Барселона - город с более чем двухтысячелетней историей. Множество прелестных уголков и оригинальных зданий формируют уникальный незабываемый облик города. Но всемирную известность и неповторимый архитектурный облик ей принесли именно бессмертные творения великого Гауди.
Антонио Гауди родился 25 июня 1852 года в небольшом городке Реус, что неподалеку от Таррагоны. Все мужчины в роду Гауди были либо каменщиками, либо котельщиками. Антонио с честью продолжил и развил семейную традицию - все его работы от самых ранних, до последней - величественного Храма Святого Семейства, это, в основном, работы из металла и камня. Антонио был пятым, очень болезненным ребенком, с детства он предпочитал одиночество общению со сверстниками и часто совершал долгие пешие прогулки, любуясь природой. Именно природа, стала его первым вдохновителем и учителем.
После окончания в 1870 году средней религиозной школы Гауди отправился учиться в Барселону, в Высшую техническую школу архитектуры. Первые же студенческие работы порождали горячие споры, которые с тех пор стали постоянными спутниками творчества Гауди. 4 января 1878 года Антони получил диплом. Председатель комиссии на защите дипломного проекта Гауди сказал: «Джентльмены, перед нами либо гений, либо сумасшедший».
Три основных составляющих жизни великого Гауди - архитектура, поклонение природе и вера в Бога, крепнущая с годами, тесно переплелись во всех его творениях. Гауди начинал строить, не планируя, не имея чертежей, порой, сам до конца не зная, какая из трех направляющих возобладает и сумеет-таки подчинить остальные, поэтому ни у кого не получалось достраивать его проекты.
В 1878 году, когда, получив диплом, он выиграл первое место в конкурсе на реконструкцию одной из старинных площадей Барселоны Plaza Reial, где должен был "развесить" светильники, началась деятельность Гауди как архитектора. Это была первая самостоятельная работа Антонио Гауди - литые железные фонари вокруг фонтана на Пласа Реал, Королевской площади. Это был также первый и единственный государственный заказ.
В 1883 году 30-летний Гауди построил нечто пряничное, мавритански-башенное, расписное и шахматное, с ягодками, листочками, шишечками и клеточками - Каса Винсенс - дом для Мануэля Винсенса-и-Монтанера, фабриканта керамики. Это -первая крупная работа молодого архитектора. Закрадывается мысль: а если бы не был этот самый Винсенс фабрикантом керамической плитки, совершил бы Гауди художественный переворот, используя этот эффектный материал во всех своих зданиях? И вообще, стала бы керамическая плитка одним из основных элементов модерна? К сожалению, дом Винсенса посетить нельзя, потому что это частное владение, но посмотреть снаружи можно. В 1925 после переделок дом получил премию как лучшее сооружение года.
Павильон Гуэль
На всю творческую жизнь Гауди повлияла встреча в 1883 году с текстильным магнатом Эусебио де Гуэль-и-Бачигалупи, его земляком, влюбленным в Каталонию также, как и Гауди, ставшим его другом и покровителем на всю жизнь.
Дракон на воротах Финки Гуэль
Следующий шедевр построенный Гауди носит название "Павильоны Гуэль" - "Финка Гуэль". Это остатки бывшего поместья графа Гуэля, которые включают весьма замысловатую, кирпично-чешуйчатую конюшню и кованые ворота с экстравагантными драконами. Теперь это место прилегает к комплексу королевского дворца - "Дворец Педральбес".
Конюшня
Кованые ворота - работы Гауди из металла не менее интересны, чем его здания
Финка Гуэль
Недалеко от улицы Рамбла располагается одно из замечательный творений архитектора - дворец Гуэль (Palau Guel, Nou de la Rambla, 3-5). Гауди построил этот дворец в 1886-1889 гг для своего покровителя. Заказчик не скупился на деньги, выделяемые для постройки здания, и Гауди достиг небывалого архитектурного совершенства. Убранство комнат стоило баснословно дорого - резные потолки из палисандрового дерева и дуба украшены накладными листьями из золота и серебра и инкрустированы слоновой костью и черепаховыми панцирями. В настоящее время во дворце размещен Музей сценического искусства.
Дворец Гуэль - первое крупное архитектурное сооружение Гауди, построенное в конце 80-х годов XIX века. К нашему великому сожалению, Дворец Гуэль был закрыт на реставрацию и снаружи весь спрятан за лесами. Единственное , что выглядывало из-под пластика , укутывавшего красивейшее здание, были пестрые керамические дымоходы и флюгеры - летучие мыши.
В конце 19 века в стремительно растущей Барселоне возник новый район, прозванный Эйшампле, то есть Расширение. Здесь молодые архитекторы воплощали свои самые дерзкие архитектурные проекты, самые необычные замыслы. Самый красивый квартал молодой Барселоны получил название "Мансана де дискордиа"-"Квартал Раздоров"( или "Яблоко Раздора"). На одной улице встретились неповторимые здания три великих зодчих эпохи модернизма, придерживавшихся различных взглядов на градостроительство
Первый вклад Гауди в стиль нового квартала - Каса Кальвет. Первый этаж занят рестораном, остальные - квартирами. Дом Кальвет был отмечен как лучшее здание 1900. Для дома Кальвет Гауди разработал и всю систему декора (рисунок полов, потолков, мебель, обои).
Вход в парк Гуэль обозначен двумя павильонами с декором причудливых форм
В 1903 Гауди завершил создание единственного в своем роде парка при дворце Гуэль, впоследствии приобретенного муниципалитетом Барселоны. Этот парк разбит на участке, где Гуэль планировал размещение поселка типа "города-парка" - неосуществленного замысла Гауди.
Забавный пряничный домик из детских сказок, встречает нас при входе в парк Гуэль. Он предназначался для привратника
А это чем-то напоминает раковину рака-отшельника
Парк Гуэль - самое жизнерадостное произведение Гауди. Парк Гуэль стал воплощением популярной на рубеже 19-20 веков идеи преобразования общества.
Постоянный персонаж творчества Гауди - дракон, изрыгающий воду, встречает каждого входящего в парк
Вдохновленный своим протеже, граф де Гуэль, большой любитель английских городов-парков, бывших тогда в моде, купил огромный участок земли, решив создать на этих 15 гектарах принадлежавшей ему земли в районе "Монтанья Пелада" жилой квартал из шестидесяти домов, пообещав будущим обитателям, что здесь им будет обеспечен новый, динамичный образ жизни в городе будущего, в городе-саде.
Порой даже трудно понять, где элементы , придуманные Гауди, а где - живая природа
В парке представленны едва ли не все возможные сочетания каменных опор с живой зеленью, вплоть до окаменелого леса. Природа и сооружение здесь органично слиты в единое целое
Однако города не получилось: под застройку было продано только два земельных участка из шестидесяти, один из которых купил сам Гауди, а второй - его друг доктор Альфонсо Триас. По этой причине муниципалитет Барселоны приобрел в 1922 г. всю собственность и решил создать там городской парк.
Керамические пальмы подпирают подножие холма
А живые деревья похожи на каменную постройку
Лестница, между пролетами которой расположены декоративные элементы
Двойная лестница, начинающаяся от главного входа, ведет в "Зал ста колонн", который так называют, несмотря на то, что колонн, в действительности, восемьдесят шесть.
Зал Ста Колонн, который должен был стать рынком
В этом фантастическом зале изогнутые дорические колонны поддерживают свод, который, кажется, тоже находится в непрерывном движении, потому что имеет волнистую форму, а элементы и материалы его отделки (осколки бутылочного стекла, тарелки, стекло, керамика) свидетельствуют о том, что автор значительно опередил "поп-арт".
Зал Ста Колонн - динамика в камне
В 1912 г. Гауди закончил зал, увенчав его своим творением, которое считается символом и синтезом его всеобъемлющего искусства: речь идет об ограде сложной изогнутой формы, опоясывающей верхнюю террасу, обращенную в сторону города.
Верхняя терасса Зала Ста Колонн
В это мозаичное ограждение встроена скамья, которая тянется по всей длине, повторяя его причудливые изгибы.
Самая длинная в мире 200-метровая скамейка
Говорят, что Гауди, для выбора наиболее удобной, анатомически верной формы сидения и спинки скамьи, просил у своего рабочего садиться обнаженным на гипсовую отливку и по полученному оттиску строил все сидение.
Вся ограда-скамья украшена мозаикой из битой керамики различной формы и размера, представляющей единый, гигантский абстрактный коллаж. Эта мозаика, со времен Каса Винсенты ставшая визитной карточкой Гауди, получила название "тренкади"
Парк Гюэль - наиболее совершенное творение Гауди, синтетически сочетающее архитектуру, скульптуру, цвет, свет, природу и пространство. Недаром его, объявив памятником Искусства, купил муниципалитет Барселоны, правительство Испании возвело в ранг Национального памятника, а ЮНЕСКО объявило Наследием Гуманизма. Покидая его, думаешь о том, что таким полетом фантазии мог обладать лишь человек совершенно неординарный. Словно не от мира сего. И он, Антонио Гауди-и-Корнет, и был именно таким.
Продолжение следует...
Ола, Каталония! Монтсеррат. По дороге в Монтсеррат Монтсеррат. Монастырь Монтсеррат Монтсеррат. Прогулка к часовне Сант-Хуан Монтсеррат. По пути Святой Девы Марии к часовне Санта Кова Драконы Барселоны Барселона. Пешком по Ла Рамбла Барселона. Дали, которого я не знала Барселона. Испанская деревня Барселона с крыши туристического автобуса Гауди - сказка в архитектуре. Часть первая. Парк Гуэль Гауди - сказка в архитектуре. Часть вторая. Каса Батльо Гауди - сказка в архитектуре. Часть третья. Ла Педрера Гауди - сказка в архитектуре. Совершенность незавершенности. Саграда Фамилиа О-па! Барселона "сзаду". Музей эротики Ола, Каталония! Знойный мужчина... Мечтаааа... Все - в парк! "Порт Авентура" - парк развлечений для больших и маленьких Наскальные рисунки на улицах Барселоны