю это с отсутствием удобного места для чтения и с моим нежеланием "развлекать" детей. Перед сном папа читает где-то в течении часа.

Из планов:
а) читать больше в течении дня, выделить на это время и место.

3.2. Русская литература, самостоятельное чтение.
В планах было: продолжать читать в слух, подбрасывать записки, обращать внимание на "легкие" книги. Читал и формально и просто так. Хорошо пошла серия про "Мулле-Мека", "Мышиный суп". Идея "я читаю часть -- ты дочитываешь остальное" или наоборот -- провалилась. Идея читать с наладонника большими буквами -- сначала пошла, потом заглохла. В целом прочитать может, но не хочет. Читает медленно и неуверенно.

Из планов:
а) не давить!
б) подбрасывать подходящие книги.

4. Английский. В планах было:
а) "продолжить Reading Eggs". Продолжили. Играл много.
б) "попробовать записать его в группу к репетитору по английскому языку". Не записала.
Кроме этого пробовали читать Usborne Very First Reading. Пошло, но без особой регулярности. Зато регулярно читает вывески на улице. Пробует переводить фразы в быту. Понимает базовый уровень. В целом появился интерес и желание заниматься.

В планах:
а) начать заниматься с репетитором и посмотреть, куда он нас приведет
б) купить еще один год на Reading Eggs, чтобы была возможность играть

5. Естественные науки -- физика, химия, биология. В планах было:
а) "продолжать ничего особо не делать". Ничего не делали. Была попытка ввести регулярные эксперименты с папой, но она продлилась всего пару недель.
б) "купила книгу по окружающему миру за первый класс, посмотреть, что упущено, познакомить.". Не смотрела.
Из дополнительного -- смотрели BBC фильмы о природе, фильмы из серии "Из чего это сделано", купили книгу "Как все устроено" и смотрели соответствующие мультики. Мультики пошли хорошо, книга открывалась пару раз. Слушали лекции Чевостика, в том числе про физику, химию. Купили таблицу Менделеева -- для знакомства.

В планах:
а) выделить время в течении недели для регулярных экспериментов.
б) смотреть больше фильмов. Каких?
в) найти место, чтобы повесить все купленные плакаты. Купить больше :)

6.1. География.
Особых планов не было. К большой карте мира в прихожей регулярно обращаемся. Повесили дополнительно комбинацию из карт физической и политической. Есть возможность сравнивать рельеф и политическое деление. Пробовала ввести недельные "проекты" (первой темой были "пингвины", их виды, места обитания, питание, различия). Без особой подготовки с моей стороны, на фоне не беглого чтения, добыча информации пошла плохо. Но интерес был, так что стоит эту тему доработать и продолжить.

Из планов:
а) выделить время и доработать тему с "проектами". Она заслуживает внимания.
б) смотреть больше фильмов. Каких?

6.2. История.
Особых планов не было. На фоне политической обстановке в стране, много говорили про Вторую Мировую. Купила энциклопедии Usborne из серии "See inside..." для первого ознакомелния и из серии "Internet-linked world history" на будущее. Слушали энциклопедии Чевостика про древний мир, Грецию, Рим, Египет. В целом обсуждали все очень мало.

Из планов:
а) додумать, наконец, и реализовать тему с лентой времени.
б) смотреть больше фильмов. Каких?

7.1. Искусство, Музыка.
В планах было ходить на концерты и выставки. Практически не ходили. Либо их было в целом как-то меньше, либо я потеряла нюх, но вообще в этом году мы выбирались куда-то гораздо меньше, чем раньше.

В планах: выбираться.

7.2. Искусство, Живопись.
Аналогично. Ходили меньше. Читали и смотрели меньше энциклопедий. Жаль.

В планах: на фоне улучшенного английского (я надеюсь!) попробовать возобновить посещение детских групп в Национальной галереи на выходных.

7.3. Рукоделие.
Планов особых не было. С учительницей мы расстались, так как дети полностью потеряли интерес к занятиях. А жаль. Максим при инициативе дедушки начал складывать модели. Сложил два самолета, танк и авианосец. Получается очень хорош и аккуратно. Освоил резиночки. Получается плести довольно сложные браслеты. Проснулся интерес к столярничеству.

В планах:
а) складывать дальше модели
б) искать и подбрасывать другие рукоделия.
в) возможно, как-то организовать столярничество с папой?

8. Спорт. В планах было:
а) "велосипед на улице" -- было и много. Перешел на 24-дюймовый.
б) "купить ролики и ролики на улице". Купили. Катался и много. Я тоже купила себе ролики, пару раз выбирались кататься вместе.
в) "если сдам на права и купим машину, возможно, попробовать ходить в бассейн". Сдала только летом, так что все еще в планах.
г) "в Киеве кататься с инструктором, и стрелять в тире". В Киеве были меньше, из-за ситуации, но, когда были -- катался и стрелял.
д) "регулярная зарядка вместе с папой". Регулярности не было, скорее разовые акции.

В планах:
а) начать таки бассейн
б) выбираться с Максом на роликах вместе
в) купить эксцентрик, научиться снимать колесо и выезжать в парки
г) учитывая наличие машины -- больше ходить.

В целом, год я оцениваю неплохо, но есть куда стремиться. Дети откровенно скучали в течении года. Хочется их, особенно, Максима больше занять. Формальные занятия сделать интересными и в целом как-то дождаться (привить?) интерес к познанию. Пока его нет. Пока вся инициатива исходит от родителей, а это не есть хорошо и правильно.

Макс, 7-plus, домашнее обучение

Previous post Next post
Up