Роковая ошибка Пауля фон Гинденбурга

Nov 20, 2023 11:11

Пауль фон Гинденбург в Германии конца двадцатых - человек-легенда. Прославленный полководец, олицетворяющий победы Рейха. Тем более ценные, что закончилась первая мировая война для Германии печально, породив (простите за каламбур) родовую травму чудовищной силы.

Но романтически-ностальгическим флером дело не ограничивается. Гинденбург принял страну с сохой, а оставил с атомной бомбой в условиях послевоенного кризиса и развала, вытащив Германию из той чудовищной вакханалии, в которую она рушилась в первой половине двадцатых. И стоило только ему вытащить страну из огня послевоенной разрухи, как ее немедленно сунули в полымя Великой Депрессии, которая нанесла едва оклемавшейся Германии сокрушительный удар поддых.





И в самые лютые моменты кризиса Гинденбург удерживает готовую рассыпаться на тысячу осколков экономику. Просто представьте себе: от общего количества промышленных рабочих в Германии почти мгновенно 44% оказываются на улице - и правительство ухитряется удержать ситуацию, избежав экономического коллапса или настоящего голода.

Хотя, конечно, выкинутые на улицу работяги вряд ли согласились бы со столь высокой оценкой немецкого правительства. И этим пользуется оппозиция. Обычно принято рассказывать о том, что кризис повысил популярность нацистов и коммунистов, и это как будто бы даже так... Но есть один нюанс. Коммунисты действительно улучшают свое положение, поднявшись за время кризиса с 8% до 16% процентов на выборах в Рейхстаг. Выглядело бы не так уж и плохо, если бы не наци. Эти из-под плинтуса буквально за год взлетели до 37%, став наиболее мощной фракцией в Германском парламенте. Коммунисты в Германии никогда не были силой, способной реально прийти к власти - ни парламентским, ни революционным путем. Но вот на роль пугала они подходили идеально.

Но важно другое: и коммунисты, и нацисты ни за что не отвечают. Страной правят не они. То есть, они могут обвинять правительство во всех смертных грехах, кричать во весь голос то, что нравится избирателям... И при этом ничего не делать. И это в условиях кризиса. Мечта оппозиционера.

К слову, Рейхспрезидент в Веймарской республике был очень и очень значимой фигурой - куда там нынешнему бундеспрезиденту, который значится в государстве для красоты и для галочки.

За время Великой Депрессии Гинденбург не только удерживает экономику, но и подготавливает все необходимые меры для ее возрождения. Трудовые векселя, расширение борьбы с безработицей, политика дефляции - все это придумано отнюдь не Гитлером. Все это заложено правительствами Гинденбурга - канцлеров Брюнинга и фон Папена.

Звучит здорово? Да, если вас не выкинули на улицу и не оставили жить на пособие, за которым каждый день надо стоять в очереди и которое сегодня дадут, а завтра... а черт его знает.

В этой ситуации нацисты через совершенно демократические выборные институты становятся силой, которая набирает колоссальное влияние. Фактически, они на пару с коммунистами просто отправляют парламент в нокаут, полностью исключая любую конструктивную деятельность.

Однако, стоит еще раз вспомнить: Рейхспрезидент Веймарской республики - это не игрушечный современный бундеспрезидент. В ситуации, когда Рейхстаг не формирует правительство, это может сделать президент. То есть - Гинденбург. Вот он своими указами и формирует правительства, которые планомерно работают в условиях, когда оппозиция - в первую голову, нацисты - столь же планомерно набирают очки.

И ведь ситуация выправляется! Коллапса удается избежать. Нацисты же упираются в свой потолок. 37% голосов на выборах в июле 1932 года. Но Гинденбург отказывается назначать Гитлера канцлером. А вы бы согласились? Прославленный легенда-фельдмаршал и бесноватый ефрейтор, который если что и умеет, так это орать с трибуны. Во всяком случае, так ситуацию видит сам фон Гинденбург.

Нацисты инспирируют роспуск Рейсхтага. Гитлер уверен, что на новых, ноябрьских выборах он сумеет добиться большинства голосов и в обход Гинденбурга сможет через Рейхстаг сформировать свое правительство. И... 33%! Начинается встречное движение: экономика, отталкиваясь от дна, начинает подниматься... А нацисты, отскочив от потолка, начинают сдавать. Они по-прежнему сильнейшая фракция в Рейхстаге, но тенденция видна. Еще два года - и для них замаячит перспектива обратно свалиться в статус "партии для городских сумасшедших".

И в этот момент Гинденбург ошибается. При текущем раскладе в Рейхстаге правительство не сформировать, оно может быть назначено исключительно указом президента... И он назначает. 30 января 1933 года канцлером становится Гитлер.

План Гинденбурга надежен, как швейцарские часы. Дадим бесноватому орать с трибуны, в правительстве нацисты в абсолютном меньшинстве - почти все портфели розданы уважаемым консерваторам. Просто даем ему пост канцлера, чтобы он утихомирил своих партайгеноссе в Рейхстаге и не мешал серьезным людям заниматься серьезными делами. Все, что нужно - подождать пару лет, пока бестолковый ефрейтор утомит немецкий народ пустопорожней болтовней, воплями с трибуны и так далее. Ничем серьезным он заниматься все равно не способен. А годика через два на очередных выборах нацисты просто рассосутся сами собой - и все лишь удивятся, что такие отморозки вообще могли оказаться в парламенте. Что тут может пойти не так?

Одна ошибка - и ты ошибся.

Гитлеру потребуется всего несколько месяцев, чтобы превратить Гинденбурга в откровенную декорацию, уже никак не способную повлиять на положение дел в стране. И вот у него вся полнота власти - и фундамент для стремительного роста экономики, подготовленный предыдущими правительствами.

Брюнинг и фон Папен за свои не всегда популярные действия получали ушаты помоев на головы, Гитлеру осталось лишь снять сливки их работы. Экономика Германии ракетой идет вверх. Что было дальше - вы знаете.

Вот такая она, роль личности в истории.

Третий Рейх, политика, история, Европа

Previous post Next post
Up