Большой террор. Суд над Сталиным

Mar 05, 2024 09:09

В этот день - а сегодня 71-я годовщина смерти Сталина - было бы неверно не вспомнить про мой цикл о Большом терроре. Однако, сегодня я не стану разбирать специфику очередного репрессивного оперприказа НКВД. Сегодня я предлагаю поговорить совсем о другом.

Большой террор был не просто преступен с моральной точки зрения. Он был преступен с точки зрения советского закона. Ни конституция 1936 года, ни УК союзных республик, ни уголовно-процессуальное законодательство в принципе не предусматривали никаких юридических механизмов, которые бы позволили НКВД запустить работу троек. Более миллиона человек были расстреляны или отправлены в лагеря на основании оперприказов, которые прямо нарушали закон СССР. Потом будут рассказывать, что пришел добрый Берия и начал реабилитацию, но если в результате этой "реабилитации" освободили тысяч сто пятьдесят - это ну очень хорошо. Это, конечно, лучше, чем ничего. Но... Впрочем, речь не про Берию.

Речь о том, что с подачи Политбюро ЦК ВКП(б) и под жестким контролем Политбюро ЦК ВКП(б) НКВД СССР осуществил массовые незаконные акции по репрессированию около 1,3 млн человек, из них более половины были расстреляны. В этой цифре не учтены те, кого попросту забили до смерти в отделениях НКВД. Приговоры вынесены теми, кто никаких приговоров ни малейшего права выносить не имел. Их полномочия по вынесению приговоров делегированы им теми, кто ни сам не имел таких полномочий, ни, тем более, не мог их никому передать.

Но если есть явное нарушение закона - должно быть и предусмотренное наказание. Именно поэтому я и решил прикинуть - а что можно инкриминировать по советским законам 1937-38 годов членам Политбюро ЦК ВКП(б), проведших незаконную и преступную репрессивную операцию, обреченную стать одной из самых масштабных и кровавых за всю историю человечества?





Руководствоваться нам предстоит Уголовным Кодексом РСФСР в редакции 1926 года с огромным перечнем внесенных изменений. По приведенной ссылке, строго говоря, включены изменения вплоть до 1956 года, но наличие отсылок к этим изменениям позволит нам отсечь те из них, что сделаны после 1938 года.

Определимся с преступлением. Налицо группа лиц, которые, используя свое высокое государственное и партийное положение, воспользовались властью для проведения широкомасштабных незаконных репрессий, повлекших массовые расстрелы и заключение в лагеря граждан СССР. Повторюсь, грубейшим образом нарушив основные советские законы - Конституцию, а также союзные УК и УПК.

Краткая справка:

Старт Большому террору положило Постановление Политбюро "Об антисоветских элементах". Именно в нем появляются массовые расстрелы "в порядке административного проведения через тройки". Оперприказом НКВД №00447 установлен состав троек и установлены лимиты на количество расстрелов и заключений в лагеря. Превышение лимита допускалось лишь по согласованию с Политбюро, однако в НКВД действиями Ежова создавалась атмосфера, в которой региональные руководители НКВД прямо побуждались к все новым и новым запросам на повышение лимита. Те, кто лимит не выбирал, получали порицания, а те, на кого порицание должного влияния не оказало, сами репрессировались. Запросы Политбюро получало неоднократно от каждой республики и области, запросы неизменно визировались членами Политбюро во главе со Сталиным до самого завершения Большого террора. Любые рассуждения о том, что кто-либо из членов Политбюро не знал о происходящем, заведомо бессмысленны.

Помимо оперприказа №00447, был издан ряд иных оперприказов, санкционирующих массовые расстрелы и заключение в лагеря - 00485,00593, 00693 и прочие. Для всех массовых операций характерен внесудебный (следовательно, преступный с точки зрения советского закона) порядок расправы. За период Большого террора органами НКВД расстреляно более 600 тыс. человек и отправлено в лагеря более 500 тыс. человек.

Теперь определим круг наших "героев". Это члены Политбюро Сталин, Молотов, Ворошилов, Каганович, Калинин, Андреев, Косиор, Микоян, Чубарь. И кандидаты Рудзутак, Постышев, Петровский, Ежов. Последний также выступает в качестве исполнителя, занимая должность народного комиссара внутренних дел.

Что мы можем этим людям инкриминировать?

Разберем статью 58-1 УК РСФСР: Контрреволюционным признается всякое действие, направленное к свержению, подрыву или ослаблению власти рабоче-крестьянских Советов и избранных ими, на основании Конституции Союза ССР и конституций союзных республик, рабоче-крестьянских правительств Союза ССР, союзных и автономных республик, или к подрыву или ослаблению внешней безопасности Союза ССР и основных хозяйственных, политических и национальных завоеваний пролетарской революции.

Здесь мы очевидно встречаем определенное противоречие. С одной стороны, налицо явный подрыв и ослабление советской власти. Невозможно иначе понять ситуацию, когда по указанию руководства политической партии грубо нарушаются основные законы, установленные все той же советской властью. Однако, необходимо помнить, что в состав Политбюро входят председатель СНК Молотов и председатель ЦИК Калинин. Кроме того, хотя юридически их действия как будто отвечают заданному статьей 58-1 критерию, в реальности речь идет о руководителях партии, которая, собственно, осуществила революцию, породившую советскую власть - во всяком случае, в виде единственной власти в России. Речь идет о партии, которая согласно Конституции является ядром государственной системы. И, хотя УПК РСФСР не декларирует приверженности презумпции невиновности и не указывает, что любое сомнение должно трактоваться в пользу обвиняемого, мы едва ли можем обвинять Сталина и прочих членов Политбюро в контрреволюционном преступлении. Разумеется, при помощи сталинских методов мы без труда добьемся от Сталина признания в том, что он всю сознательную жизнь шпионил на Черчилля. Однако, нас в данном случае интересует юридическое разбирательство, так что признанию обвиняемого придется снять корону и немного посидеть в углу. В случае Большого террора речь очевидно идет не о посягательстве на советскую власть и завоевания октябрьской революции, а о злоупотреблении властью.

Но советское уголовное законодательство к таким злоупотреблениям, если они не связаны с контрреволюцией, относится достаточно безразлично.

По большому счету, единственное, что можно инкриминировать членам Политбюро в связи с их непосредственными действиями - это две статьи из 3 главы УК РСФСР ("Должностные преступления").

Статья 109. Злоупотребление властью или служебным положением, т. е. такие действия должностного лица, которые оно могло совершить единственно благодаря своему служебному положению и которые, не вызываясь соображениями служебной необходимости, имели своим последствием явное нарушение правильной работы учреждения или предприятия или причинили ему имущественный ущерб, или повлекли за собой нарушения общественного порядка или охраняемых законами прав и интересов отдельных граждан, если эти действия совершались должностным лицом систематически или из соображений корыстных, или иной личной заинтересованности, или хотя бы и не повлекли, но заведомо для должностного лица могли повлечь за собой тяжелые последствия...

Статья 110. Превышение власти или служебных полномочий, т. е. совершение действий, явно выходящих за пределы прав и полномочий, предоставленных законом совершившему их, при наличии признаков, предусмотренных в предыдущей статье...

По обеим статьям предусмотрено наказание в виде лишения свободы не ниже 6 месяцев. Однако, для статьи 110 предусмотрено квалифицирующее обстоятельство: "если превышение власти или полномочий сопровождалось, сверх того, насилием, применением оружия или мучительными и оскорбляющими личное достоинство потерпевшего действиями", срок лишения свободы увеличивается до минимум 2 лет.

Следует сделать важную оговорку. Совершенно очевидно, что прямое нарушение закона и прямое злоупотребление властью совершил наркомвнудел Николай Ежов. Но можем ли мы инкриминировать это же преступление прочим членам Политбюро? Иосиф Сталин на указанный период никаких государственных постов не имеет в принципе. Остальные имеют, но применительно к Большому террору никак не злоупотребляют полномочиями, которыми они наделены как госслужащие. Поэтому все за исключением Ежова могут рассматриваться лишь как партийные чиновники. Однако, означает ли это, что они не совершили ровным счетом ничего плохого, а всего лишь рекомендовали Ежову нарушать закон, сами при этом не неся никакой ответственности?

Напомню, что согласно Конституции СССР 1936 года, ВКП(б) представляет из себя "руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных." Важно понимать, что перед нами - высшие руководители партии, которая и де-факто, и де-юре воспринимается как ядро советского государства. Перед нами высшие руководители партии, членами которой являются все организаторы и участники Большого террора за исключением исполнителей самого низового уровня. В конце концов, перед нами люди, к которым за прямыми согласованиями обращаются исполнители Большого террора: запросы на повешение лимитов отправляются в ЦК, и отвечает на них Политбюро. Иными словами, говорить, будто партийные руководители не несут никакой ответственности за Большой террор лишь оттого, что не имели однозначно очерченных полномочий в рамках государственного аппарата, является примитивным лицемерием и откровенным словоблудием.

Перед нами лица, которые, обладая колоссальным уровнем влияния на происходящие в стране процессы, использовали это влияние, побуждая подчиненных им по партийной линии госслужащих прямо нарушать закон. Кроме того, примечание к ст.109 гласит: "Под должностными лицами разумеются лица, занимающие постоянные или временные должности в государственном (советском) учреждении, предприятии, а равно в организации или объединении на которые возложены законом определенные обязанности, права и полномочия в осуществлении хозяйственных, административных, профессиональных или других общегосударственных задач."

На мой взгляд, вышеперечисленное категорически доказывает, что ВКП(б) несомненно входит в список "организаций, на которые возложены полномочия в осуществлении общегосударственных задач в СССР", а потому злоупотребление партийным чиновником своей властью также может и должно рассматриваться как нарушение статей 109-110 УК РСФСР. В нашем случае Политбюро ЦК ВКП(б) выступило первичным инициатором Большого террора, оно же визировало запросы на повышение лимитов, прямо поощряя противозаконную деятельность НКВД. Не говоря уж о том, что без прямой санкции Политбюро невозможно формирование троек, в которые в обязательном порядке входили представители партийной номенклатуры, а без инициативы Политбюро не возникло бы и самой потребности формирования троек.

Другое дело, что сама идея подсудности членов партии государственным органам и судам не очень-то заложена в законодательство. Уж точно не на уровне прямого декларирования. Не говоря уж о том, что аресты членов партии органы вынуждены были согласовывать с самой партией.

Но все, что я вам могу предложить в рамках этих двух статей - это срок от двух лет для наших подсудимых, и то при допущении квалифицирующего обстоятельства статьи 110. Я бы сказал, что допущение это выглядит крайне натянутым. Поэтому следует применять указанный статьями срок от 6 месяцев. Впрочем, важно указать, что обе статьи устанавливают лишь минимальный срок наказания, но не устанавливают максимального. Но об этом мы поговорим чуть позже.

Обратимся к главе 6 УК РСФСР (преступления против жизни, здоровья, свободы, достоинства личности).

Здесь нас интересуют статьи:
136. Умышленное убийство / в) способом, опасным для жизни многих людей или особо мучительным для убитого; е) с использованием беспомощного положения убитого /;
137. Умышленное убийство, совершенное без указанных в ст. 136 признаков;
142. Умышленное тяжкое телесное повреждение, повлекшее за собой потерю зрения, слуха или какого-либо иного органа, неизгладимое обезображение лица, душевную болезнь или иное расстройство здоровья, соединенное со значительной потерей трудоспособности;
143. Умышленное легкое телесное повреждение, не опасное для жизни, но причинившее расстройство здоровья;
146. Умышленное нанесение удара, побоев и иные насильственные действия, сопряженные с причинением физической боли;
147. Насильственное незаконное лишение кого-либо свободы.

Разумеется, сами члены Политбюро никого не убили, никому не причинили тяжкого телесного повреждения и сами никого незаконно свободы не лишали. Ну разве что Ежов иной раз мог на допросе зарядить особо важному заключенному по физии. Но здесь наличествует одна очень важная деталь: именно членами Политбюро создана противоречащая законодательству СССР юридическая система, при которой следователи НКВД и члены троек выносили смертные приговоры. Именно Политбюро и лично Сталиным санкционированы пытки.

Каждый отдельный расстрел и каждый отдельный случай применения пыток является отдельным преступлением, совершенным конкретным сотрудником НКВД. Однако, над этим сотрудником НКВД стоит уходящая вверх вертикаль власти, которая своими прямыми указаниями прямо санкционировала, побуждала и требовала от этих сотрудников совершать данные преступления. Это не эксцесс исполнителя - налицо явно работающая система, которая стремится к совершению пыток, к незаконным заключениям в лагеря, к незаконным расстрелам.

Статья 17 УК РСФСР гласит: "Меры социальной защиты судебно-исправительного характера подлежат применению одинаково как в отношении лиц, совершивших преступление - исполнителей, так и их соучастников - подстрекателей и пособников."

То есть, мы имеем полное право считать всех членов Политбюро соучастниками каждого незаконного расстрела. Каждой пытки. Я сейчас не беру ВКВС - там, при всей трагикомичности ситуации, речь идет о вынесении законным судом законного приговора. Все приговоры, вынесенные тройками, заведомо незаконны и заведомо нарушают Конституцию СССР и УК и УПК РСФСР и иных союзных республик. Расстрел по приговору тройки юридически с точки зрения советского закона является заведомым убийством.

Но какому же наказанию могут быть подвергнуты члены Политбюро за злоупотребление властью, повлекшее чудовищные нарушения советской законности, и за соучастие в более чем шестистах тысячах убийств?

По всей совокупности предъявленных обвинений мы можем приговорить всех членов Политбюро... к 10 годам лишения свободы.

Все дело в том, что согласно статье 28 УК РСФСР, лишение свободы устанавливается на срок до 10 лет. Больше можно только в одном случае - если обвиняемый идет по печально известной 58-й статье. Тогда можно до 25 лет. Но, как я уже писал, 58-ю Сталину можно пришить лишь сталинскими же методами.

Понятно, что налицо огромный ворох преступлений. Чудовищных преступлений. Но больше 10 лет по этим статьям не дашь при всем желании. Положение дел изменится в 1954, когда статья 136 будет дополнена расстрелом за убийство при особо отягчающих обстоятельствах. Но это - только в 1954 году.

Так что - по десятке, граждане. По десятке на душу населения.

Кстати, как вы, наверное, теперь понимаете, цитата Глеба Жеглова играет непонятным рядовому зрителю оттенком - он стращает Ручечника и его подругу максимально возможным для них сроком. Обычный, неполитический уголовник больше 10 лет при Сталине получить не мог независимо от тяжести преступления.

Из 14 членов и кандидатов Политбюро пятерых награда все-таки нашла. Однако, следствие и суд над Ежовым, Косиором, Чубарем, Рудзутаком и Постышевым велось не юридическими методами, а по-сталински. Так что все они были расстреляны по откровенно идиотским обвинениям. Впрочем, все они, за исключением Ежова, и в Политбюро, и в организации Большого террора находились даже не на вторых, а на третьих ролях.

Сталин, история, антикоммунизм, юридическое

Previous post Next post
Up