Фотоистории: Обитель изнутри

Apr 10, 2013 19:21


«Искусство вести рассказ при помощи фотографий, без сомнения, дается непросто. Уверен, для этого недостаточно знать законы и правила творческой фотографии и уметь их грамотно применять. Надо понимать жизнь. И любить мир и людей, тебя окружающих.»

Фото и текст © Геннадия genamikheev Михеева
В оглавление
Печерские тайны
Репортаж с Псковщины из единственного русского монастыря, который не закрывался, как минимум, последние 500 лет

…Каждый из семнадцати колоколов монастырской звонницы имеет свою историю. Большой колокол подарен в 1690 году Петром Великим. Во времена, когда русские колокола переливались на пушки, Петр распорядился орудия войны переплавить в этот колокол. В благодарность, в монастыре сохраняется беседка, построенная тогда для царя-реформатора, чтобы он мог курить трубку, будучи уверенным, что табачный дым будет уносить в сторону от святынь. Будничный колокол подарен Борисом Годуновым в 1561 году. По нему отбивает часы механизм курантов, которые младше тех часов, что на Спасской башне в Москве всего на два десятка лет. Только, в отличие от Кремлевских, Печерские куранты идут уже четыреста лет, ни разу не остановившись. Полиелейный колокол пожалован монастырю Иваном Грозным в 1562году. С ним история особая.



Братия встречала Грозного царя у ворот обители. Иван, как говорят, взбешенный ложным наущением о сотрудничестве игумена Корнилия с оппозиционным царю князем Курбским, неожиданно вынул из ножен меч и отсек Корнилию голову, а затем умертвил старца Вассиана. По преданию, убитый царем Корнилий некоторое время шел за ним по пятам, держа в руках отрубленную голову и умер лишь тогда, когда Иван прозрел. Вспышка неистовой ярости у Ивана прошла тотчас и он, осознав содеянное, поднял тело Корнилия и нес его к церкви Успения. А потом царь ускакал из монастыря, позабыв там седло и кошель с деньгами. Обагренная кровью игумена дорожка до сих пор называется “Кровавым путем”. Так на Руси стало двумя преподобномучениками больше, а Иван, пытаясь загладить вину, задаривал монастырь золотом, землями, колоколами и книгами.



2.



3.



4.
Всякий раз, когда умирает один из насельников, Большой колокол извещает о преставлении двенадцатью ударами. Тело погребается в монастырских пещерах. Тайна этих пещер не разгадана до сих пор. Открыты они были в 1382 году (по удивительному совпадению как раз в этот год почил о Господе преподобный Сергий, основатель Троицкого Монастыря). Тогда местность эта представляла собой заросший глухим лесом овраг, образованный ручьем Каменцом (четыре древнейших дерева, называемые Святыми дубами, живы до сих пор). Охотники, забредающие сюда, изредка слышали “гласы поющих неизреченно и прекрасно” и ощущали благоухание “яко от множества фимиама”. Однажды крестьянин Иван Дементьев рубил лес на склоне горы. Одно большое срубленное дерево повалилось под гору и, падая, вырвало с корнем другое. Упавшие деревья, захватив с собой большое количество земли, открыли устье пещеры, над входом в которую было выведено: “Богом зданная пещера”. Кем и как была сделана надпись - неизвестно. Один юродивый монах впоследствии много раз стирал надпись, но начертание всякий раз вновь являлось.



5.



6.



7.
Пещера издавна служит монастырским кладбищем, а раньше здесь хоронили и мирян. Круглый год в пещерах сохраняется постоянная температура +5°С при максимальной влажности 100%. Но приведенные условия ни в коем случае, если судить с точки зрения науки, не обеспечивают удивительное свойство пещер: человеческое тело в них не разлагается. Здесь никогда не бывает тяжелого трупного запаха, хотя гробы в стенах пещер едва закрыты землей или кирпичом, а в некоторых местах вообще ничем не закрыты. Так, в некоторые окна можно видеть, как в нишах - век от века - гробы ставятся друг на друга штабелями. Всего же в “печерах” упокоено около 11000 человек! “Богом зданная” пещера вмещает в себя несколько комнат, семь “улиц”, или рукавов, пещерный Воскресенский храм и ископанный в горе древнейший Успенский собор. Общая протяженность ходов - более 200 метров.



8.



9.



10.
В Успенском соборе хранится главная святыня монастыря: чудотворная икона Успения Божией Матери (в житии). Икона работы Алексия Малого поставлена в соборе в 1523 году. Много раз святыня спасала обитель от нашествия врагов, а один раз посылалась вместе с другой иконой (“Умиление”) защитникам Пскова и город выдержал пятимесячную осаду поляков с тридцатью штурмами. Вообще, газетной полосы не хватит только для списка чудотворных икон монастыря. Их множество и, как я заметил, вообще ни в одном из храмов обители нет икон “новописаных”; все - древние...



11.



12.



13.
По Тартускому договору 1920 года Территория, на которой находится Псково-Печерский монастырь, была отнесена к Эстонии и находилась в ее юрисдикции вплоть до 1940 года. Это и спасло монастырь от разорения. Правда, и к процветанию его не привело. Власти Эстонии не препятствовали монашеской жизни, но прекратился всякий приход в монастырь новых насельников (со времен Корнилия число братии не изменялась и составляла около ста человек). Вскоре после того, как монастырь перешел к СССР, разразилась Вторая Мировая. Немцы конфисковали монастырские ценности и книги (в последствии это все вернулось на свои места), а в самой обители устроили свой гарнизон. Неоднократными бомбежками многое было порушено, но оставшиеся монахи всячески сберегали монастырскую традицию и службу не прерывали. После освобождения, игумен Павел был осужден за сотрудничество с фашистами, вскоре 80-летний старец скончался в тюремной больнице. И лишь потом, далеко после войны, узнали, что монахи в своих пещерах прятали советских разведчиков и оказывали помощь пленным красноармейцам в лагерном пункте №134. Игумена Павла реабилитировали лишь в 1997 году.



14.



15.



16.
Вот и все, что хотелось бы отметить из очень непростой истории единственного в России монастыря, не прерывавшего своей деятельности в течение 526 лет. Каков же его сегодняшний день? Три дня, которые мне довелось в нем провести, не совпали ни с каким большим праздником и я увидел самые обычные монастырские будни. Даже, если нет службы, на улице безлюдно. Лишь изредка редкие группы туристов нарушают тишину (обитель устроена так, что стены и низинное положение защищают ее от ветров), да бесшумно - словно тени - монастырский двор, смиренно опустив головы, пересекают иноки. Каждый насельник обязательно имеет свое послушание и наружный покой - лишь видимость. Если попытаться погрузится в монастырский мир, то везде, куда вы не глянете, вы уведите работающих людей. Лично я, передвигаясь по территории в фотоаппаратом в поисках точек съемки, постоянно ощущал себя “инородным телом”, праздно и бесцельно шатающимся. И, когда монастырские ворота оставались за моей спиной, мне казалось, что там, сзади, проносился легкий вздох...



17.



18.



19.
Тайна монашества... Общежительному христианскому монашеству около 1700 лет. Русскому монашеству исполнилось 949 лет: первый монастырь на Руси был основан в Киеве преподобным Антонием. По подобию Киевских “печер” (также первоначально основанный в пещерах), преподобным Ионой основан был и Псково-Печерский монастырь. Только потом, через сотни лет, вокруг монастыря вырос город Печеры. Честно говоря, меня немного шокировало то, что в городе, для которого монастырь остается до сих пор единственной достопримечательностью, местные жители, узнав, что я работаю там, задавили иногда недоуменный вопрос: “Скажите, зачем они из мира уходят?” То есть, товарищи не понимают... А что я могу ответить, если сам там чужой?



20.



21.



22.
Но мне повезло. Архимандрит Тихон, наместник, благословил посетить монастырскую библиотеку. Там, в сердце монастыря, среди старинных рукописных фолиантов и современных духовных книг, удалось поговорить о смысле монашеского делания с библиотекарем, игуменом Феодосием.

- ...Конечно, есть общее понятие, которое пришло к нам от Святых отцов, аскетов. Все это можно прочитать. И в то же время есть смысл, представление понятие - приложимые для каждого индивидуально. И потом, в какой-то степени, этот смысл немножко меняется и уясняется - по мере духовного развития человека. Поэтому краткого, готового ответа вы вряд ли добьетесь. Для меня, например, смысл пребывания здесь, в монастыре - несение своих послушаний. Уже сложился какой-то нерушимый образ жизни - и он должен сохраняться, чтобы я мог справляться со своими послушаниями, делами. И еще успевал бы помолиться. Если удается осуществить это в жизни, душа как-то удовлетворяется... Конечно, есть подспудно более глубокий смысл. Но я думаю, что об этом как-то по-другому надо говорить.



23.



24.



25.
- Получается, батюшка, что смысл меняется под влиянием времени, эпохи?

- Нет. Есть основы, заложенные с самого начала. Все восходит к Евангелию. И, конечно, лучшее проявление монашества - это первые века христианства, а для русского монашества - период 15-16 веков, то есть когда Святые отцы подвизались, открывали монастыри и вокруг них спасались многие братья, и когда это возрождалось в 18-19 веках. Этому стараются и подражать, и ориентироваться на это, и вдохновляться этим. Поэтому у каждого послушника, у каждого монаха смысл обретается в том, что, с одной стороны, он соприкасается с реальной действительностью, а с другой стороны у него, скажем, в сумке или в подряснике книжечка: творения Святых отцов. Он читает, вдохновляется, научается и старается в жизни своей это претворить. Если старое взять, оторвать, то - я думаю - монашество и десяти лет не пробудет. То есть, если не будет этой “веревочки”, а именно - непрерывности, то... К сожалению (поскольку я библиотекарь и соприкасаюсь с книжными богатствами) видно, что мы читаем... знакомимся только с тем, что нам дают в “жеваном” виде сегодняшние книги. Попробуйте Святых отцов прочитать по первоисточнику - вот, взять, к примеру, книгу Исаака Сирина - и открываешь для себя много такого... интересного, что современная книга уже, как б не доносит...



26.



27.



28.
- То, что ваша обитель никогда не прерывал своей традиции, наложило свою печать на дух монастырской жизни?

- Ну, конечно! Живая душа послушника, инока - она это замечает и ощущает на себе. Это во всем проявляется, иногда не надо даже голову ломать и задавать вопросы: почему это так? Просто знаешь, что уже так сложилось... Кто-то мне вчера говорил, уж не ты ли, Игорь, - отец Феодосий обращается к послушнику, похоже, своему ученику, - что, если есть какие-то недоуменные вопросы, обращайтесь к Афонским старцам. Почему? Потому что и на Афоне, и у нас традиция не прерывалась. И раз не прерывалась, значит, не может быть никаких новшеств, искажений. Все в естественном, натуральном виде. И недоуменные вопросы отпадают...



29.



30.



31.
На мгновение я вгляделся в глаза старца. Они светились каким-то особенным, непередаваемым светом. Возможно, иссушенное постами лицо так выделяло эти “зеркала души”. Несомненно, главную тайну отец Феодосий так и не раскрыл.

Ты или живешь этим, или пребываешь в стороне. Третьего не дано.

Геннадий Михеев

нравы и мораль, образование и воспитание, современность, православие, история, христианство, фото и картинки, жизнь и люди, традиции, север, храмы и монастыри, регионы, мужчины

Previous post Next post
Up