Мариинск

Oct 30, 2011 02:40


23 июня 2011

В час ночи я вышел из поезда в Мариинске и уже был готов сидеть на вокзале до утра, но тут оказалось, что есть место в так называемой комнате отдыха за триста рублей. Последний раз в гостинице с подселением я ночевал в 1994 году, и несколько опасался неожданных проблем, но всё прошло благополучно. В девять утра я отправился в город, имея с собой только распечатанную сетку улиц из Open Street Map и переписанный от руки список охраняемых памятников из базы данных министерства культуры, который там занимает большую часть списка по Кемеровской области. Больше никакой существенной информации про город мне найти не удалось. Я не ожидал, что увижу в Мариинске что-то фантастическое, думал, что в лучшем случае окажется типовая застройка начала 20 века (что оказалось неплохим приближением к реальной действительности), в худщем - что всё окажется снесено, и я просто потеряю день. Но к тому, что я в результате увидел, я оказался совершенно не готов.




Улица Ленина, 20. Дом Мейлаха Янкелевича Блинчевского.



Улица Ленина начинается от вокзала и идёт к центру города, до которого от вокзала пара километров. Практически вся каменная застройка дореволюционного Мариинска находится на этой улице. Между ней и вокзалом - прямоугольная сетка деревянных деревенских домов, иногда интересных, но чаще не особенно. Поначалу мне казалось, что события развиваются по второму варианту. Улица Ленина, 103 - в списке памятников есть, на местности отсутствует, скорее всего, снесён. 97 отсутствует. 95 присутствует, по списку жилой дом конца 19 века. Это ещё довольно далеко от центра.




Улица Ленина, 95

Дальше улица идёт по какому-то малоинтересному пейзажу: слева на горизонте деревенская застройка, слева около дороги хозяйственные магазины, мастерские и прочие прелести постиндустриальных пригородов, справа и вовсе какие-то кусты. Дома 80 нет, скорее всего, снесён. Дома 76 нет. Дом 66 есть, деревянный, довольно далеко от дороги. Следующий по списку, 45, на месте, правда, окна забиты какой-то рекламой. Не что-нибудь, а синагога. 43 - на месте. Дом раввина.




Дом раввина (улица Ленина, 43, слева) и синагога (улица Ленина, 45, справа).

Дальше мне начало стремительно отказывать чувство реальности. Это, напоминаю, город Мариинск Кемеровской области. Не Одесской, не Житомирской, не Харьковской. Даже не Брянской. Население Мариинска сейчас составляет 40 тысяч. Вряд ли оно когда-то было сильно больше. Зачем тут синагога?

Так и не найдя ответа на этот вопрос, я отправился дальше. Дом 41 отсутствует. 39 отсутствует. 37 - здание казначейства - стоит, и перед ним сидит в кресле бронзовая дама. Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария Гессенская aka императрица Мария Александровна Романова.




Здание казначейства. Улица Ленина, 37. Слева виден памятник императрице Марии Александровне.







Памятник императрице Марии Александровне.

Мариинск был основан в 1698 году как село Кийское на торговом тракте, который сейчас называется федеральной трассой М53 Новосибирск - Иркутск, и до сих пор проходит через Мариинск, правда, не в историческом центре, а немного севернее. Название было дано по реке Кии, к которой мы ещё выйдем. А улица Ленина называлась Большой Московской. В 1857 году Кийское получило статус города и было переименовано в Мариинск, в честь жены Александра Второго, императрицы Марии Александровны. Городская легенда сообщает нам, что жители будущего города просили царя назвать город в честь него самого, но он настойчиво порекомендовал современное имя. В результате чего Мариинск стал одним из не больше чем десятка российских городов, названных женским именем.




Бывшее начальное мужское училище, улица Ленина, 36.




Оно же, другое здание, дом 34.

Между домами 34 и 36 вставлена новая бетонная коробка. Дом 32 я не нашёл. Дом 23 - то ли новодел, то ли до неузнаваемости перестроенное старое здание, я даже не стал фотографировать. А вот дальше...




Улица Ленина, дома 17, 19, 21 (слева направо).

Двойное белое здание слева на фотографии - номер 17 по улице Ленина, бывший кинотеатр Фурор. Двойной розовый дом, обозначенный в базе данных как дом Евтифьевой, состоит из дома 19 слева и дома 21 справа. На каждом (ну, почти на каждом) доме исторического Мариинска висят таблички, об этом доме рассказывающие. И таблички на этих двух домах ни о какой Евтифьевой не говорят. Вместо этого они сообщают, что в доме 21 жил купец Пинхос Соломонович Евсиович, а в доме 19 - Идель Рувимович Ольховский. Господин Евсиович торговал хлебом и солью, господин Ольховский - бакалеей, галантереей и мануфактурой. Ситуация начала проясняться, не став, однако, от этого менее сюрреалистической. Синагогу, очевидно, построили для евреев, которых в городе было как минимум два (с раввином - три). Да, и я в курсе, что нужно одиннадцать. Осталось понять, откуда они там взялись. Этого я понять так и не смог. То есть, конечно, есть общие соображения. В 1915 году отменили черту осёдлости. Даже и перед этим в определённых ситуациях евреи могли селиться не только внутри черты, но и снаружи. Мариинск стоит на важнейшей торговой дороге. В Томске я видел синагогу за день до этого. В Омске - на следующий день. Но почему еврейские купцы расселились, заняв в центре больше половины домов, именно в Мариинске, а не в каком-нибудь Ишиме или Каинске - я так и не знаю до сих пор.

Улица Ленина, 15 - магазин купца Полудинцева. Дом 13, собственно дом купца Полудинцева, снесён, на его месте свежий новодел (виден слева на фотографии).




Магазин купца Полудинцева, улица Ленина, дом 15.

В доме 11 проживала и содержала трактир некая Прасковья Ивановна Чеботарёва, а с 1917 года - Лейба Манусович Ицкович. В доме 9 - мещанка Элька Хаимовна Рискевич.




Улица Ленина, 9 (слева) и 11 (справа).

В этом месте я, переждав очередной дождь, свернул с улицы Ленина на перпендикулярную ей Советскую, которая ведёт в кварталы деревенской застройки. Там тоже есть, что посмотреть, хотя это уже обычный русский город, никаких следов синагог здесь нет. Дом по Советской, 22 снесён, на его месте новодел.




Советская улица, дома 4 (справа) и 6 (слева).




Советская улица, дом 12




Советская улица, номер дома я не записал, но где-то между улицами Ленина и Карла Маркса







Улица Карла Маркса, дом 18 (угловой с Советской).




Советская улица, дом 27.




Улица Карла Маркса, дом 28.

Я прошёл по Карла Маркса, а потом по Коммунистической вернулся на проспект Ленина. У меня было записано ещё несколько адресов в кварталах частной застройки, в частности, по Коммунистической, но туда мне сходить не удалось - постоянно начинался сильный дождь, спрятаться там было негде, а моё время было ограничено уходящим вечером поездом. Я нашёл какое-то кафе при магазине, съел там порцию пельменей, качеством гораздо лучше, чем подсказывал вид кафе, и пошёл дальше по улице Ленина в сторону Кии.

Чуть в глубине - явно старое здание, пронумерованное по Социалистической, 8. В списке памятников я его не нашёл. Рядом с ним - Ленина, дом 7. Торгово-жилой дом купца Хейфица. Табличка рассказывает, что тут жили братья Бер, Лейзер и Дон Хейфицы. Дом 5, по-видимому, снесён.




Социалистическая улица, дом 8.




Торгово-жилой дом купца Хейфица. Улица Ленина, дом 7.

По другой стороне улицы Ленина идёт дом мещанина Колесникова под номером 26, потом непонятно какой дом, от которого остался только фасад, под номером 24. Под номером 22 - типография Прессмана, позже дом Марии Янкелевны Гурьевич. Дом 20, стоящий в заглавной фотографии - дом Мейлаха Янкелевича Блинчевского.




Улица Ленина, дом 26.




Улица Ленина, дом 24.




Улица Ленина, дом 22.

Улица Ленина, 3 - дом Антонины Васильевны Шитиковой, который, однако, она всё равно сдавала в аренду некоему Т. Л. Ольшевскому. Дома 10 и 12 принадлежали Абраму Моисеевичу Гурьевичу, причём 10 - вместе со Спринцией Моисеевной Гурьевич.




Улица Ленина, дом 3.




Улица Ленина, дома 12 (слева) и 10 (справа).

В доме 12 сейчас располагается открытый буквально перед моим приездом музей бересты. Он небольшой, один зал чисто экспозиционный, второй - выставка-продажа (по ценам, который мне показались слишком высокими, но люди при мне покупали). Честно говоря, я никогда не думал, что то, что делают из бересты, может быть настолько красиво. Надеюсь, они смогут использовать не три комнаты, а весь дом целиком, чтобы больше можно было выставить.

Домом 8 по улице Ленина владел купец Янкель Абрамович Юдалевич, домом 6 - Шауль Меерович Гурьевич. В доме 2 проживали Исай Абрамович и Лия Эхеведовна Юдалевич.




Улица Ленина, дома 8 (слева) и 6 (справа).




Улица Ленина, дом 2.

На этом месте улица Ленина, она же Большая Московская, заканчивается. Она упирается в деревья, за которыми течёт Кия. Весь трафик поворачивает в этом месте налево, на север - на Рабочую улицу, в другом конце которой сейчас и проходит та самая трасса М53.

И прежде, чем свернуть туда и начать двигаться из центра Мариинска в сторону дальних окраин, я попытался себе представить, как это всё должно было выглядеть сто лет назад. Два ряда лавок Янкелей Абрамовичей и Шай Гиршевичей, которые торгуют бакалеей и галантереей, разговаривая между собой на русском языке с необычными интонациями и пересыпая его вкраплениями верхненемецких и семитских слов из языка, на котором тогда ещё говорили от Кракау и Темешвара до Киева и Вильно. А в субботу одевали что им там полагается и отправлялись в синагогу на другом конце Большой Московской. В полуверсте от реки, которая относится к бассейну Карского моря. Фактически в прямой видимости гор Кузнецкого Алатау. Есть один народ, разбросанный и рассеянный между народами по всем областям царства твоего....

И от этого мира не осталось ничего. Только таблички на домах, которые сносят один за другим.

Тогда я повернул на Рабочую улицу и, не оглядываясь назад, ушёл из центра города.




Рабочая улица, дом 5.

В доме 15 находится краеведческий музей. Сначала я побеседовал с детишками, сидевшими около него. Кончилось, как всегда, тем, что они попросили меня их сфотографировать, но адреса, куда прислать фотографию, ни у кого из них не было. Остановились на просмотре с видоискателя.







Краеведческий музей. Рабочая улица, дом 15.

Музей оказался неожиданно интересным. Кроме обычных в такого рода учреждениях экспозиций о природе, истории и археологии (этнографии, кажется, не было), на втором этаже был довольно большой и подробный раздел о политических репрессиях. В Мариинске отметилось не по своей воле большое количество известных людей, среди которых Лосев, Барановский, Спартак Мишулин, Рокоссовский и Анна Ларина-Бухарина.

Про евреев я не нашёл в музее ничего.




Рабочая улица, дом 12.




Здание городской бани. Рабочая улица, дом 35.




Рабочая улица, дом 22.

Дальше Рабочая улица выходит на берег Кии.










Кия. На последней фотографии виден мост на трассе М53.




Рабочая улица, дом с неизвестным мне нечётным номером

В Мариинске родился и жил до шестнадцати лет Владимир Чивилихин. По-видимому, он был довольно посредственным писателем и не очень хорошим человеком, но так получилось, что его роман "Память", одно из первых произведений жанра фолк-хистори на русском языке, в своё время произвёл на меня довольно сильное впечатление - хотя построения Чивилихина мне никогда не казались особенно убедительными, да он на это и не претендовал, вольное обращение с историей Центральной Азии, в то время как никто больше об этом не писал вообще (Гумилёва, естественно, в 1982 году не печатали) вызывало у меня сильный интерес к предмету. О тангутах и киданях я первый раз узнал от Чивилихина. В Мариинске есть его музей, как раз где-то в деревянных кварталах, и я думал, не пойти ли туда, но идти было далеко, и я решил, что лучше схожу на другую сторону железной дороги и поищу несколько домов на улице Пальчикова - фактически, ограничивающей город с северо-востока. Я перешёл пути по мосту федеральной трассы и свернул с неё в деревенскую застройку. Адреса домов у меня были, но где конкретно они находятся на довольно длинной улице, я не знал, и решил выйти наугад.




Угол улиц Новосибирской и Осипенко




Вид с Новосибирской на восток.

Все адреса, которые удалось найти, всё равно оказались около железнодорожной станции - Мариинский Казённый Винный Завод, он же Мариинский Спирткомбинат. Как я понимаю, сейчас это градообразующее предприятие. Хорошо сохранились корпуса конца 19 века, но их осмотреть можно, естественно, только снаружи.







Мариинский спирткомбинат, улица Пальчикова, 28а.

На пешеходный мост над путями я поднимался за двумя симпатичными молодыми женщинами, одна из них, кажется, была с ребёнком. Они вели между собой непринуждённую беседу, из которой мне запомнилась одна фраза: "Я за зиму всего полмашины дров спалила, зато за лето до х... на баню ушло".

Через час, в семь вечера, съев ещё одну порцию пельменей прямо на вокзале, я уже сидел в поезде, который утром должен был высадить меня в Омске.

Я не знаю, удастся ли мне ещё когда-нибудь вернуться в Мариинск. И если удастся, будут ли там всё ещё стоять дома Янкеля Абрамовича Юдалевича или Эльки Хаимовны Рискевич. Или их все заменят бетонными новоделами, обшитыми металлом, сделав вид, что этого пласта нашей истории никогда не было.


russia 2011

Previous post Next post
Up