По Горному Алтаю на конях. Путинская дорога - озеро Ая - турприют Аркадия

Aug 24, 2014 19:07

В 6 часов утра наш поезд подъезжает к Бийску. Нам звонит Ирина - хозяйка турприюта, куда мы едем. В урочище Каракол, где находится турприют, связи нет. Но Ирина уже с вечера приехала в Элекмонар, чтобы нас встретить.
- Садитесь на первый автобус до Горно-Алтайска, выйдите в Майме, там я вас встречу,- наставляет нас Ирина.
Багажа у нас нет, налегке, с маленькими рюкзаками мы быстро перебегаем привокзальную площадь и уже через пять минут сидим в автобусе на Горно-Алтайск.



Ссылка в тему: 30 лет спустя... По Горному Алтаю на конях. Новосибирск
Наш телефон снова звонит. Это вчерашний парень из авиакомпании "Россия" звонит, чтобы обрадовать нас - один наш рюкзак уже вывезли из сегодняшнего самолета. Через пять минут он снова перезванивает - пришли все 4 рюкзака.
Как мало надо для счастья. Потерять весь багаж при перелете перед сложным автономным походом по горам. А потом через день найти его.
Для полного счастья нужно чтобы наш багаж ещё долетел до Горно-Алтайска.
В Майме нас ждет Ирина на верном "Патриоте". Где-то ещё через час приезжает Людмила - ещё одна туристка из нашей группы.
- Подождем ваш багаж. А пока, давайте, куда-нибудь съездим, - предлагает Ирина. - Ну, хоть на озеро Ая - это, пожалуй, единственное озеро в Горном Алтае с теплой водой, где можно нормально купаться.
Соглашаемся.
Едем. Чуйский тракт - основная магистраль Горного Алтая. Дорога, связывающая Россию и Монголию. Достаточно раздолбанная трасса, без обочин, с плохой разметкой, без освещения, одна полоса в каждую сторону. После очень сильного наводнения в июне этого года дорогу местами сильно пострадала, поэтому чинится почти на всем протяжении. Ирина рассказывает водительские байки, как дважды на "Патриоте" ночью в дождь влетала в лужи, оказавшиеся на деле глубокими ямами, и переворачивалась. И вдруг...
Вдруг без всякого перехода мы выезжаем на "квиш 6" (платная скоростная автомагистраль в Израиле очень хорошего качества). Шикарная дорога, по две полосы в каждую сторону, разделены широкой полосой отчуждения посередине и фонарями. Но при этом, ограничение - 50 км. Это что?
-Это "путинская дорога", - неодобрительно замечает Ирина.
Оказывается, одно время Путин очень полюбил Алтай. Да не так, чтобы деньги туда вбухивать, да край развивать. А так, чтобы ездить туда со товарищи на охоту и рыбалку. Построил там себе домик на Катуни. Ну, и сотоварищи, конечно, тоже не отстали. А чтоб не трястись по убогим дорогам из Барнаула, открыли в Горно-Алтайске аэропорт (хоть маленький, но получше Новосибирского))), да дорогу из него к своим дачкам проложили. А что для этого пришлось пол деревни снести, а людям на строительстве этой дороги работавшим, так и не заплатили - так "это ничаво", барин, говорили вонючие мужики, ломая шапки.
Путинская дорога сворачивает на другой берег. Мост отличного качества, который не сломало и не снесло наводнением. Дорога теперь идет по лесу. Тротуары вдоль дороги среди тайги нас вообще убили.



Озеро Ая

А вот и озеро Ая.
Когда-то здесь была только одна турбаза. Сейчас вокруг озера в лесу - пансионаты, турбазы, гостиницы, сдаются и частные дома тоже.



Платим за вход к озеру. И дальше пару часов наслаждаемся - деревянный настил, шезлонги, вода комфортной температуры, остров посреди озера, небольшие кафешки.
Хороший бонус за утерянный багаж.



К двум приезжаем в аэропорт. В абсолютно пустом здании кроме нас - никого. Только человек 5-6 охраны, да 4 продавщицы - кафе, 2 сувенирных киоска и антикварный(?) магазин. Нам сообщают, что самолет задерживаются и отправляют на Катунь: - Вы увидите оттуда самолет, когда он прилетит.



Бирюзовая Катунь

Валяемся на травке, бродим вдоль берега по воде - течение горной реки стремительное, а глубина серьезная - метров 10-15. Но это не мешает местной детворе резвиться в реке, чуть в стороне от основной струи.
Мы ждем самолет. А прилетает какая-то этажерка размером с минивэн. Хорошо, к тому моменту мы уже вернулись в аэропорт - вряд ли мы увидели бы его с речки. А вот и наш долгожданный багаж! Ура! В этом аэропорту даже есть тележки. Оккупируем тележку, чтобы отвезти багаж к машине - подъехать к зданию нельзя и здесь тоже. Стратегический объект?

Приезжаем в село Элекмонар. Теперь нас ждет самая экстремальная часть добираловки. Её обеспечивает турприют, и это уже часть нашей путевки.
Нам предстоит проехать 25 км по бездорожью на армейском вездеходе - ГАЗ 66.
Колея, которая была накатана годами и мосты через речку Элекмонарка по пути ( в сухую погоду в прошлые годы Ирина иногда могла добраться до базы на "Патриоте"), все были снесены поднявшейся водой июньского наводнения. Тогда же почти упали несколько столбов, ведущих электричество к базе. МЧС - же бодро отрапортовало о помощи жителям, объявило аварийным мост, поднятый в деревне силами самих местных (мост, который строит МЧС вряд ли будет закончен в этом году) и обрезало провода (это опасно), вместо того чтобы помочь местным выровнять столбы. Так и живут.
Электричество добывают сами с помощью генераторов. А в урочище Каракол  добираются на вездеходах по остаткам дороги и частично прямо по руслу реки. Кроме нашего турприюта там есть ещё несколько хозяйств, да всех туристов на Каракольские озера тоже везут этим же путем. Правда, вода порой заливается в кузов. А после дождей её там особенно много.
Это вам не "тиюль джипим" (экскурсия на джипах). Это гораздо круче. Узкое ущелье. Тяжелая машина с высокими колесами осторожно движется по огромным валунам, потом вдруг почти вертикально сползает в реку, чуть в стороне от того места, где был раньше мост, едет по реке  - здравствуй, речка Элекмонарка! -  и взбирается по другому отвесному берегу наверх. И так 2 часа.



А вот и турприют "Аркадия".
Хозяйка Ирина Николаевна.
30 лет назад, в 1984 году, студенты  из Екатеринбурга Ирина и Вова впервые побывали в этих краях в конном походе. И так влюбились в лошадей и в Алтай, что сделали это делом всей своей жизни. Ирина с семьей вложили деньги в бизнес, и сейчас Ирина  - хозяйка приюта, а её взрослые сыновья ей помогают. А Вова - самый опытный инструктор на базе, водит самые длинные и сложные туры.



На приюте несколько домиков - простые самодельные кровати из дерева, полки, огород, туалет типа эм-жо, баня, за забором речка.
Вся база обклеена стенгазетами от прошлых групп.



Еда готовится тут же на костре. Воду качает насос из речки. Питьевую приносят из родника.



Приехали мы (из-за багажа) на базу уже поздно - часов в семь вечера. Поэтому в этот день осталось время только на баню, ужин и знакомство с группой.



А это мы все в том камуфляже, коим обзавелись с перепугу в Новосибирске. Переоделись ещё перед дорогой от Элекмонара к турприюту. В цивильных шмотках нам потом ещё домой лететь.



Утро. Мы метров на 500 выше Элекмонара (+300м). Ночью здесь холодно. Света нет - после 11 выключают генератор. А какие звезды над головой!
Но стоит солнцу выглянуть из-за гор - все преображается.



Семейный поход

На сегодня у нас довольно напряженный график.



Мы должны прослушать инструктаж. Познакомиться со своими конями. Научиться их ловить, чистить, седлать и расседлывать.
Это же одна из фишек такого похода - самому ухаживать за своим конем.



И попробовать на них ездить. Маршрут длинный и сложный, поэтому с нами идут только мерины.



Индеец и Алена

Потом мы должны получить продукты на весь поход. Распределить их между всеми и упаковать арчимаки, а также получить снаряжение - палатки, коврики, спальники (спальники и коврики у нас были свои), химзащиту, тулупчики, топоры, навес.



Татарин и Елена

Тулупчики-шубейки-телогрейки-дубленки-фуфайки-пулушубки  - все с чужого плеча висят "навалом из ящика" под навесом.
-Зачем они нам?  - удивляемся мы.  -У нас и куртки есть, и термобелье.
- Берите-берите, - ласково настаивает Ирина. - Потом поймете, зачем. В горах холодно. И, как последний аргумент добавляет: - Да хотя бы просто на седло под зад подложить, чтоб мягче было.
Берем. Ох, как нам всем эти одежки потом пригодились!



Сабля настоящая казачья.

После обеда мы, наконец, заканчиваем все дела.



Складываем арчимаки, седлаем коней, грузим арчимаки и всю прочую хренотень, потом сами.
С нами едут:



Инструктор-проводник Вова Баранов



Наша хозяюшка-кормилица, а в свободное от Алтая и бродяжничества по джунглям время - писатель-фантаст (во!), Карина Шаинян.



И наш конюх - алтаец Аркаша. Просто Аркаша.



И мы - туристы числом 10 человек.



По коням!

Продолжение следует.

По Горному Алтаю на конях
Новосибирск
Путинская дорога - озеро Ая - турприют Аркадия
Урочище Каракол - Муехта
Каракольские озера - плато туров- Замки Горных Духов
Муехтинский водопад
Муехта - Аккаинский перевал - урочище Аярык
На безымянной высоте...
Переход Уладо - Ашпагач
На скалах в Ашпагаче
Дневная вылазка из Ашпгача на озера
Переход Ашпагач - Ложа, и кое-что о том, что брать с собой в конный поход
Каскадные водопады Ложи и переход к реке Куба
Как помыть голову в ледяной горной речке
Переход от речки Куба в Байаюк
Бай-Аюкские озера в плохую погоду
Затяжной дождь...
Бай-Аюкские озера солнечным утром
По следам медведя: из Бай-Аюка в Ишмеш через 2 перевала
Закат с видом на Эдиган
Прощальный костер
Возвращение на турприют Аркадия
Чемальский дозор
Бийск и Новосибирск - путешествие на конях по Алтаю завершено

Фото-оглавление

как это было, Горный Алтай, горы, кони, По Горному Алтаю на конях

Previous post Next post
Up