Фризы опасносте!

Nov 19, 2023 10:01

А сегодня мы поговорим о немецком кино про любовь. Гусары, молчать!

Довелось мне тут исхитриться найти в этом вашем интернете немецкий фильм 1935 года "Фризы в опасности", также известный как "Красный шторм над деревней". И не только найти, но и посмотреть, превозмогая полное незнание немецкого и довольно относительное знание английского - русских сабов к фильму не полагалось.

И, в общем, впечатление фильм оставил такое, что прям-таки тянет про него написать.



Во-первых, некоторое время назад я писал про великолепный итальянский фильм 1940 года " Осада Алькасара". И, открывая "Фризов", испытывал смутную надежду, что сумрачный немецкий гений не посрамит свою сумрачность. Реальность оказалось сурова, а сумрачность гения - гораздо сумрачнее, чем ожидалось...

Итак, мы перемещаемся в... внезапно Поволжье. Где посреди моря живут на необитаемом острове туземцы. Или нет. В общем, действие фильма разворачивается в деревне, которая живет, не имея ни малейшего представления об окружающем мире. Там не знают ни о случившейся в России революции, ни о произошедшей коллективизации. Просто отдельно взятая деревня, в которой трудолюбивые немцы построили этакий отдельно взятый коммунизм.

И вот в эту самую деревню заявляется некий человек, ушедший из нее давным-давно, а теперь вернувшийся. И рассказывает, что вокруг творится ну такая хтонь, такая хтонь...

- Я немецкий пастор. Мы голодаем. Нам прислали эти продукты, потому что мы голодаем. Неужели это преступление?
- РАААССТРЕЕЕЛИИИИИРТ!!!

Если вы думаете, что я стебусь - не, там реально такой диалог есть в сценах, изображающих, какие творятся дела за пределами немецкой деревни с отдельно построенным коммунизмом. Как только наш возвращенец рассказывает, что злые bolsheviks режут все, что шевелится, а что не шевелится - шевелят и режут, в небе появляется аэроплан. Белокурые девушки бегают в ужасе и кричат про "железную птицу в небе какой ужас што это такое ааа мы все умрем!!!11". Позеленевший от ужаса возвращенец шепчет "они идут!" - и помирает. Ладно, шучу. Помрет он чуть позже. Все остальное там примерно так и выглядело.

Потом появляются злые bolsheviks. Которые начинают с того, что рассказывают местному председателю колхоза пастору, что они красные, добрые и пушистые, у них демократия, но голод. Так что надо делиться. А пастор этот несколько двинут на теме "любая власть от бога" и на этом основании беспрекословно готов подчиняться любому требованию bolsheviks. Которые, естественно, начинают хаметь. К слову, чаще всего bolsheviks общаются на вполне приличном русском языке, изредка переходя на какую-то странную смесь польского с тайским.

Кроме того, их капитан - персонаж откровенно полуазиатской внешности, о котором мы узнаем, что он еще до революции был офицером - немедленно начинает подбивать клинья к одной из местных девушек. Она немка только наполовину, а на вторую половину - кто-то еще. Русская, наверное. Но это неточно. В любом случае, она такая же белокурая, как и все остальные. Ну просто мечта селекционера-евгеника. У товарища офицера и фройляйн начинается любоф, а красные в это время активно обирают местных при полном попустительстве пастора. Потому что вся власть от бога. Он, по идее, по совместительству глава деревни, но ведет себя, как какой-то бургомистр при оккупационной власти.

Заканчивается все тем, что bolsheviks выдаивают деревню чуть не досуха, на возражения пастора капитан отвечает "ну мыздесьвласть, значит, от бога, так что не дрыгайся". Пастора этот аргумент полностью устраивает. Фильм вообще имеет ясно различимые антирелигиозные оттенки, поскольку слепая покорность пастора "любой власти, потому что любая власть от бога" выглядит, мягко говоря, не всегда адекватной. Пастору противостоит Клаус. Это такой идеальный образ идеального национал-социалиста. Он силен, он смел, он решителен, он уверен, что все в этой жизни должно быть в руках не бога, а человека, а под любовью к ближним понимает исключительно любовь к представителям своего народа, но уж точно не к кому-то там еще. А если какая-то там вера с этим не согласна, то это ее проблемы. К слову, Клаус по совместительству является приемным отцом той самой фройляйн, к которой успешно подбивает клинья капитан. Правда, о подбивании клиньев и об их успешности он пока что не догадывается.

По совету Клауса немцы начинают запасать оружие. А фройляйн их сдает. Не специально - просто ляпнула что-то такое к слову, а капитан не дурак - сообразил. В результате происходит обыск, часть оружия попадает к коварным bolsheviks. Клаус просекает, откуда пошла утечка информации. И делает фройляйн секир-башку путем оставления насмерть посреди болота.

Тут вместо капитана в деревню присылают совсем уж отбитого комиссара, который первым делом вместе с вверенным ему личным составом устраивает в местной церкви пьяный дебош.

Еще не убывший капитан, собиравшийся уехать с возлюбленной, обнаруживает наличие ее отсутствия. Далее мы наблюдаем единственную действительно сильную сцену в фильме. Он понимает, что немцы его фройляйн убили, орет и бросается на них с кулаками, орет и бесится. Сцена действительно яркая и сильная. Но заканчивающаяся ничем. А к пастору приносят несчастную изнасилованную русскими девушку (как видим, нацистская пропаганда раскрывала тему двух миллионов изнасилованных немок еще до того, как это стало мейнстримом). Тут мы понимаем, что bolsheviks не только отмороженные на голову, но и невероятно коварные, потому что они несчастную мало что изнасиловали и убили, так еще и потом обрядили обратно в классическое немецкое платье с закрытым воротником и подолом до пят. Причем обрядили так, чтобы оно на ней сидело, как влитое и идеально разглаженное. Как мы помним из фильма про князя Владимира, злые bolsheviks насилуют женщин не отцепляя меча от пояса. Ну а несчастные немки насилуются, не снимая платья. Национальная особенность-с.

Ну а затем немцы убивают злых bolsheviks и отправляются искать себе новую родину. Хэппи энд.

Ну а теперь небольшое отступление.

Фильм мог быть очень сильным. Вот прям независимо от идеологии, он мог просто объективно стать действительно сильной картиной. Да, явно неприятной русскому народу и против него направленной, но сильной. Там ворох ярких зачинов. Немецкая девушка, которая разрывается между верностью своему народу и любовью. Русский офицер, который, в общем, не сильно в восторге от действий своей же власти, но исполняет ее приказы. Но все это просто спущено в сортир. Пастор... Ну, туда-сюда, но слишком карикатурен. Пожалуй, единственный более-менее адекватный и яркий герой - это Клаус. Он действительно сильный, решительный, волевой. Но... Один лишь его образ не вытаскивает общей убогости. И на выходе получается дурацкая агитка. То ли режиссеру светлоликие белокурые парни в стильных черных мундирах диктовали, как надо снимать кино, то ли он сам звезд с неба не хватал... Кто ж его теперь знает.

Зачем я вообще полез искать этот фильм? А вот это уже отдельная история. Изначально я искал его ради истории о любви представителей двух враждебных народов, дабы противопоставить иному, действительно великолепнейшему фильму. Но контраста не вышло. "Фризы в опасности" противопоставлять абсолютно нечему, потому что они слишком для этого бестолковы. Фильм этот заслуживает ноль свастик из скольки хотите. Местами возникает ощущение, что если сделать фильму русский дубляж, его можно выдать за позднеперестроечный артхаус.

Так что рассказывать про поразивший меня фильм о любви придется без всяких контрастов, отдельно. Вот честное слово, такой подлянки от киноделов Рейха я не ждал. А какая идея была красивая, эх...

Третий Рейх, кино, впечатления, бредогенератор

Previous post Next post
Up