Это попытка подачи материала в новом формате. В одном посте содержатся один старый репортаж и три новых.
Смена платформы связана с тем, что яндекс слил народ другому хостингу, на мой взгляд, неадекватному в плане подачи рекламного блока. Окончательно на новую платформу переходить не буду, хотя, мне лично нравятся строгость и простота гугла. К тому же фотки большие.
Отмечу особенность формата текстов: я рассказываю не о своих впечатлениях, а о судьбах реальных людей.
Фото и текст
© Геннадия
genamikheev Михеева
В оглавлениеСобрание фотоисторий из Малмыжского края
Репортаж из Кировской области
Маленький, но дорогой Малмыж
Это зрелище по недоразумению назвали карнавалом. На самом деле я видел спектакль, сценой которому служил весь город, а большая часть горожан являлись актерами. Все происходит на Казанскую, в престольный праздник. С одной стороны, дело Божеское, но ведь не должно же все ограничиться богослужениями!
И что можно было увидеть: лже-казаков на настоящих лошадях, но к картонными шашками и трехлинейками; персонажей “Властелина Колец” со всякими Хоббитами и гоблинами; женитьбу графа Дракулы (конечно же, на покойнице) и со всякой нечистью в свите; племя индейцев с человеческим жертвоприношением; пчеломатку с трутнями; рыбака Костю со своей морячкой; похороны... культуры (да-да! везли гроб, на котором было написано: “Культура” и искренне плакали...); “дружбу народов” (почему-то все больше с восточными женщинами); змея Горыныча-искусителя; странствующий цирк; племя чертей; скорую БЕСпомощь, реанимирующую беса; пожарную команду позапрошлого века; курицу с престарелыми цыплятками; кошачье-хулиганскую команду, продающую молочко от бешеной коровки и сшибающую деньги на пиво... да всего и не перечислишь! И, что характерно, лицедействующих было больше, чем зрителей.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Я не знаю причины такой необыкновенной активности малмыжцев. По идеи люди, жители официально признанного самого бедного региона России (Кировской области) должны замкнуться в себе и наплевать на все и вся. Но, когда я познакомился с человеком, который все это придумал, явился вдохновителем и духовной - не побоюсь этого слова - матерью праздника, все более-менее встало на свои места.
Зовут эту прекрасную во всех отношениях женщину Любовью Галимзяновой. Сама Любовь Анатольевна, директор Районного центра досуга, утверждает, что ничего ей и не надо было придумывать, нужно было просто дать понять людям, что время смеху есть всегда. И смехом можно спастись. От всего. И не она виновата в том, что люди в Малмыже такие творческие и заводные.
Кстати о цене. Праздники ныне, как известно, дороги. Но здесь научились обходиться малым: весь бюджет праздника Казанской составил 50 тысяч рублей - включая организацию мотогонок и оплату работы заезжей попсовой группы “Россияна”, устроившей зажигательный концерт на стадионе. Все деньги - спонсорские вклады местных предпринимателей, среди которых нет особо “крутых”.
После созерцания такого феерического действа с особенным удивлением узнаешь, что слово “малмыж” переводится с марийского языка приблизительно как... “сонное царство”!
Вот здесь впору обратиться к истории, которая у Малмыжа, мягко говоря, нестандартна. По сути Малмыж - маленький “Вавилон”, здесь перекрещивались пути многих народов, в результате чего оформился в Малмыже и районе своеобразный интернационал. Взять Любовь Анатольевну: сама она русская, родом с Севера, а вот муж ее - татарин. За время своего пребывания в Малмыже мне посчастливилось увидеть лишь одну свадьбу, и здесь приблизительно такой же случай, как в семье Любви Анатольевны, только наоборот: женились русский, Константин Напольских, и татарка, Гульнара Саляхутдинова. Очень, кстати, симпатичная пара!
Малмыж не случайно назван по-марийски (более точный перевод названия города: “место для сна, отдохновения”). Когда-то согласно легенде, в этих благословенных местах жили марийцы и правил ими Князь Полтыш. Земли вокруг благоприятствовали земледелию, и не случайно на них замахнулось Казанское ханство. Татары были хитры, выдавали марийским князьям ярлыки на княжение, и брали с мари ясак (налог). Мзда была велика, но мари оставались довольны тем, что татары дарили им иллюзию независимости. И тут пришли русские.
Случилось это после взятия войсками Ивана Грозного Казани. Вообще мари считались миролюбивым народом (впрочем по мнению Костомарова марийцы были “самыми свирепыми из финно-татарских племен”), но по какой-то причине променять татарское иго на власть Москвы они не захотели. Есть версия, что татары не трогали марийской веры. Русские обязательно хотели христианизировать черемисов (мари) и те сражались за богов своих Юмо и Кереметь. И была 26 апреля 1553 года битва за Малмыж. Окончилась она тем, что князя Полтыша задело пушечным ядром и он вскоре скончался от раны. Как говорит предание, его похоронили верхом на его любимом коне, на горе, которая называется Болтушева (русские Полтыша называли Болтушем). По другой легенде Полтыша похоронили по марийскому обычаю в озере, в лодке. Сохранилось предание, что с князем утонула шапка, полная золота; она еженощно, ровно в полночь всплывает, но... никто точно не знает, в каком озере лежит Полтыш. Озер в долине реки Вятки сотни.
Полтыша заменил брат Токтауш, который стал подданным Москвы. Марийцы основали новое поселение, которое назвали Мари-Малмыжем. На месте сожженного марийского города построили новый, русский Малмыж.
В XVI веке князь Андрей Курбский писал о Малмыжском крае: “...В земле той поля великие, и зело преобильные и гобзующие на всякие плоды, тако же и дворы княжат их и вельможей зело прекрасны и воистину удивления достойны, и села чисты; хлебов же всяких такое там множество, воистине вере к вероисповеданию неподобно, тако же и скотов различных стад бесчисленных множества...”
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
Русские в Малмыже были разные. Стрельцы “первого созыва”, которые пришли еще с первым воеводою Адашевым, среди марийцев назывались “адашевцами”. Это слово было равносильно “разбойникам, поскольку адашевцы совершали набеги на марийские и татарские селения с целью наживы. В наше время это мероприятие именуется “зачисткой”. Стрельцы, после присланные из Нижнего Новгорода, именовались “кыргызами”. Посадские, народ, переехавший сюда, чтобы выращивать хлеб и развивать ремесла, “острожниками”. Последние так назывались, так как в русском Малмыже центром бытия считался острог, место, где содержались преступники, отдыхающие по пути в Сибирь, на каторгу или в ссылку (через Малмыж проходил Сибирский тракт). Позже острог сломали, на его месте воздвигли тюремный замок, в котором имели честь (либо несчастье) побывать такие видные представители русского истеблишмента, как Радищев, Достоевский, Сталин и т.п. Ныне тюремный замок в прекрасной сохранности. В нем находится дурдом... Ой, простите: психиатрическая больница.
Стрельцы конфликтовали между собой и с посадскими. Потомки стрельцов были богаче, так как занимались торговлей, но, когда в 1785 году их переименовали в крестьян и выселили в особую Пахотную слободу, они сожгли город дотла. Но это не помогло: стрельцы и посадские заняли положение, обратное их предкам. Первые пошли в ямщики, вторые - в купцы.
В 1887-м году безымянный путешественник описывал так: “Город Малмыж походит скорее на село. Тянется он вдоль берега реки Шошмы (правого притока Вятки) с запада на восток. Западная часть совершенно низменна и болотиста, располагает к лихорадкам, восточная же часть более возвышенна. Здесь устроена земская больница, ремесленное училище и городские казармы. На соборной площади устроен водоем, из которого водою пользуются местные жители и пожарный обоз; на этой площади разбросаны небольшие деревянные здания и помещается деревянный гостиный двор. Улицы и площади - немощеные и, будучи вычищенными, в благоприятное летнее время представляются в исправном виде. Тротуары, частью каменные, частью деревянные, не совсем безопасны для пешеходов, а в других местах их совсем нет...”
Как ни прискорбно, описание это почти полностью подходит для описания Малмыжа сегодняшнего. Хотя с другой стороны - много ли в России осталось таких мест, где с легкостью можно окунуться в позапрошлый век? В общем сонное царство. Но почему оно на Казанскую так “выстреливает?! Или Малмыж - тихий омут?
А люди здесь гордые. Любимая их поговорка: “На свете есть три города: Париж, Малмыж и Мамадыш”.
Окончание