В продолжение
разговора об ограничениях и самоограничении: давно хотел написать про пятинотную калимбу, о покупке которой я уже
писал. Так вот, калимба с пятью нотами (а на самом деле с тремя) - это инструмент философа, занимающегося музыкой. Что бы ты ни играл, это звучит, как очередная вариация из бесконечной ленты вариаций. Как разговоры с капитаном Немо, который никогда не здоровался, а просто начинал говорить, будто бы и не прекращал вчера вечером разговора и не ложился спать. Немногочисленные расширенные техники органично вплетаются в ту же ткань. В общем, идеальный инструмент для разговоров про вечную музыку и пр.; я это дело не люблю, так что лучше выложу сколько-нибудь музыки для этого инструмента.
Вот, например, замечательная вещь из репертуара бушменов Намибии, которую издали почему-то не в престижной серии лейбла Ocora, а на несколько менее известном лейбле Buda (да и то - на диске, большей частью посвящённом другому народу той же страны):
http://www.sendspace.com/file/y8u925 Это очень полезная с образовательной точки зрения запись: здесь очень хорошо слышны, во-первых, градации звука, которые можно получать на мбирах (аутентичная калимба так называется) с чётко звучащей звуковысотностью, а во-вторых, характерная для ламеллофонов вообще остинатность - на бесконечные повторы одного и того же сверху накладывается всякое.
Ламеллофоны бывают и без чётко звучащей звуковысотности. Тогда они становятся уже скорее перкуссионными, а не мелодическими инструментами, и звучат как-то так (записи 60-70-х годов, с винила Folkways, "African Musical Instruments", Asch, AH 8460):
http://www.sendspace.com/file/op1lku (соло)
http://www.sendspace.com/file/s18hd5 (с барабаном, колокольчиками, и вокалом)
Касательно вокала на последней записи нужно отметить, что ламеллофоны вообще по большей части используются как аккомпанирующие, а не солирующие инструменты, что довольно-таки дико (с такими-то возможностями, как в первой выложенной вещи!), но оттого не менее реально. Вот вполне характерный пример, с очень известной записи The African Mbira: Music of the Shona People of Rhodesia 1971 года, с тех пор не раз переиздававшейся:
http://www.sendspace.com/file/ytttln Но моему сердцу милее либо сольный репертуар, либо вокальный, но гораздо более приглушённый, камерный. Из последнего - например, вот такая медитативная вещь тех же бушменов Намибии, с другого диска (кажется, где-то я тут её уже выкладывал...):
http://www.sendspace.com/file/57y6pq Или вот такая зимбабвийская вещь с другой известной записи 70-х годов:
http://www.sendspace.com/file/yg02wi