11 ноября 2005 года, пятница
Но гораздо интереснее про «элиты» (хотя это не про нас: в России осталась - и вновь наросла - только номенклатура; высокопарно выражаясь, можно смело заявить: власть России будет прирастать номенклатурой).
«Ответственные региональные элиты, которые будут заинтересованы в долгосрочном развитии, „культивировании“ своих территорий» - совершенно безответственное заявление.
Эти «элиты», то есть старая советская партноменклатура, очень ответственно ещё в конце 1980-х, подошли к чрезвычайно актуальной тогда проблеме собственного обогащения и личного хапежа. Это, конечно, ещё до двойного закона о предприятии и кооперативах началось, но с 1988 года бурным и мутным потоком в карманы старой номенклатурэлиты и новобандитов ринуло, а карманы были настолько бездонными, что вмещали в себя участки земли во много гектаров, целые особняки, громадные дачи, «элитные» дома в центре города. Номенклатура, «„культивировшая“ свою территорию» с младых комсорайкомовских времён, не упустила и последнюю возможность халявы в самом конце 1991-го, когда уже было известно о грядущем отпуске цен, - и давай растаскивать по карманам бесплатные квартиры, «Волги» и всякую мелочь. Эта «ответрегэлита» весьма успешно и с большой пользой для себя закрепилась на завоёванных ещё в брежневские времена позициях, отбила практически без потерь все атаки слабых и разрозненных дем - и околодем - сил (хотя какие там силы, когда речь только об отчаянных одиночках может идти) - красными и коричневыми поясами обложила всю страну, а при Путине помогла ему превратить эти пояса в обручи-удавки, - и только совсем наивный и ничего не понимающий в реалиях жизни человек может полагать, что где-то появится другая «элита». Никогда не появится: старая номенклатура не только сама до глубокой старости свою территорию «культивировать» будет, но и своих детей и даже внуков на это дело поставила.
А ведь к этому наиболее дальновидная часть партруководства и «органов» ещё задолго до перестройки готовилась, понимая, что на старой, загнанной донельзя кляче марксизма-ленинизма, постоянно спотыкающейся и на ходу загибающейся кобыле коммунистической идеологии далеко не уедешь - и призыв Бухарина «Обогащайтесь!» весьма успешно стал претворяться в жизнь советской действительности ещё при Брежневе, который покончил со строительством коммунизма за несколько лет до его программного завершения. Между высшим партруководством и верхушкой КГБ - между «цекистами» и «чекистами» - шла становящаяся всё более ожесточённой схватка за то, кто оседлает процесс обогащения. Квартирно-дачная недвижимость, движимость на колёсах, шмотки, тряпки, побрякушки заставляли гореть глаза самого стойкого «партийца» (когда летом 1980-го в Одессе мне сказали, что моряки привозят из «загранки» журналы, где Брежнев красуется на фоне личных иномарок, которые он коллекционирует, - я, честно говоря, тогда усомнился…). На рубеже 1970-х - 80-х «цекисты» и «чекисты» начали уже настоящую охоту друг на друга: сажали (как секретарей обкомов, так и министров), отстреливали, самострелялись, от инфаркта тогосветились… Главный идеолог Суслик вдруг помре, у Андропова «любимый» заместитель самозамочился…
В конце концов верх одержали, отбросив всякие кавычки, чекисты - как более продвинутые в рынок, чем обитатели Старой площади, для которых идеология была не превыше всего, но профессией, сильно зашорившей глаза.
КГБ ещё до перестройки занимался проработкой планов по перехвату собственности и денег: очень не хотелось у Цэ-Ка только на подхвате быть («не хочу быть столбовой дворянкой, хочу быть вольной царицей - и ты, капитал, чтобы был у меня в услужении…») - хотелось всем самому рулить - без вышестоящих надсмотрщиков, но с пособниками.
Поэтому двойной закон конца 1980-х был встречен во всеоружии и в полной боевой готовности: кругом, где ещё не было, распихали своих людей, особенно по «финасово-кредитным учреждениям» (зря, что ли, сейчас в банках сплошь гебисты?..), - радиотеле всегда было ими забито, - предприятия и так были в руках красных директоров, которые сразу кучу кооператовов при «своих» заводах организовали - и деньги мешками ковали - качали - таскали.
А Виспаныч когда «Газпром» возглавил, из министров в капиталиста мгновенно превратившись? - не в 1989 ли году, когда о Гайдаре, Егор который, почти никто ещё не слыхивал?..
Всю нефтегазовую и другие прибыльные отрасли уже тогда хапнули, денежные потоки и реальную собственность-недвижимость оседлали, но никто об этом сейчас не хочет говорить - даже «Свобода» не вспоминает, зато охотно даёт эфир тем, кто Гайдара с Чубайсом каждый день грязью поливает.
Картина в итоге вырисовывается следующая: неким неопытным пацанам достался опечатанный сейф, за который никто отвечать не захотел, только они на себя такую смелость взяли, - зато те, кому сейф раньше принадлежал, по всему миру раструбили, что там несметные богатства хранятся - в золоте, валюте и очень драгоценных камнях. Но когда пацаны сейф вскрыли, - ключей-то им не дали, затерялись, сказали, - то внутри оказались лишь непогашенные векселя и долговые расписки в толстенных, до отказа набитых папках с выпирающими боками - да пара кирпичей для смеху: прежде чем сейф бедным парням передать, прежние хозяева всё разбазарили, пропили, прокутили, друзьям за так пораздали - да по своим собственным карманам распихали, сейф на ключ закрыли, а ключ поглубже утопили, - и никто этим пацанам до сих пор не верит, что им сейф пустым достался…
И вот вся эта номенклатурэлита, во вкус денег войдя и власти обожравшись, с конца 1980-х принялась в «долины нищих» переселяться. За нашим домом на окраине города был питомник садово-парковых деревьев и растений, а дальше живописные холмы, спускающиеся к водохранилищу (бывшая река Воронеж) - мы иногда ходили по тем местам всей семьёй. И как-то несколько месяцев нас там не было - и вдруг, смотрим, - новые особняки там, где лесопарковая зона - и по всем правилам и нормам строить запрещено. В местной прессе - как же! - пик гласности! - шумок начался, потом, уже в начале 1990-х, и по телевизору очень смелые передачи, сюжеты, требования народных защитников!..
Ну, думаем, скоро снимать - с должности - начнут, сажать - вместо срубленных деревьев!.. Ни фига подобного! - ни одного не сняли, не посадили: номенклатура - глухая непробиваемая круговая стена, из-за которой своих наружу, где простой обыватель, не сдают.
Питомника давным-давно нет - а на его месте и далее вокруг - сотни особняков с участками, полученными по номенклатурному блату.
Ещё в самом начале называли имена и должности. Теперь всех не перечислишь: партсекретари, прокуроры, гебисты, менты, красные директора, крупные руководители, их родные, близкие, знакомые, челядь. Строили на кровные, трудовым потом заработанные. Чужим, конечно, потом - и кровью чужой. Хотя иногда и свою проливать приходилось, когда конкуренты на жизнь покушались.
Ответрегэлита Вор-ской крайности - классика номенклатурного жанра: почти вся из комсомольской мафии состоит - кого ни возьми. Начинали с комссекров ещё в вузах-техникумах, затем в райкомы комсомола, откуда куда угодно шагнуть можно было. Смеху подобно: два деятеля поочерёдно возглавляли один и тот же обком комсомола. Первый потом стал первым секретарём обкома партии, затем возглавил облДуму, впоследствие стал губернатором. Второй ушёл в КГБ, стал генералом облКГБ - потом отвоевал у первого губернаторское место: это уже при Путине произошло, когда гебистам дали зелёный свет, а тех, кто посторониться не успел - тем более не захотел - под откос пустили.
Мэр, вице-губернаторы, главы районов, Пенсионного фонда, банков, заводов, парохо… стоп, заехали!.. все, кого так или иначе знаю (лично, правда, ни одного: Бог миловал!) - секретарили в обл - на худой конец горкоме комсомола (они бы в обл- и горкомы партии переселились, но Соввласть и Ком-партия - к великому для них сожалению - закончилась (я не случайно единственное число употребил, потому что «Соввласть» - это и есть власть «Ком-партии» - одно и то же то есть), а жажда власти - на горе остальным - колоссальная осталась - и, к несчастью, вовсе не на глиняных ногах.
Соввласть кончилась, но поручно-круговая опора и взаимовыручка остались. Вот первый секретарь обкома промахнулся, когда за год с лишним до путча был избран на свой пост в пику Горбачёву, - думал, что он самым главным начальником стал - а тут вдруг его руководящие сверху товарищи путч случили - и этот товарищ прогадал: аж три месяца безработным ходил! Но не тут-то было!.. Не имелось в его родном сельхозе должности проректора по зарубежным связям - так срочно для него лично сделали, чтобы несчастный с голоду не помер. Номенклатурного. Зато затем открылась ему широкая - асфальтированная - дорога в главы облдумы, - с карьерным ростом до губернатора. Тот ещё товарищ? - да тот, конечно, как же не тот!..
Они же ещё со студенческой скамьи осознавали, что они - уже номенклатура (со школьной - не знаю, в школе с ними не учился): один открыто говорил, что распределение ему не грозит - он сразу после вуза получает место замсекретаря парткома атомной станции, другой прямо с военных послеуниверситетских сборов отправился на годичную учёбу в Мишуге, которую Путин прошёл, но позже (да! - Мишуге - это по-немецки «Минскер шуле (дер) гестапо» - Минская школа КГБ - если кто немецкий забыл), - ведь более ни на что не был способен - и в то же время способен на всё - ну, почти на всё: всё равно толком ничего не знал и не умел, кроме как стучать и на стук отвечать - дятел и плотник, стук-постук-работник…
А ещё двое после сборов прямо с вокзала отправились по своим рабочим местам: в профком и комитет комсомола, нам руку на прощание побрезговав подать…
Так что вся эта ответрегэлита ещё в конце 1960-х - начале 1970-х по карьерной лестнице эскалатором безостановочено вверх поехала - я раньше помру (и уже скоро), чем они власть отдадут. Сдохнут - но не отдадут, всех других на тот свет отправят - но не отдадут. Рассчитывать не на что. А тем, кто вопит, что в Вор-ской крайности в 1990-х демократы были у власти - я лично, в рот не заглядывая, и просто не глядя - в глаза плюнуть готов: ни одного демократа не то что во власти - вообще не видел!..
Я понимаю, что крах Соввласти поломал карьеру Ходорковского по традиционной номенклатурной линии. Я верю, что он как высокий профессионал в своём деле и превосходный организатор производства действительно вывел ЮКОС из прорыва, наладил его работу, сделал компанию высокорентабельной, выплачивающей в федеральный и другие бюджеты громадные налоги, сделал компанию прозрачной. Финансировал образовательные программы и детские дома. Финансировал разнородные политические партии. Но он начинал работу не с нуля. Он не создавал компанию на пустом месте - поэтому я никак не могу принять его левый политический уклон: логотип ЮКОС я впервые увидел во второй половине 1990-х у крупной бензозаправки, мимо которой каждый день проходил. Это было как раз тогда, когда к власти в области вернулись коммунисты - и демократические газеты писали о том, что Ходорковский лично договорился с тем самым красным губернатором о финансировании его программ. То есть за то, что тов. Ша позволит тов. Хо беспрепятственно развивать свой бизнес на «культивируемой» тов. Ша с его Ша-йкой территории, тов. Хо должен откупиться в удобной тов. Ша форме.
Откупной бизнес называется.
Тов. Ша вкупе с такими же красными ортодоксами делал всё возможное, чтобы не допустить частной собственности, затем, в первой половине 1990-х, - всё, чтобы вернуть Соввласть и наложить свои краснопартийные лапы на всю собственность - и Ходорковский не имел никакого права финансировать - в какой бы то ни было форме - краснокоричневые партии и отдельных их деятелей. В конце 1990-х я не слышал о Ходорковском, а о ЮКОСе у нас думал, что это бизнес. Теперь оказалось, что это не так или не совсем так: эта приверженность левой идеологии оказалась у него неистребимой - и это, по сути, продолжение того давнего соперничества «цекистов» с «чекистами». Вот в этом главное заблуждение, главная ошибка Ходорковского: нельзя позволить коммунофашистам вернуть себе власть, нельзя помогать им в этом - даже противостоя другой ипостаси тоталитарного режима прошлого - всеохватному гебизму, который олицетворяет сейчас Путин. Для страны это называется из огня да в полымя, а для простых и нормальных людей - что «цекисты», что «чекисты» - что коммунисты или гебисты - всё одно: что в лоб что по лбу - одно хужее другого.
Давно известно: если скрестить красного ежа с коричневым ужом - получится ржавая колючая проволока. Но не надо эту проволоку красить - тем более новой заменять.
Никогда не будет номенклатурэлита свою территорию «культивировать» - она возделывает личный сад - с построенным в нём добротным особняком.
Между прочим, «особняками» раньше гебистов называли…
На «элитные особняки» не надейся - сам не плошай!
ОКОНЧАНИЕ