НАЧАЛО БАЛТИМОРУ - НЕТ!
Чтобы бороться против создания авиабазы, местные жители даже сайт свой создали, который так и назвали:
Балтимору - Нет! Там (и в целой куче других материалов) прочитал, что нас всех ожидает:
«…Проектные работы по созданию авиабазы уже начались. Ориентировочный срок сдачи - конец 2011 года. Это действительно будет едва ли не самая крупная в России авиабаза. И создана она будет на базе уже существующего военного аэродрома «Балтимор». Его существенно расширят. Как сообщает ГТРК «Воронеж», сейчас на аэродроме около 60-ти самолётов, а вскоре их будет более двухсот. Рядом с уже существующей 2,5-километровой взлётно-посадочной полосой возведут ещё одну - длиной в 3,5 километра, - которая сможет принимать любые виды самолётов, включая самые тяжёлые «Боинги».
…Аэродром «Балтимор» находится в черте города, в Юго-Западном районе, и отступает от ближайших жилых построек микрорайона Тепличный меньше чем на два километра. А после реконструкции новая взлётная полоса окажется и вовсе в считанных сотнях метров от домов местных жителей и самолёты будут в буквальном смысле взлетать и садиться над головами воронежцев.
…В генплане аэродрома нет. «Балтимор» был построен в 1953 году. Тогда город заканчивался в районе мехзавода и аэродром находился вне городской черты. Но со временем Воронеж рос и развивался, а границы города постепенно «поглотили» аэродром. Тогда встал вопрос о переносе «Балтимора» за черту города.
В подтверждение слухов о переносе аэродрома можно привести тот факт, что в середине 90-х город спокойно раздавал земли в микрорайоне Тепличный под застройку в непосредственной близости от «Балтимора».
Да и в «Генеральном плане городского округа город Воронеж», который был создан в 2006 году и должен был наметить основной план развития столицы Черноземья до 2020 года, аэродрома «Балтимор» нет совсем. На его месте обозначены территории жилой застройки.
Сегодня в мэрии говорят, что федеральные власти не обязаны считаться с генпланом развития Воронежа, утверждённым на уровне города.
- Вопрос о создании авиабазы пролоббировал губернатор, - сообщили нам в пресс-службе областного правительства. - А что касается опасности её для жителей - это всё досужие домыслы. Просто расширять город в ту сторону больше нельзя. А так всё соответствует нормам.
…Мы пообщались с лётчиком, отставным офицером, который до сих пор работает на аэродроме «Балтимор» в гражданском персонале. По понятным причинам он не захотел афишировать своего имени, однако согласился поделиться своими мыслями:
- Авиабаза - это не только взлётно-посадочные полосы. Это ещё и огромные склады боеприпасов и ГСМ. Если на аэродроме будут базироваться 200 самолётов, то полёты будут проводиться 200 дней в году в две смены по пять часов днём и ночью. Сейчас в воздухе находятся 3-4 самолёта. А после расширения будут летать одновременно 10 машин. На «Балтиморе» будут базироваться самолёты Миг-25. Это очень мощная машина. У техников, которые обслуживают эти самолёты более 15 лет, от огромной нагрузки и вибрации, извините, развивается энурез. Будет огромная насыщенность радиолокационными системами. А это всё сотни киловатт, которые будут «греть» воздух. Причём не самые благоприятные для здоровья частоты. Ещё один момент: когда самолёт при взлёте набирает высоту 300 метров, из его двигателя, как при перегазовке у автомобиля, вылетает большое облако несгоревшего керосина. Естественно, всё это оседает на огородах и головах местных жителей.
Сейчас, если верить электронной карте «Яндекс», расстояние от взлётной полосы «Балтимора» до ближайших домов микрорайона «Тепличный» 1,6 километра. После строительства новой полосы длиной 3,5 километра это расстояние может сократиться до 800 метров».
(газета «МОЁ! Online» от 4 мая 2010 года) «…В Воронеже создаётся крупнейший в России военный аэродром на базе существующего «Воронеж-Б», то есть «Балтимор». Сюда уже переведены военные части из Иркутска и Ставрополя. Со временем территория аэродрома увеличится почти в 10 раз.
<…>
Воронежская база станет крупнейшей в России. Правда, в этом есть свои минусы, считают летчики. Дмитрий Лесков, старший летчик аэродрома «Воронеж-Балтимор»: “Когда у нас были полки авиационные разбросаны по всей территории Российской Федерации - их сложнее было отследить врагу, сложнее было нанести массированный удар”».
(ГТРК «Воронеж». 6 апреля 2010 года) «…создание в черте города крупнейшей в России авиабазы - угроза не только для их посёлка, но и для всего Воронежа».
(газета «МОЁ! Online» от 10 июня 2010 года) А вот просто крик отчаяния одного из местных жителей, в комментарии к материалу газеты «МОЁ! Online» от 8 декабря 2009 года:
razgulov
26.05.2010 12:10
«Я живу в поселке "Тенистый". Дом находится на расстоянии 1800 метров от взлётной полосы, самолёты проносятся над нашей крышей со страшным рёвом и днём и ночью, парами, четверками, садятся военно-транспортные самолёты, вертолёты. Меня лично немного спасает то, что я подолгу на работе. В выходные дни летают (как правило) меньше, но иногда тоже кошмарно. Например, 15.05.10 пришлось собрать семью и уехать из дома!!! Потому что годовалый сынишка кричит, плачет, и не знает в какой угол забиться от воя турбин!!! Уложить его ночью не всегда возможно, причина та же!! Кто считает что это нормально -- сам ненормальный!! <…>».
***
ТРАЕКТОРИЯ ПРОЛЁТА
Аэродром построен был давно и далеко за городской чертой. Я о его наличии знаю с конца 1960-х, когда в тех местах мы купили дачу и мне мимо аэродрома нередко пешком ходить приходилось: город заканчивается, с транспортом плохо, вот и топаешь, с асфальта сойдя, два километра полем вдоль шоссейки до самых первых, «ближних садов» (там участки под дачи ещё при Хрущёве давать начали). На самом деле это было не поле, а фактически территория военного аэродрома. Сначала его существование практически не замечалось, потом, когда там современные самолёты базироваться стали, они сами заявили о себе - рёвом мощных двигателей. Нередко было - идёшь вдоль шоссейки мимо, а на тебя
несётся громадная серебристая бяка с крыльями: это машина тяжёлее воздуха взлетает или на посадку заходит. Взлетает эта машина - и почти сразу, над твоей головой пролетев (если голова на ногах мимо взлеталища-садилища топает), оказывается над другим, ещё более жутким на данный момент объектом: так называемым «химзаводом», который всего лишь в нескольких километрах от аэродрома, но прямо рядом с дачным массивом находится. Рёв, доносящийся время от времени со стороны «химзавода», в несколько раз превосходит шум двигателей тяжёлого военного самолёта. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы сразу понять, что так могут реветь только ракетные двигатели. В период гласности нам рассказали, что там находится
испытательный стенд, на котором проверяют работу ракетных двигателей для «щита Родины». Но это ещё полбеды: оказывается, двигатели эти работают на гептиле. Что такое гептил, сейчас рассказывать не надо. Шум - сущие пустяки по сравнению с тем, что гептил ветром и облаками с дождём разносится по окрестностям. В 1990-е, когда предприятия ВПК прыть свою поумерили, гептильные страдания вроде бы прекратились. Но когда Россия «с колен вставать» принялась, испытания гептильных двигателей, говорят, возобновились…
…Давно, в конце 1960-х - начале 1970-х была в садах такая напасть: когда на яблонях появлялась завязь плодов, деревья чуть не полностью покрывались мешковидной паутиной, внутри которой шевелились бесчисленные червячки. Приходилось, чертыхаясь, руками или палкой снимать эти мешки паутины вместе с их обитателями и уничтожать. Успех был незначительным, червячки росли прямо на беспомощных глазах, жрали листья, внедрялись в плоды. В итоге значительная часть яблок пропадала, а те, что нам доставались, были зачастую червивыми.
В 1970-х червяки вместе с их паутиной вдруг пропали. Совершено неожиданно это было и непонятно. Но радоваться не пришлось: листва уже в начале лета почему-то начинала коричневеть, покрываться бурыми пятнами, скукоживаться и опадать. Деревья основательно оголялись, завязь тоже опадала, а те плоды, что оставались, покрывались странными, тоже буроватыми, пятнами. Тогда в газетах как раз о «кислотных дождях» стали много писать. Я сначала так и думал - это «кислотные дожди»: предприятий вредных в городе много, вот и дожди от них. А когда о гептиле узнал, мурашки по коже пошли: похоже, это был гептил. А мы этой дрянью детей поневоле кормили. (Керосин с самолётов на дачи тоже льют, но керосин не так опасен.) Так что червячки те старинные - благороднейшие по сравнению с человеком создания: они всего лишь дырочки в плодах проделывают, причём в заражённые яблоки не дураки лезть (поэтому знающие люди именно с червяками плоды покупать предпочитают).
…Но я немного в сторону от генеральной линии партии загнул. Потому что в паре километров от этого ракетно-гептильного стенда, немного дальше от города, находится печально знаменитая атомная станция теплоснабжения. Это в Горьком Немцову с ходу удалось такую же убрать. А в Воронеже хоть и прошёл в 1990-м референдум о её закрытии, станцию не демонтировали, а всего лишь законсервировали и в очередной раз пытаются достроить: надо же «мирный атом» прямо на дом доставлять! «Она такая безопасная, что может выдержать прямое падение самолёта на свой купол» - до сих пор твердят сторонники строительства ВАСТ, намекая, очевидно, на то, что самолётики с «Балтимора» каждый день над станцией туда-сюда летают. То, что трубы диаметром в человеческий рост ржавые над землёй многокилометрово висят, на это плевать: свищи и террористы для труб (которые и через безлюдный лес протянуты) - не проблема: главное, что самолётики могут спокойно на саму станцию падать…
Атомную станцию теплоснабжения не на случайном месте возвели, а рядом с водохоронилищем, недалеко от плотины, убившей реку Воронеж…
…В конце 1960-х я как-то пошёл на дачу не обычным путём, а, выйдя из города, сразу свернул влево, в лес. Иду это я, иду, впервые там иду, а склон крутой какой-то. Тут я соображаю, что там, далеко внизу, должна быть река Воронеж (она тогда ещё была, река эта). Но странность вдруг обнаруживается: леса уже и нет, спилен он. Лежат на земле громадные, вековые сосны. (Корабельные, как я потом узнал. И вроде бы из подобных царь Пётр Великий флот в Воронеже строил.) Ничего не понимаю: зачем спилены, кто лес старинный погубил? А никто и не губил. Это партия решила на месте древней реки современное водохранилище соорудить. Чтобы, значит, разрастающейся промышленности воду дополнительную для производственных нужд бесперебойно где брать было. И лес не уничтожали, а всего лишь ложе для водохранилища готовили. О лесе же, как раз наоборот, заранее побеспокоились, чтобы он под воду не ушёл и на корню не гнил. Советская власть - она же ведь заботливая и предусмотрительная, на века вперёд думала. Надо полагать, те самые века, что сосны эти росли…
Водохранилище в начале 1970-х сделали. Реки Воронеж не стало. Я ещё застал её стремительно несущейся по обширной пойме, меж плоских равнинных берегов. Первые годы в водохранилище можно ещё было купаться. Потом, естественно, загадилось оно, зацвело, появились зелёные водоросли. Быстро превратилось в водогноилище, в котором купаться запрещено. Пришлось как-то побывать за плотиной водохранилища: сначала не понял, что это за русло такое, безводное. В следующий момент до меня дошло, что это бывшая река Воронеж, уничтоженная заботливыми большевичками…
Были в период между Горбачёвым и XXI веком дискуссии насчёт того, что надо бы спустить водохранилище полностью или почти полностью, оставив необходимый, регулируемый подпор воды, - и река быстро бы возродилась, самоочистилась. Но разговоры остались разговорами, потому что власть в Воронеже осталась прежней, красной, а потом и по всей России она к советскости вернулась…
…В начале 1980-х там же, рядом с садами, но ближе «химзавода» с его испытательным стендом, возвели корпус цеха порошковой металлургии. Дело вроде прогрессивное: из металлопорошков очень хорошо спекаются практически готовые детали. Казалось бы, радоваться надо такому прогрессу науки, техники и технологии, однако оказалось, что это крайне вредное производство: сплошные канцерогены в воздух идут, поэтому располагаться такие предприятия должны далеко от жилых зон. Я не знаю, запущен ли этот завод или нет, но он является (или явился бы) лишь ещё одним вредоносным дополнением к тому, что уже есть…
…А дачи с садами и окрестные посёлки давно уже в городской черте. И насчёт военного аэродрома ещё при советской власти говорили, что скоро его оттуда уберут, а на его месте будет жилой массив. Есть даже план города, где на месте аэродрома обозначена разметка под будущую жилую застройку. И тут оказывается, что ничего подобного: внутри города, битком набитого опасными для жизни и здоровья промышленными предприятиями, будет крупная авиационная база…
В середине 1990-х избранный в пику Ельцину губернатор, бывший первый секретарь обкома партии, коммунист-ортодокс, выпросил себе в область выводимую из Германии танковую дивизию и как профессионал сельского хозяйства разместил её на юге области, посреди её знаменитых чернозёмов. Но даже этот идиотизм не идёт в сравнение с тем, что задумал нынешний режим, потому что танки не летают по воздуху, а дивизию расположили в малонаселённой местности, далеко от крупных населённых пунктов. А самолёты, как известно, летают. И летают они по воздуху высоко в небе. Временами самолёты падают…
***
ГЛАВНОЕ - ВОВРЕМЯ ОТЛЕТЕТЬ В СТОРОНУ
В Воронеже гражданский аэродром сначала располагался сразу за северной окраиной города и имел грунтовую взлётно-посадочную полосу под презрительным названием «кукурузное поле». После сильного дождя полётов, естественно, не было. В конце 1960-х я «имел счастье» пару раз пользоваться его тряскими услугами. Один раз полетел Ил-14-м, в первый и последний раз. Сразу после взлёта казалось, что самолёт вот-вот рассыплется на отдельные листы: так они вибрировали и рвались вон из своих заклёпок. Долетел до Минвод, там пересел на летевший транзитом из Прибалтики Ту-134 - и сразу почувствовал прелесть цивилизации (для СССР это был тогда суперсовременный, комфортабельный авиалайнер). На нём и долетел до Тбилиси…
Городу надо было строиться, расширяться, поэтому в середине 1960-х было решено построить новый аэропорт, в полутора десятках км на север от города, а «кукурузное поле» пустить под застройку. В самом начале 1970-х новый аэропорт заработал, от старого до недавних пор оставалось только здание, которое так и называлось: «здание старого аэропорта» (если кто бывал в Воронеже, оно находилось совсем недалеко от уродской и скандальной «красной пирамиды», бездарно содранной с не менее скандальной парижско-луврской).
Но если гражданский аэродром власти успешно перенесли подальше от города, то решение о переносе военного так и не было выполнено, - хотя дачный район давно уже, более двадцати лет назад, вошёл в городскую черту и тогда же упорно говорили, что военный аэродром вот-вот уберут, а на его месте будут жилые кварталы…
Я не знаю, кто конкретно принимал решение о создании авиабазы, но такое решение мог принять только стопроцентный… гм, как бы сказать помягче… - ведь по прямой от аэродрома до центра города - всего лишь несколько километров. Остаётся только надеяться, что наше высшее руководство к этой категории… гм… человечества не относится…
Я знаю более подходящее для этой авиабазы место. Оно уже успешно опробовано ещё 28 мая 1987 года. И, по сложившейся традиции, сделано это было немцами. Вернее, одним немцем, причём совсем ещё сопливым (ну, может, уже и не сопливым, но уж точно юным), по имени Руст. Который своим тихоходным одномоторным спортивным самолётиком с большого расстояния снёс со своих должностей сразу и министра обороны, и главкома ПВО, и целую кучу других военачальников.
И новую, пригодную для любых типов самолётов, которых нет ещё даже в проекте, взлётно-посадочную полосу знаю где соорудить: на месте Калининского проспекта (издевательски переименованного позже в Новый Арбат). Раз уж там было снесено всё, что можно было снести, то и второй раз можно снести всё, что там понастроили. Кто-то считает Москву несносным городом. А я вот считаю, что Москва весьма сносный город: там столько уже снесли, что скоро от Москвы один только лужок останется. Засаженный, правда, разнородными железобетонно-остекленевшими монстрами.
Но я отвлёкся от новоарбатской взлётно-посадочной полосы. Её, конечно, следует сделать очень широкой, продлить до самой Красной площади, а по краям застроить особняками всего высокого начальства, законодателей (в том числе мод), судейских, милицейских, воейских, спецслужбейских, олигархейских и прочая и прочая и прочая. Это для того, чтобы москвичам и гостям столицы жить не мешали, а в случае надобности чтобы начальству драпать сподручнее было…
Мавзолей, естественно, годится под склад бочек с гептилом, Спасскую башню снести к чёрту и на её месте поставить точно такой же формы и размеров ёмкость с авиационным керосином. Все остальные так называемые достопримечательности Кремля превратить в военные объекты: заменить их - по уже сложившейся московской традиции - муляжами с функциями хранения разных там бомб, ракет и термоядерных грибов.
Вы скажете, что я ахинею несу? - а какого чёрта у нас в Воронеже эту ублюдочную авиабазу гондобить?.. Кому она нужна, тот пусть её у себя и строит. Или сюда жить переселяется: надо, чтобы Премьеру и Президенту одновременно со строительством новой взлётно-посадочной полосы (но опережающими темпами) добротный особняк-тандем, на два входа, возвели, прямо у начала полосы, - чтобы на работу летать удобно было (здесь им обоим работы нет, главное кресло области их ставленником уже занято).
Теперь представьте себе: выходят оба тандемщика рано утречком каждый на своё крылечко, канаются на спичках, - в случае отсутствия оных на придорожных былинках, жаром двигателей не опаляемых, под напором струй из сопел не сгибающихся, - кому на этот раз первым, а кому вторым пилотом лететь, - и спешат к припаркованному ещё с вечера двухместному сверхзвуковику, выкрашенному в модный ныне жёлтый, канареечный цвет вперемежку с красным горошком - и надписью на фюзеляже: «Лада Поднебесная-Калина Красная». Лететь тут всего ничего, времени меньше займёт, чем с прежнего места жительства наземной машиной ехать. Зато каждое утро с шиком прямо к воротам Спасской башни подкатывать станут. Если на Красной площади приземляться, ещё кое-что по мелочам снести понадобится, но это уже совсем мелочи шикарной жизни.
Коли шум какой по ночам тревожить будет, там, в
Тенистом, и
психоневрологию свою подлечить можно. А когда рёв тяжёлых воздушных машин совсем невмочь станет, оттуда вроде бы недалеко и до более серьёзного заведения, гордо называемого
Орловкой, - под стать самолётам, над застывшими от страха и ужаса местными жителями реющим.
По правде говоря, в Орловку
(по родственному известную бывшему Президенту «великой державы») можно и сразу: вряд ли можно признать нормальными начальников, решивших авиабазу посреди города с миллионным населением расположить. Собрать бы таких начальников вместе и в одну большую общую палату поместить - пусть там между собой роли распределяют, кто из них Главнокомандующий, кто Президент, кто Губернатор, а кто Министр Обороны…
«…из всех навязчивых идей был выбран бред величья.
<…>
Толстый мужчина скатился с кровати, быстро стал на четвереньки и, высоко подняв обтянутый, как мандолина, зад, принялся отрывисто лаять и разгребать паркет задними лапами в больничных туфлях. Другой завернулся в одеяло и начал выкрикивать: “И ты, Брут, продался большевикам”. Этот человек, несомненно, воображал себя Каем Юлием Цезарем. <…>
- Уйдите! Я голая! - зарычал третий. - Не смотрите на меня! Мне стыдно! Я голая женщина!
Между тем он был одет и был мужчиной с усами». …В первой половине 1970-х мне прислали новенький двухтомник Эдгара По, который я (за исключением стихотворений) проглотил сразу. Рассказ «Система доктора Смоля и профессора Перро» заинтересовал меня особенным образом: в этом рассказе я, ещё не закончивший университет, но уже законченный антисоветчик, сразу усмотрел непроизвольный намёк на большевистских вождей и всю систему их власти, при которой параноики, одержимые манией величия и манией преследования, подчинили себе всю страну и много десятилетий творили в ней что хотели.
«…Всё это случилось по вине одного болвана-сумасшедшего: почему-то он вбил себе в голову, что открыл новую систему управления, лучше всех старых, которые были известны прежде, - систему, когда управляют сумасшедшие. Вероятно, он хотел проверить своё открытие на деле, - и вот он убедил всех остальных пациентов присоединиться к нему и вступить в заговор для свержения существующих властей.
<…>
- А сколько же времени держал этот сумасшедший бразды правления?
- О, очень долго, с месяц-то наверняка, а сколько точно - не скажу. Для сумасшедших это были славные денёчки, можете мне поверить! Они сбросили свои обноски и свободно распоряжались всем платьем и драгоценностями, какие нашлись в доме. Вина в подвалах chateau было хоть отбавляй, а ведь что касается выпивки, то в ней сумасшедшие знают толк, тут они настоящие дьяволы. И, скажу вам, жили они недурно. <…> Право же, это была превосходная система - простая, ясная, никакого беспокойства, прелесть да и только!..»
(Эдгар Аллан По. Избранные произведения в двух томах. Том 2. М.: ХЛ, 1972. С. 357.)
Сейчас, когда гебистский режим в карикатурном виде восстановил эту систему, поневоле вспоминается давно прочитанный рассказ Эдгара По…
…Впрочем, если все они считают себя нормальными людьми, место им тем более в сумасшедшем доме, потому что
«в Советской России… сумасшедший дом - это единственное место, где может жить нормальный человек». ПРОДОЛЖЕНИЕ