Самый неправильный фильм второй мировой

Nov 22, 2023 10:01

"Убей немца". "Недочеловек и ничего более." "Это - враг". Таков язык второй мировой. Он универсален для любой страны. Короткие, хлесткие лозунги. Плакаты, с которых скалится лишенное человеческих черт звероподобное существо - враг.

Япония. 1940 год. Три года назад случилась Нанкинская резня. Хотя ее масштабы, по всей видимости, завышены официозом как бы не на порядок, это было действительно чудовищное военное преступление. Приказ "грабь дочиста, жги дочиста, режь дочиста" еще не прозвучал, но придет и его черед. И вдруг происходит что-то... странное. В 1940 году на киноэкранах страны Восходящего солнца появляется фильм кинокомпании Тохо "Китайская ночь".

И этот фильм какой-то... неправильный. Или, может быть, неправильной была эпоха, где кажутся неправильными такие фильмы. Сегодня я вам об этом фильме и расскажу.





Итак, добро пожаловать в Шанхай. Мы прибываем в город вместе с двумя офицерами японского флота - Хасе и Сенкичи. И прямо сходу наши герои становятся свидетелями безобразнейшего скандала. Не самый воспитанный японец схлестнулся с чумазой китаянкой. После недолгого обмена ругательствами, он решает, что самым надежным аргументом в этой ситуации являются кулаки. Вот их-то он в ход и пускает. От трепки китаянку спасает только вмешательство Хасе.

Суть конфликта, увы, теряется. Моего японского недостаточно, чтобы понять оригинал, а английский перевод явно слишком кривой. Впрочем, сам источник конфликта не так уж и важен. Куда важнее диалог Хасе и бузотера.

- Мы, японцы, представляем здесь всю Японию, и все вокруг судят по нашим поступкам обо всей Японии. Они должны быть безупречными! Я вижу, ты не согласен, - говорит Хасе. - Я не хочу конфликта и просто проходил мимо. Пожалуйста, позволь мне компенсировать твои издержки.
- Но я не хочу обременять тебя, - пытается возразить бузотер. Однако, Хасе едва ли не силой втискивает ему некоторую сумму. Тот, в последний раз буркнув китаянке, чтоб в следующий раз думала, уходит прочь. Конфликт кажется исчерпанным... Всем, кроме китаянки. Она начинает на высоких тонах выговаривать что-то самому Хасе. Тот, впрочем, слушать ее не собирается. Короткий кивок Сенкичи - и они уходят. Девушка какое-то время пытается кричать им вслед. Но, осознав, что японцы уходят, не обращая на нее внимания, бросается следом. И нагоняет в следующей сцене, где наседает на владеющего китайским Сенкичи.

- Опять ты? Эй, братец. Тут эта, которую ты выручил. Она говорит, ты не можешь просто так уйти после того, как помог ей.
- А чего она, денег хочет?
- Она говорит, что это она тебе задолжала. Так что собирается идти к тебе домой, стирать, убираться и делать всякую работу, пока не отработает долг.
Предложение наводить чистоту от ну откровенно чумазой китаянки, еще и пребывающей постоянно на взводе, Хасе по понятной причине не сильно вдохновляет.
- Лишняя головная боль. Скажи "нет" и пошли.
Однако, китаянка наседает на Сенкичи с удвоенной силой.
- Эй, братец. Она говорит, что не хочет чувствовать себя хоть чем-то обязанной японцу.
- Так это из-за того, что я японец?
- Ага. Маленькая милая японофобка.

Далее Хасе долго и задумчиво закуривает, глядя на "японофобку". А затем мы плавно перемещаемся в маленький японский отель, где обитает, конечно, не высший свет, но вполне уважаемая часть японского общества. По всей видимости, это уровень офицеров, сотрудников колониальной администрации... И тому подобное. Здесь живет и отсутствующий в данный момент Хасе. А хозяйка отеля занимается интернациональным женским делом. А именно - поиском ему невесты. И детальным обсуждением наиболее вероятной кандидатуры. Впрочем, присутствующие мужчины тоже участвуют в обсуждении. Потому что сплетничать мужской пол любит и умеет ничуть не хуже женщин, хоть и пытается без особого успеха убедить слабый пол в обратном.

И вот на самой интересной ноте появляется Хасе. За которым плетется та самая китаянка. Которая, как вы понимаете, за время пути до отеля чище не стала.

- Мадам, - говорит Хасе, - эта девушка какое-то время поживет со мной.

Может быть, это я из своих симпатий к фильму просто фантазирую, но в этот момент играющая хозяйку актриса, стоящая к зрителю в лучшем случае в полоборота, даже спиной излучает бездну того японского ступора, в котором находится и она, и все окружающие. Далее следует забавная сценка. Она, возможно, и могла бы показаться китайцам оскорбительной... Но я не китаец, так что для меня она просто забавная.

На следующий день Хасе объясняет собравшимся постояльцам свои мотивы. Столкнувшись со столь явной ненавистью и предубеждением против японцев, он хочет (на правах японца) показать этой девушке максимум своей честности и открытости, чтобы изменить ее отношение к своему народу. Окружающие, включая хозяйку отеля, отвечают ему абсолютным всеобщим одобрением. Эта сцена, конечно, очень наивна. Такие милые сюжеты возможны лишь в кино сороковых. Но вы можете представить что-то подобное, снятое в Германии году так в сорок втором? Вот и я не могу.

Источник ненависти китаянки Кейран к японцам вскоре открывается зрителю, хотя до времени остается тайной для Хасе и прочих японцев. Кейран встречается со старой служанкой, некогда работавшей на ее семью. И вот в этот момент зритель и узнает, что семьи у Кейран больше нет: ее родители убиты японцами.

Эта сюжетная линия длится и развивается, всю ее я пересказывать не стану. Но настоящей кульминацией фильма становится разговор Кейран и одной из японок на руинах ее бывшего дома. Жуткая картина: развалины, более напоминающие фильм про Сталинград. И китаянка, которая вроде бы говорит стоящей за спиной собеседнице, но скорее обращается прямо к зрителю:

"Здесь я жила со своими родителями. У нас была счастливая семья. А теперь все разрушено. Мои родители мертвы. Кто это сделал?! Вот почему мое сердце полно ненависти."

Еще раз напомню: это сцена из японского фильма. Не китайского, не корейского, не американского. Кейран обращается к японскому зрителю. Что-то подобное, быть может, можно найти в каком-нибудь советском и российском шлаке перестроечной эпохи... Но те киноподелки изначально были антироссийской пропагандой. "Китайскую ночь" же очевидно снимали люди, воспевающие героизм японцев. Хасе являет собой безусловный идеал японского офицера.

Чем же заканчивается фильм? Удается ли Хасе достигнуть своей цели? Ответ как будто очевиден. Вон у них, любоф-моркоф. И, разумеется, Хасе и Кейран в итоге приходят к счастливой свадьбе. И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало. Но есть одна интересная деталь.

Фильм не дает ни одного мельчайшего указания на то, что Хасе добился своей изначальной цели. Да, своей заботой он влюбляет в себя Кейран. И сам тоже в нее влюбляется. Но меняет ли она отношение ко всей Японии? Ко всем японцам? Она ломается лишь в тот момент, когда становится очевидно, что ее ненависть становится непреодолимой преградой между нею и мужчиной, которого она полюбила. И только. В тот момент, когда командир Хасе напоминает, что супруг ее принадлежит не себе, но империи и императору, так что в ближайшее время отправится рисковать ради них жизнью, она молчит. Ни малейшего слова одобрения или благословения. Она стоит, вцепившись в Хасе мертвой хваткой. Ей страшно. И все. Впрочем, все закончится хэппи-эндом. Хотя бы в кино.

"Китайская ночь" гремела по всему азиатскому региону. Ее показывали не только в Японии, но и на оккупированных территориях. Песню из этого фильма легко можно найти на ютубе в современном исполнении. Не только на японских каналах. Под роликами хватает радостных и одобрительных комментариев на китайском. Один из них, переведенный мной при помощи гугл-транслейта - "Любимая песня моей мамы".

image Click to view



Есть в этом вашем интернете рассказ о том, что у сыгравшей Кейран китаянки потом были проблемы вплоть до обвинений в предательстве, и ей пришлось чуть ли не признаваться в том, что на самом деле она японка и бежать в Японию. А вот в китайской википедии, на которую меня вынесло совершенно случайно, пишут, что фильм если кто и принял абсолютно без восторга, так это японское военное командование. Так это или нет - кто ж его знает. Но, памятуя о сюжете, вполне может быть, что так.

Вот такой вот фильм.

image Click to view



вторая мировая, Япония, интересное, история, кино, видео

Previous post Next post
Up