Тайга

Oct 28, 2011 23:14


22 и 23 июня 2011

Моим соседом по поезду, точнее, по прицепному беспересадочному вагону Томск - Северобайкальк был то ли начальник братского отделения билайна, то ли главный инженер, человек значительно моложе меня, который заочно учится в Томске и ездил выполнять какие-то лабораторные работы (сессии они сдают удалённо). Он рассказывал интересные вещи про образование (его устраивало) и про свою работу, и мы по довольно однообразному лесному пейзажу доехали до города Тайга, где нас должны были в десять с минутами прицепить к северобайкальскому поезду. Мой сосед остался в вагоне, а я, на всякий случай взяв вещи, пошёл в город.




Железнодорожный вокзал



Список достопримечательностей Тайги, в количестве не больше десяти, с адресами, у меня был - я его скачал из базы данных ещё дома. Больше у меня не было ничего. Карты Тайги в сети нет. Я надеялся на Open Street Map - там она не отрисована. Вся информация, которая у меня была, состояла в том, что центр города, вероятно, находится севернее железной дороги. Времени у меня был час, и на всё четыре адреса, плюс вокзал и то, что вокруг него.

Во-первых, в Тайге остался один из немногих вокзалов, которые строили ещё в 1900-е годы при прокладке Транссибирской магистрали. Ещё на моей памяти их было больше, но как-то их по одному заменили на безликие и надо сказать, ничуть не более функциональные бетонные коробки. Во-вторых, около вокзала установлен паровоз, а чуть дальше - депо и водонапорная башня, тоже того же времени. Всё это охраняется законом и всё я сфотографировал, часть в тот же день, часть на следующий, когда мой поезд, шедший не помню откуда в Москву, остановился в Тайге на двадцать минут примерно в то же вечернее время.
















Вокзал, депо и паровоз

А потом я перешёл пути по мосту на северную сторону и пошёл в город, имея только адреса. Четыре адреса: проспект Кирова, 13; Интернациональная, 24 и без номера; Пролетарская, 34.

Первый нашёлся неожиданно быстро. С моста уходит асфальтовая дорожка, которая, проплутав метров пятьдесят между какими-то полуразрушенными хозяйственными постройками, выходит к улице, идущей параллельно путям. На другой стороне улицы стоит ряд пятиэтажек из силикатного кирпича, по виду 50-х годов. Это и есть проспект Кирова.

Около дома 13 - памятник жертвам политических репрессий. Небольшой, установлен между двумя пятиэтажками на северной стороне улицы, но впечатление производит.




Памятник жертвам политических репрессий

Дальше я отправился искать Интернациональную и Пролетарскую улицы. Сначала я дошёл по проспекту Кирова до центральной площади. Плошадь была занята несколькими группами не вполне трезвых молодых людей, общаться с которыми у меня желания не возникло. К счастью, у них со мной тоже, моя внешность не особенно к этому располагает. Потом я отправился перепендикулярно путям и дошёл до конца квартала пятиэтажек. Я обошёл, кажется, все улицы Тайги и вспомнил всех революционеров и все коммунистические символы, которыми тут только кому-то пришло в голову назвать улицы. Церкви и вообще каких-либо намёков на дореволюционную застройку не было нигде видно.

За полчаса до отправления поезда я стоял на железнодорожном мосту, так ничего и не найдя.

И оттуда я увидел подозрительную покрашенную в зелёный цвет крышу, похожую на луковицу. Совсем не там, где я ходил. С южной стороны от вокзала. Быстрым шагом оказалось в пяти минутах ходьбы от моста.

Это была лавка купца Магазова. Стоявшая на углу Интернациональной и Пролетарской улиц.




Лавка купца Магазова

Идти на Пролетарскую и искать дом 34 у меня просто не было времени, тем более гулявшая там молодёжь вызывала не большее доверие, чем давеча на площади - а чтобы прикинуть, сколько стоит Olympus 525 с китовым объективом, сейчас много ума не надо. Оставалась церковь на Интернациональной, то есть на улице, идущей вдоль железнодорожных путей.

Церковь я нашёл только на следующий день, увидев её из окна поезда. В этот день я не дошёл до неё пару сотен метров, сочтя, что дальше на этой улице ничего интересного быть не может. А стоянка поезда была на следующий день 20 минут, и ни малейших шансов дойти до церкви у меня не было. Потом я вернулся в свой вагон, обнаружил, что мой сосед уже лёг на верхнюю боковую полку спать, посмотрел стремительно темнеющие пейзажи за окном, и вышел около полуночи на станции Мариинск.

Я так и не знаю, сохранился ли дом по Пролетарской, 34. Чтобы это узнать, мне надо теперь всего-навсего надо попасть в город Тайга. Хотя бы на один час.


russia 2011

Previous post Next post
Up