(Untitled)

Jan 13, 2011 20:53

В продолжение разговора об ограничениях и самоограничении: давно хотел написать про пятинотную калимбу, о покупке которой я уже писал. Так вот, калимба с пятью нотами (а на самом деле с тремя) - это инструмент философа, занимающегося музыкой. Что бы ты ни играл, это звучит, как очередная вариация из бесконечной ленты вариаций. Как разговоры с ( Read more... )

выкладки, фольклор

Leave a comment

Comments 26

dmitrii_ld January 13 2011, 21:36:59 UTC
yohji_nap January 13 2011, 21:43:02 UTC
Спасибо! Люблю большие книжки в маленьких PDF'ах :) Проглядел содеражние и полистал - кажется, очень много хорошего материала, а странички с классификацией полифонии и вовсе очень вдохновляют.

Reply


dmitrii_ld January 13 2011, 21:50:14 UTC
Ну да, оно все, может, в том же Гроуве давно есть, но здесь как-то вот в одном месте собрано, систематизировано.
Я вот все думаю, как же теперь в этом свете деятельность небезызвестного Джона Кейджа расценивать, с его препаред пиано. Как дегенеративное "назад к бушменам", или как прогрессивное припадение к животворным корням. Он вообще-то был знаком с подобным вот творчеством южноафриканских коллег?

Reply

yohji_nap January 13 2011, 22:15:15 UTC
> Он вообще-то был знаком с подобным вот творчеством южноафриканских коллег?

Должен был быть, но вряд ли хорошо - записей тогда было мало, а слуха у него почти не было. Я бы сказал, что подготовленное фортепиано - это скорее припадение к корням, потому как о "назад к туда-то" речи не велось. Кейдж пытался писать перкуссионное (подготовленное фортепиано - это ведь по сути сложный перкуссионный инструмент) так, как писал бы западный композитор, а не так, как писали бы примитивные племена.

Reply

yohji_nap January 13 2011, 22:22:05 UTC
А в Гроуве, кстати, совсем нет статьи про доисторическую музыку. То есть вообще. И в статье Music нет раздела про историю или истоки. В статьях про инструменты, кажется, иногда чего-нибудь упомянут, и всё. Либо я как-то не так искал, либо вот, удивительный факт. Интересно, есть ли в MGG.

Reply

dmitrii_ld January 13 2011, 23:32:37 UTC
Не, там есть местами. Скажем, касательно полифонии есть в Polyphony II. Non-Western. Истоки музыки вообще обсуждаются в статье по сердечно близкой мне теме "Animal music". По не так чтоб совсем доисторической, но весьма древней музыке есть, например, статьи Mesopotamia; Egypt.I.Ancient music; Iran.I.Pre-Islamic и другие всякие.

Reply


dmitrii_ld January 13 2011, 22:43:28 UTC
Нет, ну понятно, что не так. Однако припадение к корням. Все ж по спирали, как учит марксистская диалектика (тьфу, что-то заклинило меня). Вопрос только к каким корням больше. Вот с гамеланом-то он вроде знаком был. Тем не менее, на слух оно у него местами вроде как ближе к африке получилось, нежели к индонезии. Ну это так, в порядке полуночного бреда, прошу не обращать внимания.
И вот я еще не пойму - а что все бушмены, бушмены. Это ж (ламеллофоны там всякие и пр. маримбы и т.п. мелодизированная перкуссия) вроде не сугубо бушменская фишка, а практически общеафриканская. Шона вот. Оно вот как-то для меня и звучит не так чтоб очень глубоко-архаично. Или у бушменов какая-то своя специфика?

Reply

yohji_nap January 13 2011, 23:05:20 UTC
Не-не-не, про гамелан - это миф. Гамелан тогда в Штатах был известен только по транскрипциям и вольным фортепианным обработкам одного энтузиаста. Кейдж сам никогда никаких конкретных влияний не называл; просто он посещал занятия Кауэлла, который любил всякую экзотику и рассказывал студентам о ней, что мог. Теоретически-то он мог и гамелан показать как-то, но по музыке, как Вы правильно заметили, Индонезией не особенно пахнет. А с Африкой - ну, там где как. В "Сонатах.." вообще своя система, никуда не отсылающая особо, а в каких-то более ранних вещах да, вполне себе можно параллели с африканским строить. В каких-то опять же нельзя. В общем, заговорился я, Кейдж же :)

А бушменов я просто отдельно люблю. У меня не так много ламеллофонной музыки в коллекции, почему-то - т.е. что-то регулярно на дисках бывает, но так вот конкретно по ней только два диска Nonesuch Explorer (Шона), и всё, пожалуй. Мне далеко не всё нравится, вот я и выбираю всякие осколки отовсюду.

Reply


paperriver January 13 2011, 22:49:02 UTC
Ух, спасибо за вечно прекрасное африканское минималистичное :)
Вот думаю, мы же все оттуда, пусть и давным-давно - может, есть что-то генетическое?.. энивэй, как бы там ни было, прекрасно)

Reply

yohji_nap January 13 2011, 23:09:30 UTC
Не за что! Что-нибудь в нас наверняка осталось с тех давних времён, но вот с музыкой и культурой мне лично часто приходится с боем продираться, чтобы понять, осознать, почувствовать...

Reply

paperriver January 13 2011, 23:13:37 UTC
Это да - к чему-то пробираешься с трудом, а с чем-то радостно встречаешься... вот я и думаю, в чем причины... наверняка, их множество, и большую часть нам не понять, но всё же, всё же)

Reply


cranky_brain January 16 2011, 22:03:12 UTC
А ты калимбу уже освоил? И как? Кожа еще на пальцах осталась?
Дело в том, что я много ходил их выбирал, руками щупал и (из того, что я видел) у меня создалось впечатление, что у всех моделей и разновидностей эти язычки очень жесткие. Понятно, почему и для чего это сделано, но так мне стало жалко моих пальцев, что решил я от калимбы отказаться (на время).

Reply

yohji_nap January 16 2011, 22:11:15 UTC
На ней ногтями удобнее играть. Т.е. я на больших пальцах чуть больше оставляю, когда стригу, и всё, без проблем. Ну, если не пытаться ff всё время играть. :)

Reply

cranky_brain January 17 2011, 13:50:52 UTC
Хммм! Сегодня попробую ногтями :-)

Reply


Leave a comment

Up