22 и 23 июня 2011
Моим соседом по поезду, точнее, по прицепному беспересадочному
вагону Томск - Северобайкальк был то ли начальник
братского отделения билайна, то ли главный инженер, человек
значительно моложе меня, который заочно учится в Томске и ездил
выполнять какие-то лабораторные работы (сессии они сдают
удалённо). Он рассказывал интересные вещи про образование (его
устраивало) и про свою работу, и мы по довольно однообразному
лесному пейзажу доехали до города Тайга, где нас должны были в
десять с минутами прицепить к северобайкальскому поезду. Мой
сосед остался в вагоне, а я, на всякий случай взяв вещи, пошёл
в город.
Железнодорожный вокзал
Список достопримечательностей Тайги, в количестве не больше
десяти, с адресами, у меня был - я его скачал из базы
данных ещё дома. Больше у меня не было ничего. Карты Тайги в
сети нет. Я надеялся на Open Street Map - там она не
отрисована. Вся информация, которая у меня была, состояла в
том, что центр города, вероятно, находится севернее железной
дороги. Времени у меня был час, и на всё четыре адреса, плюс
вокзал и то, что вокруг него.
Во-первых, в Тайге остался один из немногих вокзалов, которые
строили ещё в 1900-е годы при прокладке Транссибирской
магистрали. Ещё на моей памяти их было больше, но как-то их по
одному заменили на безликие и надо сказать, ничуть не более
функциональные бетонные коробки. Во-вторых, около вокзала
установлен паровоз, а чуть дальше - депо и водонапорная
башня, тоже того же времени. Всё это охраняется законом и всё я
сфотографировал, часть в тот же день, часть на следующий, когда
мой поезд, шедший не помню откуда в Москву, остановился в Тайге
на двадцать минут примерно в то же вечернее время.
Вокзал, депо и паровоз
А потом я перешёл пути по мосту на северную сторону и пошёл в
город, имея только адреса. Четыре адреса: проспект Кирова, 13;
Интернациональная, 24 и без номера; Пролетарская, 34.
Первый нашёлся неожиданно быстро. С моста уходит асфальтовая
дорожка, которая, проплутав метров пятьдесят между какими-то
полуразрушенными хозяйственными постройками, выходит к улице,
идущей параллельно путям. На другой стороне улицы стоит ряд
пятиэтажек из силикатного кирпича, по виду 50-х годов. Это и
есть проспект Кирова.
Около дома 13 - памятник жертвам политических репрессий.
Небольшой, установлен между двумя пятиэтажками на северной
стороне улицы, но впечатление производит.
Памятник жертвам политических репрессий
Дальше я отправился искать Интернациональную и Пролетарскую
улицы. Сначала я дошёл по проспекту Кирова до центральной
площади. Плошадь была занята несколькими группами не вполне
трезвых молодых людей, общаться с которыми у меня желания не
возникло. К счастью, у них со мной тоже, моя внешность не
особенно к этому располагает. Потом я отправился
перепендикулярно путям и дошёл до конца квартала пятиэтажек. Я
обошёл, кажется, все улицы Тайги и вспомнил всех революционеров
и все коммунистические символы, которыми тут только кому-то
пришло в голову назвать улицы. Церкви и вообще каких-либо
намёков на дореволюционную застройку не было нигде
видно.
За полчаса до отправления поезда я стоял на железнодорожном
мосту, так ничего и не найдя.
И оттуда я увидел подозрительную покрашенную в зелёный цвет
крышу, похожую на луковицу. Совсем не там, где я ходил. С южной
стороны от вокзала. Быстрым шагом оказалось в пяти минутах
ходьбы от моста.
Это была лавка купца Магазова. Стоявшая на углу
Интернациональной и Пролетарской улиц.
Лавка купца Магазова
Идти на Пролетарскую и искать дом 34 у меня просто не было
времени, тем более гулявшая там молодёжь вызывала не большее
доверие, чем давеча на площади - а чтобы прикинуть,
сколько стоит Olympus 525 с китовым объективом, сейчас много
ума не надо. Оставалась церковь на Интернациональной, то есть
на улице, идущей вдоль железнодорожных путей.
Церковь я нашёл только на следующий день, увидев её из окна
поезда. В этот день я не дошёл до неё пару сотен метров, сочтя,
что дальше на этой улице ничего интересного быть не может. А
стоянка поезда была на следующий день 20 минут, и ни малейших
шансов дойти до церкви у меня не было. Потом я вернулся в свой
вагон, обнаружил, что мой сосед уже лёг на верхнюю боковую
полку спать, посмотрел стремительно темнеющие пейзажи за окном,
и вышел около полуночи на станции Мариинск.
Я так и не знаю, сохранился ли дом по Пролетарской, 34. Чтобы
это узнать, мне надо теперь всего-навсего надо попасть в город
Тайга. Хотя бы на один час.