Появление на поле боя ядерного оружия заставило адаптироваться почти все виды вооружения. Артиллерия ещё быстрее начала перебираться в герметезированные объёмы САУ, пехота училась преодолевать загрязнённые участки в вертолётах и БМП. Затронуло это и бронетехнику, любой уважающий себя танк обзавёлся комплексом противоатомной защиты, а то и свинцовым подбоем. К сожалению, для защиты экипажа требовалась герметизация, в том числе и казённой части орудия. А значит максимально защищённый от радиации танк просто не мог вести бой. Это военных совершенно не устраивало, необходимо было решение которое обеспечит экипажу максимальную защищённость и позволит вести нормальный бой.
Одно из таких решений было выдвинуто немецкими инженерами в ходе работ над германо-американским МВТ/KPZ-70. Исходно этот танк имел хорошую защиту экипажа, находящегося в единой капсуле хорошо экранированной от радиации, но полная герметизация так же не давала танку вести огонь. Чуть ранее попытку предложить решение этой проблемы предприняли американцы. Их идея заключалась в размещении экипажа в защищённой капсуле в корпусе танка, а вооружения в необитаемой низкопрофильной башне. К сожалению технологии середины 60-ых не позволяли полноценное реализовать необитаемую башню, да и размер боекомплекта в ней был критически мал. От этого варианта пришлось отказаться.
Вариант компоновки MBT-70 с размещением вооружения в необитаемой низкопрофильной башне.
Немцами было предложено два варианта решения этой проблемы. В первом экранированная капсула с экипажем размещалась в задней части башни. Спереди же располагалось орудие с автоматом заряжания. Такой подход позволил сохранить экипажу доступ в отделение с орудием прямо из танка и не требовал для наводчика сложных прицельных систем (например камер), которые могли выйти из строя в результате ЭМИ удара от ядерного взрыва.
Вариант танка с размещением капсулы экипажа в задней части башни.
Во втором варианте капсула с экипажем размещалась по центру башни, по сути разделяя её на 3 части: отделение с орудием, отделение с экипажем, отделение с боекомплектом. Первое и третье отделения были соединены через жёлоб в капсуле экипажа, по которому ходил транспортёр с лотоком, передающий снаряды к орудию. После снаряд попадал в автомат заряжания простейшей конструкции, который и производил досылание снаряда в ствол. Был предусмотрен люк доступа к транспортёру из капсулы экипажа, что позволяло заряжать орудие снарядами из дополнительной боекукладки в капсуле экипажа, если кормовая боеукладка израсходована. Такой подход позволил избежать серьёзной развесовки башни из первого варианта, сохранив все необходимые плюсы.
Вариант танка с размещением капсулы экипажа по центру башни.
Разрез по капсуле экипажа. Хорошо видна экранировка желоба.
Не известно, пошли ли эти варианты в более подробную проработку, или так и остались набросками. Но в 1965 году педантичные немцы оформили патент на эту идею, из которого информация и дошла до нас.
Источник:
Патент DE1453899A1.