Флоренский. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ МЕСТО И ПРЕДПОСЫЛКИ ХРИСТИАНСКОГО МИРОПОНИМАНИЯ. Часть 6.

May 20, 2013 09:12



Часть 5. http://yasko.livejournal.com/1325821.html

<7-я ЛЕКЦИЯ)

ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОСТИ.
ТЕОРИЯ ФУНКЦИЙ. НЕВРАСТЕНИЯ. ИСТЕРИЯ.
УЧЕНИЕ О ДУХОВНОЙ КОНСТИТУЦИИ. ТАЙНЫЕ НАУКИ

9/Х

Моя задача-во-первых, доказать ту мысль, что наша эпоха
характеризуется переломом в научной и философской мысли
и культуре вообще. Характерная ее черта - обратное возвращение.
Во-вторых, подготовить почву для предпосылок христианского
мировоззрения. В-третьих, хочу подчеркнуть  свое отношение
к свободе мысли и свободе культуры. Мысль, коль скоро
она честна, непременно приходит к утверждению высших духовных
ценностей. Современная мысль почти вернулась к своим
исходным пунктам. Это не значит, что они будут церковны,
а скорее враждебны, и эта вражда будет вытекать не из непонимания,
а будет следствием более глубокого и сознательного
противления Христу. По этому признаку можно опять назвать
наше время эсхатологическим. На Страшном Суде нельзя будет
отговариваться неведением, со ссылками на науку, так как это
все-таки дает тень оправдания. А я мыслю такое состояние
эсхатологии, когда человек будет абсолютно свободным, чтобы
сказать «да» Христу или антихристу. Время, благоприятное для
этого состояния, приближается. (На полях запись:
«Ко времени Страшного Суда будет совершенная свобода:
не будет препятствий верить или не верить. Приближается время,
благоприятное для эсхатологических идей».)



Главная идея в современной науке-идея целого(.На полях запись: «Основная идея средневековой метафизики. Идея целого в связи с идеей формы. От этого отвернулась и к этому вернулась современная наука: в биологии и психологии. Идея индивидуальности. Душевную жизнь надо понимать, как организм, единство.
Оно эмпирически не дано, но во всем проявляется. Индивидуальность
проявляется в темпе душевной жизни, в каждом переживании».) Жизнь
проявляет себя, а не складывается из частей и окрашивает
собою всякую индивидуальность. В живом теле нет частей,
а только органы. Подобно тому, как от маленькой занозы боль
может быть по всему телу, так и маленькое воздействие на

душевную жизнь может вызвать психическое и физическое потрясение
всего организма *. Душевные раны, язва, рана души -
τραύμα ψυχής,-этот термин современной психопатологии есть
термин аскетики. «Язвы души моея исцели»-это обычное
выражение2. Грех мыслится, как язва души, и, чтобы человека
привести в равновесие, надо, чтобы само небо исцелило эту язву
и вырвало занозу. Понятно, что в детстве, когда душа лишена
оболочки, противные колющие орудия, которые могут причинить
травму, особенно вредны-ругательные слова, испуг
я т. д., и поранения души в это время могут быть особенно
опасны не только для душевной, но и для духовной жизни.
Поэтому особенно ответственный и трагический смысл имеют
слова Спасителя о соблазне ребенка. С первого взгляда кажется,
дурная мысль прошла мельком, не оставив в ребенке никакого
следа и едва ли может быть им осознана. А между тем это,
может быть, самые грозные слова во всем Евангелии. И понятно:
это соблазнение-не мимолетное состояние, а уготование
душевной и, может быть, духовной гибели, в которой ребенок
сам, может быть, и не будет виноват (На полях запись: «Язва души - выражение одинаково как аскетики, так и современной психопатологии. Особенная опасность повреждений в детстве: соблазнение единого от малых сих».)

Во всяком таинстве есть момент человеческой деятельности.
По современному воззрению травмы души можно исцелить
объективацией душевного состояния. Со стороны психологической
эта объективация греха чрез слово, это вытаскивание его
и проявление наружу создает благоприятную почву для освобождения
от него, и хотя нельзя говорить только об этом земном
моменте, однако и он имеет свою значимость. Вот почему
общая исповедь не имеет тех благоприятных условий со стороны
человеческой, как частная,- исключая те случаи4, когда
в обществе бывает особая спайка и единодушие. Раскаяние
заключается не только в чувстве раскаяния, но и в выявлении
в слове душевных состояний, и если фактически духовник не
является свидетелем, то с земной стороны условия не могут
быть благоприятны. Сейчас действующим фактором признается
психическое.

Теория функционального невроза Пьера Жане46*. Он выяснял,
в чем залог целостности жизни и как проявляется ее
расстройство. Жизнь должна быть внутренне координирована
и должна вращаться около одного центра. Такими, направляющими
жизнь идеями по преимуществу могут быть религиозные.
Вера в Бога необходима, так как только она, как
абсолютная, может дать направляющую деятельность. А иначе
непременно будет разболтанность, душевные заболевания-в
расстройстве функций. Ілубина и правота современного понятия
о функциях К Напр<имер>, если человек перестает молиться
перед обедом, то, по-видимому, нет внешних факторов, которые
могли бы повести к расстройству функции питания. Оказывается-
иное. В процессе насыщения можно различать, так
сказать, несколько этапов-этажей. Фундамент-переваривание,
надстройки-функция питания+функция пережевывания+функция
глотания •+· процесс еды, все это <есть> все более и более
высокие надстройки, и чем выше, тем больше психического.
Психика же влияет на функции питания,-музыка, интересный
разговор и т. д. А чем выше надстройка, тем больше влияет на
нее духовное состояние.

А молитва уверяет нас, что мы не воровски едим, не вопреки
совести, не нарушая заповеди Божией, а исполняя и здесь
заповедь Божию, и все эти процессы получают значительность,
и функция питания-связность. Наоборот, если мы сядем за
стол, напр<имер>, ругаясь, тогда низшие функции будут течь
своим порядком, а высшие будут отрываться от них,-разложение,
отрыв личности.

Напр<имер>, понятие брака-всякая ласка имеет отношение
к физиологической функции, и на этой почве может быть
разложение личности, пола, а всякая вражда в доме разлагает
личность. Отсюда намечается связь с аскетикой. Эти высшие
идеи ведут к идее Бога. Психологическая мотивировка церковного
устава.

Если же происходит расслоение души, то в результате-
болезни: неврастения и истерия. Суть их-в утрате координации
душевной жизни: отпадает чувство реальности мира, а при
истерии-чувство реальности личности, души. Чувство эмпирии
отметывается от своих субстанциональных основ. Я отделен
от «я». Я перестаю сознавать себя «я». Ощущение самого
себя в истерии: как будто вата в ушах, я буду ощущать себя, как
бы в маске. Следовательно, я ломаюсь, играю роль, следовательно,
хочется играть ее поинтересней, отсюда, интересничанье
и живость телесная и всякая вообще, очень, к слову сказать,

мучительная. При неврастении я слышу звуки, вижу, но все это,
как в кинематографе, все как бы призрак (На полях запись: «Эмпирическое «я» отделено от ноуменальных основ «я». От утраты чувства духовного начала я буду ощущать себя актером. Я не знаю, кто же я настоящий? Неврастения: я понимаю все, но все призрачно. Лишено субстанциальной подосновы, фантасмагория и призрак.) Болезни от разложения духовной жизни, от неупорядоченности ее, от неуставности нашей жизни, особенно от жизни пола. Духовное здоровье-в
духовном равновесии. Должна быть внутренняя координиров-
ка, чтобы отдельные элементы не болтались, чтобы все было
соотносительно. Если мы только подумаем, что все условно, то
сейчас же почувствуем такой могильный холод, что не в состоянии
будем продолжать своих мыслей.

Абсолютизируем нашу жизнь в необходимых функциях нашей
жизни. Семь таинств,-каждое канонизирует, просветляет
особую функцию, чтобы она стала человеческой, а не просто
животной (На полях запись: «Результат неуставного темпа нашей душевной
жизни от неурядиц пола. С психической точки зрения спасение во внутреннем здоровье, равновесии, устоях. Все соотносительно. Надо быть уверенным, что все
опирается на неотносительные пункты. Психофизические устои личности.
Семь таинств соответствуют семи первичным функциям.
Надо иметь ощущение, что все опирается на какие-то абсолютные
мистические корни. Наша жизнь должна быть абсолютизирована в некоторых коренных функциях»). Напр<имер> Евхаристия-идея еды, абсолютная
еда. Всякая еда и все питание освящается-в Боге, а не по
стихиям мира сего происходит.

Это близкое подхождение к церковным идеям имеет, однако,
и другую сторону-отрицательную: лечение психоанализом
по отношению к Исповеди-то же, что черная месса по отношению
к Евхаристии. Благодаря ей часто культивируются
злые начала. Ведь если церковные правила требуют от духовника
огромной опытности и строжайше запрещают изображать из
себя старца, то тем более опасно такое лечение в руках врача,
может быть, даже неверующего - оно часто влечет ухудшение
болезни (На полях запись: «Лечение психоанализом,-сколок
с Исповеди,-похоже на исповедь, но при неверном лекарстве-
издевательство и извращение задачи».)

Другой поток идей в современной психопатологии-учение
о душевной конституции. Если душевная жизнь есть нечто
организованное, то она должна иметь окраску индивидуального
рода,-не в генетическом, а логическом смысле. Должен быть
свой тип душевного сложения,- подобно темпераменту, всякий

тип реагирует на раздражение особенно,-подобно средневековому
представлению об астральных типах в астрологии (На полях запись: «Существуют души разных оттенков. Души разных структур.
Типы душевного сложения, которые реагируют каждое по-своему
на все душевные заболевания и явления».). Вообще
сейчас происходит возрождение тайных наук,-это не значит,
что идеи их верны, а есть лишь знамение времени. Английское
Королевское общество психических исследований.
В результате-большая часть тайных наук была признана.
Телесная характериология-учение о проявлении индивидуальности
в каждом месте тела-эта идея сейчас-общее место-
была известна еще в древности, много было наук по
определению индивидуальности: хиромантия, графология-о
тончайших жестах, отпечатлевающихся на бумаге, и их индивидуальности.
В принципе это вполне признанные науки.

Подобные науки имеют важное значение при занятии церковным
искусством: иконы отличаются тончайшим знанием
в этой области, т. е. <в области) индивидуальности, и это
знание-непременно ответчиво. Везде выявляется индивидуальность,
но в различных степенях. Этот ноуменальный пульс
личности в разных местах различно просвечивает. Одно из
самых прозрачных мест-лицо и ладони,-как их называют,
второе и третье лица (.На полях запись: «Если символ есть то, что проявляет в себе
и чрез себя Высшее начало, то руки и лицо в высшей степени символичны
».) Руки особенно символичны, так как мы
не можем владеть руками в такой степени, как лицом. В XIV
и XV вв., в золотое время иконографии, руки в иконографии
имеют явно символический характер. Это-не просто руки,
а носители высшего начала, особенно у Богоматери. На Ее
руках пальцы длинные, точеные, довольно сухие, конического
характера, указывавшие на одухотворенность, возвышенность,
артистичность натуры личности и в то же время-на отсутствие
эротизма, присущего художникам и носителям искусства.
Особенно это видно на иконе Донской Божисй Матери. Она
особенно характерна. На правой руке Ее ладонь и пальцы
длинные, рука сухая. Левая - иного склада, полная, чувствуется,
что она-влажная, полна трепета. По символике рук-
правая берет, а левая дает. Правая относится к тому, что мы
получаем, а левая-к тому, что мы даем, следовательно, левая
к тому, что у нас берут,- к нашей пассивности, созерцательности.
В Богоматери-две идеи, стороны. Она в Своей активности
лишена влажного момента, в известном смысле мужественна,
это-рука царицы, лишенная нервного момента, рука
властная, управляющая Церковью, рука опасная. А левая Ее

рука-рука матери, существа, которое полно внутреннего
волнения, таинственности. Здесь - антиномия. Она - рождество
(пассивность) с девством (активный характер) сочетавшая.
Исходя из мысли тайных наук о способах проявления внутреннего
вовне, можно поставить вопрос: где границы нашего
тела? Говоря даже в материалистическом порядке, тело наше не
ограничивается телом в собственном смысле слова: наши испарения,
излучения запечатлены нашей индивидуальностью.
Даже у обстриженного ногтя есть еще какая-то связь с телом;
обломанный хвост ящерицы еще вьется, так как живая связь
оборваться сразу не может, а лишь постепенно ослабевает.
У нас же эта связь отрезанного члена с телом не так заметна;
благодаря централизации нервной системы человека. Теперь
производится фотографирование оболочек нашего тела, как бы
их ни называть. Іибнер48*, пальцы на экране. Неврастения связана
с чрезвычайными нервными истечениями из особо пораненных
мест, наших эфирных тел ( На полях запись: «Экран Килльнера 49\ директора психиатрической
клиники в Лондоне. Он облегчает видеть оболочки,-или
астральное тело или флюидные выделения. Эти экраны применяются
к лечению некоторых болезней. Истерия связана, может быть,
с повреждениями некоторых мест астрального тела.
Простой опыт. Сесть в полутемной комнате и свести пальцы,-
будут видны соединяющие их белесоватые нити». ) Во Франции лечат эти язвы
окуриванием ладана и «прижигают», обводя вокруг тела раскаленной
лопаточкой. Характерно содержание современной научной

мысли.)

Часть 1. http://yasko.livejournal.com/1319447.html
Часть 2. http://yasko.livejournal.com/1320959.html
Часть 3. http://yasko.livejournal.com/1322857.html
Часть 4. http://yasko.livejournal.com/1325046.html
Часть 5. http://yasko.livejournal.com/1325821.html
Часть 6. http://yasko.livejournal.com/1327401.html
Часть 7. http://yasko.livejournal.com/1328424.html

Старший внук Флоренского Павел Васильевич в Третьяковке у картины Нестерова Философы 1917 г. Рассказывает, как на
картине вокруг голов Флоренского И Булгакова вдруг появились нимбы. Нестерову пришлось их срочно замазывать краской.

Часть 7. http://yasko.livejournal.com/1328424.html
Previous post Next post
Up