Мы думаем порой, что проживаем в обширной, но весьма невзрачной стране.
Это не так: ежели занимает Россия шестую часть суши планеты Земля, как минимум одно из шести чудесных явлений, творящихся на нашем космическом теле, является нашим, "родным".
Берусь доказать данный тезис на конкретных примерах в рубрике «Обыкновенные чудеса»!
Текст и фото
© Геннадий
genamikheev Михеев
В оглавлениеПро русальи свадьбы
Репортаж с Рязанщины
Этот праздник сегодня сохранился, скорее всего, в единственном числе. Он настолько пронизан экзотикой, что почти невозможно поверить в то, что “русалии” некогда были неотъемлемой частью праздничной культуры русского народа.
“Вроде, взрослые, а занимались - не пойми, чем...”
Деревня Четаево мало чем отличается от других деревень Рязанской глубинки. Аккуратные дома уютно примостились вдоль четырех улочек, в схеме образующих букву “Х”. У каждого дома - добротный каменный амбар: строили их, наверное, еще при царе Горохе. Скотины в хозяйствах относительно немного, что говорит о не очень завидном достатке крестьян. В обычный, будничный день людей на улицах не встретишь, отчего кажется, что деревня обезлюдела. Но это не так: достаточно зайти со стороны огородов - и вашему взору предстанет множество цветных точек, разбросанных по картофельным грядкам. Идет борьба с жуком. Колорадским.
2.
Но чем-то Господь, видимо, отметил Четаево, если жители его пронесли через все времена свой, ни на что не похожий праздник. Он называется: “Русалка”. Праздновали “Русалку” всегда: и пятьдесят, и сто, и триста лет назад. Никто никогда не пытался его отменить, несмотря на то, что носил он постыдный, и даже противоречащий моральным нормам характер. Он очень сильно походил на весьма откровенную эротическую игру, с присущими ей сексуальным юмором и “соленостями”.
3.
Наверное, свою роль в том, что “Русалка” выжила, сыграла удаленность Четаева от больших дорог, да и мало кто понимал суть происходящего, даже из тех, кто становился непосредственным участником действа. Политики, к тому же, никакой, и христианство, между прочим, этого “безобразия” предусмотрительно сторонилось. Ну, дурачатся люди - пусть с ними...
4.
Но что здесь интересно: многие из чудом сохранившихся обрядов, с которыми Вы уже знакомились на данном ресурсе, сохраняются людьми пожилого возраста. “Заводилами” и носителями незыблемых правил становятся бабушки. В Четаево, наоборот, делают чучела Русалки и ее жениха люди среднего возраста, а вот старики обычно наблюдают происходящее как бы со стороны, не проявляя никакой инициативы. И никто не руководит. Будто невидимая сила определяет, что вот сейчас из-за поворотов, с двух сторон появятся процессии, которым через минуту предстоит встретиться на мосту.
5.
Дело здесь, наверное, и в природной открытости характера четаевцев, и в расположенности их к живому, непредвзятому общению. Я специально сходил к старейшей жительнице Четаева, 95-летней Фионе Васильевне Соловьевой, чтобы расспросить ее, как проходила “Русалка” во времена ее молодости. Боже, с какой радостью она меня встретила! Ее и без того светлые глаза просто лучились счастьем: и оттого, что еще до одной “Русалки” дожила, и оттого, что новому человеку будет чего рассказать. Прихорошившись, приодевшись для общения со мной, Фиона Васильевна поведала следующее:
- ...Вот на той площадочке у моста мы и играли, было, песни пели. А Русалки две делали. На жердь посодим - и идем. Мужики гармонь играют, бабы пляшут.
6.
- А кто делал этих русалок?
- А вот, мой муж и делал. Соберемся с мужьями - и делаем. Потом, соединимся, повеселимся - и туды их, за деревню, в лес. Жечь начнем. Оттудова идем - опять пляшем...
- Вроде бы, серьезные люди, взрослые, а занимались - не пойми, чем...
- Так, вроде заведенно у нас. Не нами придумано - не нам и менять. Чичас-то умней стали, а все равно Русалку носят. Вина, токма, пьють много.
- Раньше, что ли, не пили?
- Пили, да не так-то...
“Че, титьки привязываешь?”
Право мастерить чучела передается непонятным способом. Никто, как я уже говорил, не приказывает делать это, но за столетия не было случая, чтобы чучел не было. Сейчас их делается два: мужское и женское. Деревенские улицы, которых, как уже было замечено, четыре, называются концами. Чучело “жениха” издревле делалось на “Песочном” конце; “невесты”, или Русалки - на “Мамонтовском”. “Барский” и “Алишевский” концы не делали ничего, а вот в соседних деревнях Карамышево и Халымово тоже делали Русалок и приносили к мосту в Четаево. Здесь происходили целые поединки (словесные) за право своей Русалки женихаться.
7.
Главная “делательница” Русалки сегодня - Наталья Волкова, санитарка четаевского медпункта. “Жениха” старательно собирают во дворе колхозника Якова Доронина, помогает же ему жена Валентина, заведующая местным клубом. Делаются чучела так: на длинном шесте прикрепляется “основа” из старой холстины, которая потом будет набиваться сеном. Голова тоже набивается сеном, как у “Страшилы” из детской сказки. Готовое чучело одевают в поношенную одежду, как правило, старинного покроя и цивильную, чтобы куклы похожи были на “женихающихся”. Естественно, все это сопровождается шутками, особенно, когда дело касается таких мест, которые принято называть “срамными”.
8.
Даже пацаны могут обронить ненароком: “Ты, че, мам, титьки подвязываешь?” Но в основном, взрослые шутят: “Ты ему в штаны ничего не забыл положить?” - “Девку-то попышнее делай, а то не приглянется жениху!” - “Рожу-то, рожу прорисуй попригляднее!..”
9.
У Валентины своя проблема: гармонист, как загулял вчера на сватовстве (да, в Четаеве не забыт еще обычай сватовства), так до сих пор и не выйдет из него. Надо было уговорить мужика проспаться немного перед вечером. Готовые чучела спокойно дожидаются вечера, а народ снова возвращается к привычному труду.
“Сжечь их!..”
Действо разворачивается после того, как пастух пригонит стадо. За чучелами выстраиваются целые процессии, люди в которых как бы представляют “команды” невесты и жениха. Гармонисты в каждом “поезде” вполне трезвы и веселые частушки слышны как с Песочного, так и с Мамонтовского. Чуть только процессии оказываются в пределах видимости друг друга, они замирают.
10.
Эта напряженная пауза чем-то напоминает молчание двух матерых котов перед схваткой за территорию. В воздухе витает напряжение и кажется, что еще мгновение - и “поезда” бросятся в драку. Но до драки не доходит. Хотя, некоторые и горят желанием вступится за свою куклу - они из тех, кто уже начал отмечать это дело спиртным. По прошествии томительной паузы, “поезда”начинают сближаться.
После короткого “знакомства” кукол, когда они как бы стыдливо осматривают друг друга, происходит следующее: из толпы выделяется... обыкновенная табуретка и на нее втаскивают пожилую женщину, кажется, ее зовут бабой Шурой.
11.
Баба Шура разворачивает перед собой старый журнал (мне показалось, что это “Плейбой”), и начинает говорить, делая вид, что читает серьезную бумагу. Вокруг довольно шумно, и потому слышно далеко не все. Вот, что я расслышал:
- Товарищи! Дошли мы, вот, до этого дня, который, опять же, сохранили... нынче мы собрались... конечно, хорошо это все, однако, дураки мы, наверно. Весна у нас была очень плохая. Было холодно... а еще было у нас одно неприятное дело... много пороков в гражданах наших и не всякому дадено их преодолеть... все расстроенные, все плачут, никакого настроения нету. Но - вышли, собрались... все животноводы и колхозники. Ну, колхоз у нас живет пока.... хороший председатель... не знаю, как он будет нас после этого находить... вот, тута много начальства, они тоже, поди, в чем-нибудь помогут... Товарищи! И она, Капитолина Николаевна. Хороша девушка, добрая. С ей только пример брать... Работает много, денег, правда не платют в колхозе, но она не ропщет, из хомута не бросается... Ну, Абрама вы знаете. Кавалер завидный, токма к бутылочке шибко любит прикладываться... да и кто из них не любит?..
12.
Из толпы слышно: “Во, баба Шура дает, складно-то как, вроде, артистка!” (если честно, складности в речи не слишком много). Из бабшуриной “тарабарщины” становится ясно, что куклы заимели конкретные имена: Капитолина и Абрам. Всякий год имена разные, заранее их не придумывают и рождаются они спонтанно именно в момент “доклада” (наверное, доклад этот - пародия на демагогический стиль наших руководителей). И тут - начинается! Представители сторон приступают к обсуждению кандидатур “женихающихся”. Как правило, используется ненормативная лексика, “вспоминаются” не совсем приглядные приключения обоих (при этом, конечно, больше достается Абрамушке), все это, конечно, облачено в форму шуточной игры, но, как известно, в каждой шутке есть доля... короче, “перемалывают косточки” обоим.
13.
А после Капитолине и Абраму дается право “поцеловаться” и “полюбиться”. Они встречаются в воздухе, “заключив” друг друга в объятия, и кажется в какое-то мгновение, что они вовсе не чучела, и в минуту любви два этих вымышленных существа касаются высших сфер бытия. Но это так - краткий всплеск болезненного воображения...
Все обрывается внезапно. Баба Шура со своей табуретки, трубным голосом возглашает: “Сжечь их!!!” Видит Бог, в этот момент она напоминает взбешенного пророка... И теперь уже единая процессия шумно, с песнями, уносит чучела за деревню, к оврагу, поросшему лесом. И там их торопливо и со злостью какой-то сжигают...
14.
Странный обряд. Непонятный. Я специально опросил побольше четаевцев, стараясь хоть у кого-то узнать его смысл. Результат - нулевой. “Так принято” - говорят...
“...или како сборище идольских игр...”
Дома я попытался самолично докопаться до смысла этой самой “Русалки”.
Оказалось, что “русаловедение” - чрезвычайно обширная область и не все здесь ясно до конца. На Русь слово “русалка” пришло относительно недавно, в XVIII веке (хоть, слово “Русь” так странно созвучно с “русалкой”). Еще у древних римлян популярны были игрища, называемые “rosalia”, да и в средневековой России русалии были известны.
15.
“Русалки” у нас, русских, были, но они назывались иначе: купалками, водяницами, шутовками, чертовками, хитками, лешачихами, лобастами, навками, фараонками, берегинями. В частности, в некоторых районах Русского вообще не знают слова “русалка”, зато используют слово “лобаста”. Это одна из загадок географии, так как “лобаста” - производное от имени “Албаста”, которым называют загадочных водяных существ в Иране и Пакистане.
Кто они такие? Об это имелись разные мнения. Некоторые считали, что Русалки - это души умерших некрещеными детей. Другие утверждали, что это утопившиеся, страдающие от неудавшейся любви, девицы. Третьи думали, что это похищенные у матерей дети. О внешности Русалок также имеются противоречивые толки. Вопреки “мультяшному” представлению русалки полудевицей - полурыбой, они были разнообразными, и как минимум, с ногами. Чаще всего они похожи на девушек, красивы станом и лицом, носят они распущенные длинные волосы, обычно зеленого цвета. Одежды они не имеют, но изредка появляются в белых неподпоясанных рубашках. Бывают русалки и старые, безобразные: горбатые, с большим брюхом, со страшным железным крюком. Иногда они предстают в образе мальчиков или зверьков.
В большинстве своем, они злы и действия их враждебны человеку. Самое страшное, что они могут сделать - “защекотать” неосторожного путника насмерть. Они часто бывают на кладбищах, и, если вы завидели ночью там огонь - лучше на погост не соваться. Но изредка русалки способны приносить добро людям. По поверью, если в Русальную неделю человек, завидев русалок, воскликнет: “Чур моя!”, они станут безвредны. Одна из них даже может пойти за человеком и исполнять все домашние заботы. Проживет в доме русалка до следующей Русальной недели и потом убежит.
16.
Еще на Руси верили в то, что, если на русалку одеть крест, она сделается человеком. Среди доверчивых крестьян ходили рассказы про то, что парни женились на окрещенных русалках. Возможно, праздник “Русалки” в Четаеве строится именно на этом поверье, так как православное имя “Капитолина Николаевна”, данное русалке, может означать то, что она, якобы крещена.
Самое жуткое занятие, за которыми нельзя заставать русалок - расчесывание волос. Это для них - магическое действо, при помощи которого русалки многократно усиливают свои чары. От русалок, как и от всей нечистой силы, имеются обереги: крест, магический меловой круг, чеснок, кочерга, полынь.
Русалки живут не только в реках, но и в лесах, полях, а иногда и посещают дома, где своим присутствием поселяют в семьях раздоры. Во время цветения ржи они очень любят гулять среди нее, видимыми для человека они могут быть только на протяжении Русальной недели. Эта неделя начинается на следующий день после Троицы, в Духов день, и заканчивается в “русальское заговенье”, в первый день Петрова поста. Именно в этот день в Четаеве празднуется “Русалка”.
Праздник этот настолько древен, что упоминание о нем можно найти в документах 1000-летней давности. Так, Нестор под 1067 годом повествовал о том, как дьявол отвлекал людей от Бога “...трубами и скоморохи, гуслями и русальи... людий много множество, яко упихати начнут друг друга... а церкви стоят пусты...” В изборнике XIII столетия рассказывается: “...а иже дома сидиши, егда играют роусалия, ли скомороси, ли пианице кличуть... или како сборище идольских игр...” А вот цитата из Пролога XV века: “...и деяху глумление над человеком, и мнозие оставивши церковь, на позор течаху и нарекоша игры те русалья.”
17.
После Русальского праздника, говаривают, эти непонятные существа с плачем и воплями убегают в лес. А к заходу солнца, как считалось в народе, русалки поднимаются на небеса и до следующей весны живут в облаках...
Сказки? Да, конечно. Но ведь праздник “Русалки” в Четаеве - не выдумка! Как-нибудь, в минуту томительного досуга, попробуйте взглянуть наверх: вдруг там, с облаков, на вас устремлены глаза русалок? А если это и не так, то как хотелось бы...