Всем хороша электронная книга, на редкость полезная вещь, но в ванне её читать не получается. Поэтому в ванну приходится брать с собой что-нибудь с полки. И не просто с полки, а чего не жалко. Как-то всял покетбук Мисимы издания "Азбуки-Классики", там там страницы такие серые, что после букридера и смотреть не хочется, тем более в ванной не очень светло. Полистал лениво и убрал на место. А пару дней назад подготовился лучше: взял с полки тоже покетбук, но советский - в твёрдой обложке, на белой бумаге - Стругацкие, "Отягощённые Злом, или Сорок лет спустя". Издан покетбук в самом конце восьмидесятых, потому и бумага белая, да и тираж, небось, не пять тысяч экземпляров. Ну о тираже пусть Стругацкие задумываются, а мне хорошо: снял суперобложку и можно читать в ванной.
Сегодня по телевизору все как с ума сошли: по всем каналам в новостях отмечают двадцатилетие референдума, на котором советский народ проголосовал за сохранение СССР. Я бы лучше "Animal Planet" про обезьянок посмотрел, но понимаю, что это не все новости на сегодня. Обезьянок я не люблю по телевизору смотреть: сегодня в вагоне метро четыре школьника пятого класса, с рюкзачками, качались на поручнях и смеялись так, что этот смех был больше похож на улюлюканье обезьянок. Сначала их шуганул дядька лет шестидесяти, а потом две девицы лет тридцати, и они выкатились из вагона и унеслись вдаль. Ни дать ни взять обезьяньи детёныши. Кстати, они за всё время не произнесли ни одного слова - только гоготали. Но я отвлёкся.
"Отягощённые злом" Стругацких я мельком пролистал и вспомнил, что они мне не очень нравятся. Ну там Сатана прилетает в СССР, но он на самом деле Демиург-творец, находит себе помощников, они живут в нехорошей квартире, с ними всякие истории происходят в унылой советской реальности, населённой исключительно жлобами, а параллельно идёт повествование о том, как учитель элитной школы из будущего СССР, в котором учатся и работают блатные жлобы, заботится о хиппи, которые разбили табор за городом и которых серые номерклатурщики не понимают, и в ещё одном параллельном повествовании рассказывается история Иисуса из Назарета и одного из его апостолов, евангелие длиной в 1000 лет, то бишь, а в конце они все встречаются в одном месте. Прямо как всё оригинально и неожиданно, правда?
Заканчивается покетбук критической статьёй Сергея Переслегина, в которой читатель, запутавшийся во всех этих хитросплетениях, наставляется на путь истинный, и делаются выводы на тему прочитанного, а заодно рекламируется русский рок: статья называется
"Скованные одной цепью". В итоге, лёжа в ванной, я сложил интересную цепочку длиной лет этак в сорок.
1960-е - на встрече с учениками одного из таких "лицеев" школьник спрашивает у одного советского фантаста: "Какими вы видите нас в будущем?"
1970-80-е - один советский фантаст отвечает этому школьнику "лицея" на страницах своего многократно видоизменяющегося рассказа-повести-романа: "Без прыщей".
1989 - один советский фантаст пишет, что мы должны сохранить и приумножить систему лицеев - специальных щкол для отобранных одарённых детей, в которых нет советского закрепощения, а учителя и ученики - партнёры в обучении.
2000 - в одном из таких "лицеев", называющемся теперь гимназией, приглашённый докладчик рассказывает школьникам, как двадцать лет назад один школьник спросил у Аркадия и Бориса Стругацкого: "Какими вы видите нас в будущем?" Один из школьников знает ответ: без прыщей, о чём сразу сообщает соседу.
2005 - выпускник одного из таких "лицеев" рассказывает выпускнику другого "лицея" о великой истине, открывшейся ему устами одного фантаста. Эта истина звучит примерно так: не каждому дано постичь величие величайшего изобретения, совершенного мужчиной. Это изобретение - мочиться в раковину.
Круг замкнулся: cорок лет спустя, как и было обещано в заголовке романа. В этом романе нет никаких следов СССР, полдень XXI века под вопросом. Интересный получился у фантастов роман: заголовок подходит, а всё остальное нет.
Мне не спится: луна светит в окно как прожектор: вроде бы, она сейчас пролетает особенно близко к Земле. А ещё я понял, что я жутко люблю Стейнбека. Ну прямо что ни возьми, всё можно читать.
Первый "коммерческий" автобус, который я увидел, выглядел именно так. Это был K-145, а год - примерно 1997.