ВЬЕТНАМСКИЙ НОВЫЙ ГОД ТЕТ: 1. Значение и традиции

Jan 21, 2015 16:15

Тет (вьетн. Tết), полное название Тет нгуен дан (Tết Nguyên Đán) букв. "праздник первого утра" - вьетнамский Новый год по лунно-солнечному календарю, государственный праздник во Вьетнаме, самый важный и популярный праздник в стране.



Общие сведения
>Тет празднуется почти всегда одновременно с китайским Новым годом. Празднование проходит с первого дня первого месяца по лунному календарю (примерно в конце января или начале февраля) и продолжается до недели. Тет считается первым днём весны, поэтому праздник часто ещё называют "праздник весны".
Тет -семейный праздник, люди стараются вернуться из путешествий и встретить его с родственниками. В дни перед Тетом во Вьетнаме наблюдается массовый выезд людей из городов в сельскую местность - в родные места.
Празднование сопровождается множеством ритуалов, часто имеющих отношение к культу предков. К празднику дом и улицы украшают цветами и фруктами из определённого списка, покупают продукты для приготовления новогодних блюд, главным среди которых являются варёные рисовые пироги баньтьынг с начинкой из бобов мунг и свинины, завёрнутые в банановые листья и перевязанные гибкими бамбуковыми прутиками, или аналогичный пироги баньтэт на Юге Вьетнама. Традиционное украшение дома на Новый год - это мандариновое дерево, персиковые ветви или охна (желтый май). Вечером глава семьи обязательно должен дождаться полуночи и зажечь палочки на алтаре, а утром первого дня нового года все одеваются в новую одежду, детям дарят красные конверты с деньгами и одежду, взамен дети желают дарящим долголетия. Считается, что именно в Тет, а вовсе не в день рождения, к возрасту каждого человека прибавляется год, поэтому все и поздравляют друг друга с «новым возрастом».
К Тету приурочено карнавальное шествие, на котором исполняется танец льва, а также множество фестивалей и ярмарок.
Вьетнамцы обращают большое внимание на то, кто приходит в их дом первым в году, этому посвящён особый ритуал «сонг ня»/ «сонг дат» (xông nhà, xông đất) После него традиционно люди ходят друг к другу в гости, посещают храмы.
Правительство заранее (примерно за 5 месяцев) объявляет график выходных дней, как правило, их всегда десять - один-два до Тета и остальные - после него.



Традиции

Вьетнамцы всегда празднуют Тет с семьей. Туристические поездки на Тет планируются крайне редко. Городское население составляет около 30%, и это значит, что практически у всех вьетнамцев родители или более старшие родственники живут в деревнях. Туда и едут, или по-вьетнамски «возвращаются», на Тет. Смысл праздника - именно в сборе всей семьи в отчем доме за одним столом.

Перед Тетом люди часто ходят на кладбище или посещают могилы предков в саду и приводят их в порядок. Празднование Тета делится на три этапа: татниен (конец года) - зяотхыа (новогодняя ночь) - татниен (новый год).

Татниен (Tất niên)
Это время покупок, украшения дома, приготовления новогодних блюд, сборов в дорогу или наоборот, ожидания приезда родственников. Все долги вьетнамцы стараются отдать до Тета.  Особенно важно купить новую одежду, поэтому перед Тетом для дополнительной стимуляции покупателей продавцы объявляют скидки и акции. Кроме того, важно закупить запас продовольствия, ведь еще недавно в первые дни после Тета (до 4 дней) абсолютно все лавки и магазины не работали, а большинство не работали вообще 10 дней.

Важный предновогодний обряд - это проводы домового на небо 23 числа 12-го лунного месяца. Онг

Тао - это вьетнамский дух кухни. Он покровительствует быту и повседневной жизни семьи и лучше всех знает о взаимоотношениях ее членов. Ежегодно 23-го числа он отправляется к небесному Владыке с докладом о прожитом семьей годе. Конечно, каждая семья хочет, чтобы он рассказал только все самое хорошее и умолчал
или лишь вскользь упомянул о ссорах и конфликтах. Поэтому проводы делают торжественные, покупают домовому красивую одежду (из бумаги, чтобы сжечь и таким образом отправить с ним на небо) и живого сазана, которого потом выпускают. Считается, что именно на сазане, как на коне, домовой едет на небо. Доложив небесному владыке о делах подопечной семьи, он тихонько возвращается домой.

Надо отметить, что вьетнамцы всегда держат в голове два календаря - лунный и солнечный, так как все события вроде свадеб, первого месяца жизни, первого дня рождения, смерти и ее годовщины, а также все традиционные праздники исчисляются по лунному календарю. Жители сельской местности подчас вообще плохо ориентируются в официальном календаре. Перед Тетом весь народ - и крестьяне, и интеллигенция - переходит полностью на лунный календарь и объясняется между собой с использованием только лунных дат: 27-е Тета (за три дня до Тета), 6-е Тета (6-й день после Тета). Например, в 2015 году Тет 19 февраля, это 1-е Тета (как 1 января у нас), а 18 февраля - это 30-е Тета, т.е. наше 31-е декабря, собственно сам канун Нового года. Выход на работу тоже представляется как 6-е Тета, а вовсе не 24 февраля - мало кто помнит солнечные даты, приходится искать календарь и уточнять.

Зяотхыа (Giao thừa)


Зяотхыа - это время перед полуночью, сама полночь и время после нее, когда люди не ложатся спать, а ждут 12-ти часов ночи, чтобы зажечь палочки перед алтарем предков, оставляя все трудности и проблемы в прошлом году и встречая только все самое лучшее в новом, чтобы поздравить друг друга и посмотреть праздничный салют. Раньше на этот этап приходилось ключевое новогоднее занятие - взрывание петард. В 1994 году власти ввели полный запрет на эту традицию из-за пожароопасности, чем поставили весь народ перед затруднением: а чем же теперь отмечать Новый год?! Салют, естественно, мало
компенсирует эту потерю.

После встречи нового года многие отправляются в пагоду, по дороге домой срывают веточки деревьев, которые символизируют благословение на новый год. В последнее время этот обычай трансформировался в срывание конвертиков, которые монахи в пагоде вешают на куст охны. В конвертиках одна-две тысячи донгов, но они ценны как благословение и задел на целый новый год.

Танниен (Tân niên)
Первый день нового года - самый важный во всем празднике, в то время как у нас, например, 31-е декабря гораздо важнее. В этот день вьетнамцы как обычно встают рано, надевают лучшую одежду и поздравляют друг друга: родители садятся за стол у алтаря, дети дарят им красные конверты (если дети взрослые) и желают долголетия, родители принимают пожелания, дают наставления и тоже дарят конверты. Затем вся семья либо отдыхает и ждет первого человека, пришедшего в новом в году - «сонг ня», либо, что реже, кто-то из семьи сам идет в гости. Подобный обычай, кстати, существует и в Великобритании. Первым человеком, пришедшим к вам в дом, должен быть обязательно мужчина с хорошей репутацией, желательно с неплохим достатком (но не обязательно богатый) и с хорошим характером. Тогда он принесет в дом удачу и благополучие на целый год. Во избежание осечек, во многих домах глава семьи после полуночи ненадолго выходит за околицу, а потом заходит обратно в дом, чтобы точно быть первым человеком в новом году. Люди с добрым нравом утром первого дня Тета заранее приглашены во многие дома. Обычай предписывает зайти лишь на 5-10 минут, поздороваться и пожелать всего наилучшего, выпить пиалочку чая и откланяться. Вообще же в первый день Тета вьетнамцы редко куда-то ходят, самое дальнее - это к близким родственникам (сестрам, братьям, дядям, тетям). В первый день Нового года ни в коем случае нельзя подметать и вообще лучше не убираться - можно вымести удачу и благословение. Второго числа уже можно ехать или идти куда угодно, но в старину этот день посвящался матерям, и хорошим тоном с тех пор считается жениху посетить дом будущей тещи. Третий день Тета  посвящен учителям. В этот день ученики и студенты навещают дома своих учителей и преподавателей. Это не строгое правило, поэтому те, кто не находится в статусе учащегося, в этот день занимаются своими делами и встречаются с друзьями или бывшими одноклассниками и делятся своими достижениями и планами на будущий год. Можно вновь сходить в пагоду и попросить «палочку» из особого набора гадательных палочек, проще говоря, погадать, каким будет год.



Танец льва (на самом деле - мифического зверя  цилиня)

В первые дни Тета люди также играют в народные игры, устраивают петушиные бои, лепят фигурки из теста для детей.
Четвертый и пятый день посвящены душам предков и вообще духам из потустороннего мира. Поэтому эти дни считаются неудачными для поездок, и суеверные люди опасаются отправляться в путь.

... Продолжение про украшение дома и новогодний стол - в следующем посте.

Культурные различия, Наука- любовь моя

Previous post Next post
Up