В рубрике «Точечка на карте» будут появляться занимательные рассказы о самых дальних уголках России, о людях, проживающих в удивительных местах, и о поразительных явлениях, коими был свидетелем Ваш покорный слуга.
Убежден, что наша страна чрезвычайно богата на странности и любопытности. Вас ждут потрясающие открытия! Иногда все же придется погрустить, ибо наши беды - не только дураки и дороги, но и воровство, пьянство, короткая память, идолопоклонство, лень, пофигизм... ну, да ладно, ворчать - не наша стезя.
Текст и фото
© Геннадия
genamikheev Михеева
В оглавлениеСовега
Репортаж из Костромской области, 2001 г.
Совега состоит из нескольких деревень, раскинувшихся по живописным холмам. До райцентра по прямой сорок километров, но дорога сюда появилась относительно недавно - в 1982 году. Строилась она тяжело: прорывали болото до твердого грунта и засыпали песком. До того расстояние это преодолевалось при помощи… самолетов. “Кукурузники” исправно бороздили небо над болотами и в день самолет мог делать по три, а то и пять “ходок” туда и обратно. Билет же стоил “рупь”. Сейчас эти времена вспоминаются с легкой ностальгией, особенно, тот момент, что на Масленицу для совеган устраивалось бесплатное катание по небесам с показом родного угла “с птичьего полета”. Эх, времена…
До авиационной эпохи перемещения осуществлялись по рекам. Речка Совега, давшая название этому кусту деревень, соединившись с Водопойницей, втекает в речку Вою. Воя вливается в Ихалицу, которая впадает в Сухону, переходящую в Северную Двину, впадающую в Белое море. Нынешние старики рассказывают, что сами они в молодости именно этим путем осуществляли связь с внешним миром. Сегодня на Совеге проживает 428 человек, жилых дворов в 12 деревнях насчитывается 176. Кстати, местные жители носят всего пять фамилий: Серогодские, Завьяловы, Морозовы, Дудины и Поповы.
2.
3.
Два момента здесь особенно примечательны. Первое: на Совеге нет замков. “Накладку” (палку) на двери поставят - и все видят, что хозяев нет дома. Второе: здесь принято друг друга именовать по имени-отчеству. Без шуток. Испытав прелести подобного уважительного обращения я задумался ненароком: а вдруг прав один из наших “отцов нации”, утверждающий, что нет Отечества у того, у кого нет отчества? Так и мы поступим: поименуем героев по имени-отчеству. Интересен каждый из совеган, но мы познакомимся только с несколькими из них; надеюсь и вам эти люди покажутся занимательными.
4.
5.
Серафима Ивановна
По правде говоря, внешней красотой совегане не отличаются. Зато им есть резон гордиться легендой о своем происхождении. К тому же, это не легенда вовсе, а быль: поселение в болотах основали беглые бандиты из группировки “полевого командира” 17 века Стеньки Разина. При разгоне мятежников основатели Совеги спрятались в болотах и начали потихоньку окультуривать их, превратившись в оседлых крестьян. Отсюда и маленькое количество фамилий, и большое число легенд.
6.
7.
Серафима Ивановна Морозова их собрала и попыталась “отсеять зерна от плевел”. Была на Совеге церковь - Христорождественская - там много документов хранилось, но ее сломали, а бумаги растерялись. Так что, только устные предания сохранились. Жили здесь бедно, но - свободолюбиво. Рабства не знали, то есть, крепостного права. Выращивали пшеницу, по 50 центнеров с гектара. Один агроном в начале века, побывав здесь, заметил, что лучшее возделывание земли встречал только в Пруссии. Сейчас урожайность - дай бог 5 центнеров, как везде, к сожалению. 38 ветряных мельниц держали. Две из них сейчас в музее, в Костроме.
8.
9.
В этом году исполняется двадцать лет музею который Серафима Ивановна создала при школе. В просторной комнате собрано все, что может хоть что-то сообщить про жизнь Совеги и совеган. На каждой вещи - крупная табличка с именем дарителя. Может быть, и без системы все разложено, но, без сомнения, с любовью.
Еще одна черта, которую я подметил в Серафима Ивановне, присуща одновременно всем здешним обитателям. Я имею в виду равнодушие к религии. Нет, они не атеисты, праздники православные чтят, но особенно не сетуют на то, что красивейший храм нарушили, а еще одну часовню увезли вместе с мельницами в Кострому. Так и говорят: “Пускай люди любуются - нам не жалко!”
10.
11.
Николай Анатольевич
Он - местный, совеганский поэт. Вообще-то Николай Анатольевич Завьялов всю жизнь валил лес, но это так, только по обязанности трудовой. Душа его вечно пребывала в стихах.
- Дак, хожу себе по лесу - вот и выскакивают себе стишата. Они сердцем пишутся-от. Надо дак ходить, наблюдать, отдыхать…
12.
13.
И свои рукописные тетрадки стихов он подписывает приблизительно так: “Стихи-стишата из нового ушата…” Таковых накопилось пять. Николай Анатольевич дома не сочиняет. Дома работы много (на Совеге держат помногу скотины). Сочиняется только на природе. Вот, к примеру, пребывает поэт в ночном, и вдруг будто бы ниоткуда возникает: “…таинств космических дочь, полная снов и идей, тихая теплая ночь лунных пасет лошадей…” Один раз “на ногах” насочинялась целая поэма про историю Совеги, про лихих казаков Разина, про нелегкое их привыкание к земле. Кончается поэма словами: “Жизнь продолжалась. В глубине России среди обширных северных болот, обретший волю, наливался силой непокоренный труженик - народ.”
14.
15.
Кстати, про народ. Не один раз я слышал такое мнение (не в Совеге), что, мол, место это - “шестнадцатая республика”. Своеобразное государство в государстве, живущее по своим законам. Даже завидуют совеганам, что те вдалеке от всего этого развитого идиотизма. А зря. Сами совегане иного мнения. Поэт Завьялов выразил это мнение в стихах: “Россия-Русь и Совега едины в благих стремленьях в вере и в мечте…” Это удивительно, но нигде, как Совеге я не чувствовал себя… гражданином России. Может быть, дело в том, что на расстоянии легче любить? Как бы то ни было, с каждым из четверых парней, которых Совега посылает в армию в нынешнем году (поговорил с каждым!) даже в мыслях не имеет, чтобы отказаться от воинского долга.
16.
17.
Много в стихах мыслей нерадостных. Пускай Николай Анатольевич поэт, по сути, не настоящий, дилетант, но на беды сегодняшней деревни он реагирует с настоящей, неподдельной болью. Особенно мне понравились такие стихи:
“Отскрипели полы половицами,
Ранних почек нарушен устой,
Домовые с печальными лицами
Покидают уют обжитой.
…В потаенном мешке этиленовом
Инородной брехни не боясь,
В подсознаньи, в програмнике геновом
Дремлет вера, как мышь затаясь…”
18.
19.
Не знаю, может, и не грамотно маленько, но - точно сказано.
Марья Евгеньевна
Теперь добавлю ложку дегтя. А то вы подумаете, что я рисую некий потерянный рай земной. Перед нами предстает другая пожилая женщина, Марья Евгеньевна Морозова. Сидит она одна в своей избе и вышивает полотенца (когда от ухода за скотиной освободится). Любит она эти полотенца вышивать. А дети все уехали. В большой мир. Тяжело, конечно, 75-летней женщине одной.
20.
21.
- Не жалко, что дети с Совеги уехали?
- Я дак все в колхозе. Всю жисть. А воспитала семерых. Дак вот, молюся - что уехали! Ростила их - и говорила: не хочу, чтоб оставались! Нельзя мучится на колхозе, пусть на народе живут на царствии небесном…
- Ну, прям так уж и царствие небесное…
- Вот там у вас жистя хорошая, а у нас - что-от?
- И не приезжают, дети-то?
- Сережка только один приезжает, за картошкой; я тогда от-вопрос перед ним поставила: не быть тебе дома - и все! Хорошие были у меня робята. Умные, подчинялися… Грубо, одним словом воспитывала. Тока, дома мало были…
- А если б, Марья Евгеньевна, довелось бы вам второй раз родиться, родились бы здесь?
- Не стала бы в этом худом углу жить. А тут что дак? На шарашку, на пьяную глядеть?
22.
23.
И многие из вас с этой пожилой женщиной согласятся. Особенно, насчет “пьяной шарашки”. Эх, и крепко у нас в деревнях “закладывают за воротник”…
Но разве, в городах - меньше?
24.
25.
Светлана Владиславовна и Владимир Юрьевич
Эта молодая семья типична, за исключением того, что оба - не выпивают. Хотя, их мужеству впору позавидовать. В том смысле, что при нынешнем колхозном запустении трудно не запить. Светлана Владиславовна Морозова, вообще-то, учительницей работает. Но начальную школу в их деревне Токарево закрыли, приходится теперь за пять километров на центральную усадьбу ходить на работу. Жалко, конечно, что закрыли: еще бабушка ее, Александра Александровна в ней учительствовала, а по ее примеру и Светлана Владиславовна с детства только преподавателем и мечтала стать. Так что теперь восьми детишкам школьного возраста из Токарево тоже суждено топать эти пять километров. Да и свои детишки Морозовых - Роман и Виктория - к школьному возрасту приблизились.
26.
27.
Владимиру Юрьевичу еще труднее, чем жене. Его услуги, как механизатора колхозу не очень-то нужны. Работы нет. Выручает умение охотника и рыболова, да собственное хозяйство: бык, корова, свинья, восемь овец и куры. Сынишка, между прочим, все равно мечтает, как и папа, трактористом стать (как, в общем-то, и все деревенские пацаны). А вот дочка - продавщицей. Потому что магазин теперь - единственный островок цивилизации в Токареве.
28.
29.
Ольга Александровна
Есть такая пляска: “совеганкой” называется. Местная, так сказать, достопримечательность. Характеризуется она не столько движениями, сколько особенным наигрышем на гармонике-хромке. Но гармонистов становится все меньше и меньше. Теперь даже на Масленицу, когда решили провести конкурс по “совеганке”, только один претендент на приз (бутылка, естественно) и нашелся.
30.
31.
Конкурс на лучшую лошадиную упряжь получился веселее: как-никак восемь претендентов нашлось, постаравшихся украсить своих лошадок. А что касается доставания приза со столба (догадайтесь с одного раза: какого), то здесь мужики проявили заметную смекалку и коллективную сообразительность. Не будучи способными подняться по скользкой морозной древесине, они выстроили настоящую цирковую пирамиду из пяти (!) человек - и достали-таки ею, родную.
Заканчивалось все, как водится, застольем. Пока взрослые пировали, в уголке, незаметно совсем, маленькая девочка - Оля Завьялова (простите - Ольга Александровна), тихонько перебирала кнопочки на гармошке. Отвлекшись от развеселого шума, я прислушался. А ведь как ладно, красиво получалась у нее мелодия! Тихо, только…
32.
33.
А за окном, почти заметенном сугробом (зима еще и не думала уступать дорогу весне) уже сгустились сумерки. Молодой месяц слегка проглядывал сквозь золотящиеся облака. Девчонка, поглядывая в окно, старательно подбирала мелодию “совеганки”. “Неужели, - мелькнула у меня в голове, - все это когда-то уйдет и цивилизация окончательно и бесповоротно всосется в Совегу, как и во все остальное, что попадается ей на пути?”
34.
35.
36.
Я встряхнул голову и отшвырнул дурные мысли подале. Эх, улетайте прочь бесы всякие, что там будет - время покажет! Просто - веселится будем:
37.
38.
39.
“…Подавайте нам гулянку,
Мы назад не повернем,
Отчубучим совеганку,
Дробанем - дак дробанем!”
Геннадий Михеев