Rural-photo
rural (англ.) - сельский, деревенский, сельскохозяйственный
Попытка понять, кто придумал "уличную фотографию" (street-photo) и для чего, для меня лично закончилось досадной неудачей. Если миллионы увлекаются и видят смысл, значит вероятность, что я дурак, а не они - несколько выше. Людям вообще свойственно увлекаться. Способность делать это - признак молодости или маразма. Вся фишка в том, что не все способны отличить первое от второго.
Это я не только про еду говорю, но и про все современные фотографические закивоки. Дело в том, что некто захотел срубить бабла на стрит-фотографии, всячески подогревая интерес к данному направлению. Запудрить мозги можно даже при условии, что они окрепшие.
Фото и текст
© Геннадия
genamikheev Михеева
В оглавление Я рос в те времена, когда уличным фотографом именовался бытовик, снимающий на память на улицах и площадях (рудименты таковых еще сохранились на Красной площади). Вообще, эти всепогодные пугала являлись низшей кастой разномастной фотобратии. Чуть выше стояли репортеры - те самые, что сейчас являются топ-блогерами. Даже обеспеченные и статусные дедушки теперь на досуге бегают, как пацаны по всяким мероприятиям и получают от этого кайф. Ну, их можно понять: хочется держать руку на пульсе исторического процесса. Фанатов стрит-фотографии понять труднее. Они же замахиваются на звание, поди ж ты, фотохудожников!
2.
3.
Теперь расплодились разномастные фестивали, конкурсы, воркшопы, мастер-классы уличной фотографии. Уже родились свои теоретики и классики. И это не пугала пришли с площадей, а солидные дядьки умно рассуждают о визуальности, фотокомпозиции и прочей зауми. Уже историю фотографии выстроили таким образом, что все, не сделанное в студии и есть стрит-фотография. То есть, налицо субкультура.
4.
5.
6.
Не буду утверждать, что это хорошо или плохо - такова данность. Но у меня вопрос: фотография в городском дворе, в метро, в парке, в торговом центре - уличная? Ну, если речь идет просто о съемке неисценированной действительности, можно допустить, что - да. А если в кадре безлюдная архитектура? Или уличные котэ (птички, шавки)? Но разве съемка зверушек - не фотонатурализм? А бомжефото - уличная фотография? Неплохо вспомнить, что существуют и такие места как пляж, базар-вокзал, больница, ночной клуб, стадион…
7.
8.
Человечество много напридумывало мест тусовок. Своеобразная импровизационная игра с фотокамерой, призванная создать некий визуальный контент, способна доставить определенное удовольствие, в том числе и мне. В конце концов, чем бы дитё не тешилось... И вроде бы все встает на свои места, ежели во главу угла поставить саму картинку.
9.
10.
11.
Хорошо... а съемка в океане, в пустыне, в лесу, на кладбище, в деревне может быть "уличной"? Ну, в смысле неинсценированной и "навскидку". Само собою. Только вряд ли фотографы океана, пустыни, леса, кладбища или деревни пожелают навесить на себя ярлык стрит-фотографа.
12.
13.
И вообще, мы ж не зацикливаемся, снимаем во всяких местах. Есть, простите за банальность, хорошие фотографы и разные. У нас имеются излюбленные темы и у каждого свой индивидуальный стиль. А вот и момент истины: если выставить в единый видеоряд произведения стрит-фотографов (названных или самозваных), создается впечатление, что это работы одного и того же маэстро. Какой-то типовой стиль и одна тема: суета человеческого скопища. Там, где нет индивидуальности - не существует собственно искусства.
14.
15.
16.
Вот я придумал понятие "rural-photo". Снова попытка заключить фантазию в рамки? Как минимум, в деревне есть улицы. Значит, здесь есть простор для стрит-фотографа? И вот здесь кроется ловушка. Оказывается, уличная фотография - своеобразная творческая реакция (тьфу, чуть не сказал "эрекция"...) художника на среду, в которой он очутился. В случае стрит-фотографии, среда - город, причем, во всех ипостасях. Но мы же по разному рефлексируем на ту или иную среду, так же как и все нормальные люди (нефоторафы) будут себя вести в том или ином месте сообразно обычаям и нравам. Например, как-то неперфектно плясать лезгинку на кладбище. И, как выяснилось, в иных местах.
17.
18.
Деревня - несколько иная среда, нежели город, пусть это тоже - поселение. Люди на сельской улице не только "проносятся", но общаются или работают. Также есть огород, внутреннее пространство дома, поле, выгон, хлев. В деревне, к тому же, несколько больше Природы и цивилизация над ней не довлеет. Если в городе улица - место перемещения людей, в деревне, НА МИРУ (то есть, на виду у других) проходит значительная часть человеческой жизни. ЖИЗНИ! Именно поэтому фотографы обожают провинциальную среду, к которой относятся в том числе рабочие поселки и райцентры. Но не все таковую чувствуют.
19.
20.
21.
И что получается: человек с мышлением стрит-фотографа, прибыв на периферию в роли Орфея, спустившегося в ад, своим "шириком" принимается "лупить направо и налево, вверх, вниз и вкось", отражая быстротекущую реальность.
22.
23.
А реальность деревни и маленького города течет в ином ритме. И получается хрень. Как будто представитель высшей расы очутился среди смердов. Еще я это называю "походом в зоопарк". Если человек - фотограф безвестный, ему это простится. Тот же светописец, который считает, что его объектив - волшебная линза, превращающая все сущее в шидэвры, принесет вред, ибо апологеты подумают, что это метод. Так рождаются стереотипы.
24.
25.
26.
А как же надо? К примеру, полезно поучиться у Юджина Смита. Его серия "Испанская деревня" - ярчайший пример постижения среды маленького поселения. А, например, американский провинциальный рабочий город Питсбург Смит понимает в ином визуальном ключе. А каков мир японцев в "Минамате"! Или постижение Смитом эстетики войны в Тихоокеанском регионе...
27.
28.
"Подобрать ключ" - слишком абстрактное словосочетание, это, конечно, не совет. Но у нас проблема: мы умеем создавать качественные высокохудожественные фотографические произведения, но мы не научились всматриваться. Мы даже не понимаем, что в этом мире можно фотографировать без фотоаппарата. Раньше это именовали «созерцанием». Насаживаемое нам современной визуальной культурой клиповое мышление вообще убеждает нас в том, что «зависание» - признак тупых. Ежели кто подумал, что проблема надуманная, пусть Гену Михеева вычеркнет из своего круга.
29.
30.
31.
Подборку "Rural-photo" можно назвать и спекулятивной. Многие же считают, что для языка фотографии вовсе не важно, в какой среде снимает автор, ибо во главе угла по любому стоят визуальность да авторский взгляд. Но это в большей мере относится к художникам, а светопись все же предоставляет нам возможность постигать реальность. Но давайте все же рассудим: русские писатели-деревенщики в городе явно страдали и о мегаполисах писали явную хрень. Мастера городской прозы опускались в лучшем случае до дачной тематики, а уж в деревенскую жизнь не совались. Это не потому, что творческие люди так узки. Просто и там и там надо еще уметь залезать в душу человека, инженерить в них, а мир города и мир глубинки столь непохожи, что в них обитают слишком непохожие типы людей. Исключение составлял разве Юрий Казаков. Но его сейчас и не читают. А фотография вовсе не подлее литературы.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.