Суперминидредноуты для Китая: история одного бизнес-проекта.

Jan 27, 2016 12:28

Отличная история, интересная не только проектами кораблей но и поражающей наглостью зачинщика всего этого действа.

Оригинал взят у fonzeppelin в Суперминидредноуты для Китая: история одного бизнес-проекта
Должен признать, меня давно интересовала тема нереализованных проектов кораблей для китайского флота в 1910-1930-ых. В то время как по большинству второ- и третьестепенных морских держав известна по крайней мере какая-то информация, китайский флот остается по большей части Terra (вернее, Aqua) Incognita.

Выражаю отдельную благодарность коллегам с форума "World of Warship", ознакомивших меня с этим проектом. А также журналу "Warship", выполнившему реконструкцию.



В начале XX века, жил в Британии известный востоковед и китаевед сэр Эдмунд Трелони Бэкхауз. Жил хорошо и долго - с 1873 по 1944-ый. Историческое и научное значение его трудов (таких как «Китай под управлением вдовствующей императрицы» (1910 г.) и «Мемуары Пекинского двора» (1914 г.)), правда, является предметом ожесточенных споров - некоторые историки высказывали мнение, что единственной свободной от выдумок частью трудов Бэкхауза являлись описания его отношений с любовниками - но в любом случае, в начале прошлого столетия сэр Бэкхауз почитался авторитетным и влиятельным специалистом по китайским вопросам.

Чем он вовсю и пользовался.



В 1916 году, сэр Бэкхауз убедил Эллиса Брауна - владельца знаменитой верфи "Джон Браун & Co", построившей в свое время такие корабли как HMS "Hood" и RMS "Лузитания" - принять его на службу как консультанта по китайским вопросам. Смысл подобного назначения был не слишком очевиден; мировая война шла уже третий год, и сражающимся нациям было откровенно не до Китая. Но, как в итоге стало известно, сэр Бэкхауз, бравируя своим - сильно преувеличенным, если вообще существовавшим - влиянием при китайском правительстве, убедил владельца верфи, что он-де сумеет пробить для "Джон Браун & Co" выгодный заказ на постройку военных кораблей для китайского флота. Фирма должна была подготовить проекты, которые сэр Бэкхауз взялся всучить китайскому правительству.

Ирония ситуации представляется воистину изысканной, с учетом того, что вся она целиком и полностью была инициирована самим сэром Бэкхаузом. Китайское правительство, больше озабоченное внутренними проблемами, даже не планировало заказывать новые корабли, а верфь "Джон Браун & Co", заваленная военными заказами, попросту не располагала возможностью их построить. Тем не менее, репутация сэра Бэкхауза как выдающегося китаеведа, очевидно, была настолько непререкаемой, что Браун не только согласился на предложение, но и распорядился, чтобы инженеры проработали (в свободное время) дизайны кораблей. Кораблей, которые по мнению сэра Бэкхауза были именно тем, что захотят китайцы - с его подачи, разумеется.

Что же спроектировали инженеры "Джон Браун & Co"?



Водоизмещение: 10400 тонн.

Размеры:

- длина общая - 135 метров, по ватерлинии - 134 метра, по палубе - 128 метров.

- ширина максимальная - 23 метра, по палубе - 19,8 метров.

- осадка - 9 метров

Силовая установка: две турбины, 10500 л.с., два винта.

Скорость: 17 узлов.

Запас угля: 350 тонн (нормальный), 600 тонн (в перегруз)

Вооружение:

- 2 х 2 х 381-мм/42 орудия в двух двухорудийных башнях

- 8 x 120-мм/50 скорострельных орудий в казематах

- 4 x 76-мм пушки (две "на высотных станках" - зенитные)

- 2 x 53-мм торпедных аппарата ниже ватерлинии

- Два 3-х метровых и один 2-х метровый дальномеры

- Четыре 914-мм прожектора

Бронирование (по проекту оговаривалось не столько само бронирование, сколько "сопротивляемость" - способность выдерживать удар определенной силы в фунтах на квадратный дюйм):

- Пояс 120-200 мм

- Барбеты 76-200 мм

- Рубка до 229 мм

- Главная палуба - 25 мм

- Верхняя палуба над машинным отделением - 25 мм

- Нижняя палуба - до 55 мм.

Экипаж: 410 человек

Цена за единицу: 1.600.000 фунтов стерлингов по курсу 1916 (примерно 98.890.000 фунтов стерлингов по курсу 2016 года).

Полученный корабль, фактически, представлял собой некий довольно странный гибрид супердредноута с броненосцем береговой обороны. Обладая чрезвычайно мощным вооружением главного калибра, он, при этом, был (если бы был построен, разумеется), тихоходен, обладал слабой мореходностью и довольно умеренной броневой защитой. Трудно найти точный аналог такого корабля: его ближайшими родственниками по концепции представляются, видимо, испанские "мини-дредноуты" типа "Эспанья" -



----------------------------

По условиям сформулированного Бэкхаузом контракта, выполнение его должно было начаться "как только судостроительная промышленность Великобритании вновь сможет работать в режиме мирного времени", и - дополнительно - не раньше, чем через полгода после подписания мира с Германией. На 1916-ый, обе этих даты просматривались весьма туманно и представлялись величинами несколько... плавающими. Контракт предполагал, что:

- первые два корабля должны были быть готовы спустя 30 месяцев после начала реализации контракта (приняв за исходные даты реальное подписание мира с Германией - не раньше конца 1921 года)

- вторые два - спустя 36 месяцев (т.е. примерно в середине 1922)

- последние два - спустя 42 месяца (т.е. примерно в начале 1923)

Интересно, что в разработке проекта принимала участие фирма "Ярроу", и есть основания полагать, что она также стала жертвой авторитета сэра Бэкхауза - и, вероятно, должна была получить контракт на половину строящихся кораблей.

В любом случае, из контракта не вышло ровным счетом ничего. Китай в 1916 году стремительно скатывался к гражданской войне; раздираемой на части распрями военачальников стране было откровенно не до масштабных военных проектов. Влияние сэра Бэкхауза на китайскую элиту - если таковое вообще имело место - перестало что-либо значить, по мере того как слабело республиканское правительство Китая. Вскорости, фирма "Джон Браун & Co" выяснила, что заявления Бэкхауза о том, что он-де действует по поручению китайского правительства были, мягко говоря, сильно преувеличены (собственно, выдуманы от начала до конца!), и китайское правительство вообще не в курсе о существовании какой-то программы военно-морских вооружений. Попытка прояснить ситуацию привела к неожиданному исчезновению мистера Бэкхауза, который вновь объявился только в 1922 году и категорически отказался поднимать вопрос снова. Хмыкнув, Эллис Браун только порадовался, что вся эта история не стоила ему ничего, кроме некоторого количества чернил и ватмана - и, верный своей шотландской бережливости, положил чертежи под сукно. Где те, на радость потомкам, и лежали последующие десятилетия.

----------------------

Представляется весьма интересным попробовать оценить "суперминидредноуты сэра Бэкхауза" с точки зрения их военной эффективности. Исходя из сформулированных Бэкхаузом параметров - низкая скорость, малая мореходность, умеренная защита при весьма мощном вооружении - можно предположить, что Бэкхауз мыслил в рамках старомодной концепции броненосца береговой обороны, только с поправкой на эпоху сверхдредноутов. Вероятным назначением этих кораблей - в его представлении - была оборона ключевых китайских портов и устьев рек от проникновения неприятельского (в первую очередь, японского) флота.

Насколько суперминидредноуты могли быть эквивалентны такой задаче? Вне всякого сомнения, их тяжелое вооружение внушало достаточное уважение. Британские 380-мм/42 калиберные пушки заслуженно считались одними из лучших морских орудий XX века. Стреляя 871-кг снарядом с начальной скоростью в 752 метра в секунду они представляли несомненную угрозу для любого существующего или строящегося на 1916-ый год японского дредноута.

Количество орудий - всего по четыре в залпе - вызывает сомнения в возможности эффективного их применения. Но на 1916-ый год математическая составляющая артиллерийской дуэли на море еще не была вполне ясна; для британского флота как раз в это время строились аналогично вооруженные "легкие линейные крейсера" типа "Courageous" и эпичный "Furious", вооруженный всего двумя 457-мм пушками. Несомненно, что наличие всего четырех орудий главного калибра создавало бы суперминидредноутам значительные проблемы при стрельбе на большие дистанции из-за низкой огневой производительности. Однако, как я отметил выше, в 1916 году это не было еще вполне ясно.

Броневая защита суперминидредноутов представляется в общем и целом удовлетворительной. Ее основу составляет 200-мм броневой пояс, усиленный скосами броневой палубы (толщина скосов не вполне ясна - вероятно, те же 55 мм). На дистанциях порядка 15000 метров такая защита могла выдерживать попадания японских 356-мм/45 орудий (со снарядами старых моделей). Вероятно, сэр Бэкхауз полагал, что эти корабли будут действовать как усиление минно-артиллерийских позиций при защите портов, и таким образом смогут удерживать дистанцию, оставаясь за позицией.

проекты, артиллерийские корабли, Британия, Китай, история, флот, чужие статьи, дизельпанк

Previous post Next post
Up