Блуждания в русской тьме: Достойные счастья

Jan 05, 2013 18:42



Не пугайтесь - ничего страшного здесь не будет. Я для красного словца придумал рубрику «Русская тьма». На самом деле здесь я собираю свои путевые очерки.

Чего скромничать - странствовал по Руси я изрядно, и накопилось в моем архиве достаточно прелюбопытного материала. Хотел вот, поделиться...

Фото и текст © Геннадия genamikheev Михеева
В оглавлениеДом ребёнка: Они тоже хотят счастья
Репортаж с Брянщины

…Главный врач Карачевского специализированного дома ребенка Вера Худякова уже на пороге сообщила, что сегодня самый счастливый день в ее жизни. За полчаса до моего прихода у нее гостил воспитанник, который обрел свое счастье. Такое здесь, к сожалению, бывает далеко не всегда…



Индийский принц Гаутама, воспитывавшийся в “тепличных” условиях дворца и видевший только прекрасное, однажды попал в простой человеческий мир. И он увидел, что мир на самом деле преисполнен страдания и несправедливости. Принц ушел из мира и создал свою религию - буддизм. Я от религии далек. Но я узнал, что есть люди, которые много знают о человеческом страдании и всяческие стараются помочь несчастным. Я имею в виду сотрудников специальных домов ребенка, таких учреждений, куда попадают больные младенцы или дети с физическими недостатками. Медики, нянечки и прочий персонал Дома ребенка - почти святые люди, ибо за мизерную зарплату они выполняют великую миссию! Они спасают души младенцев…



2.
Здесь, в Доме ребенка, что в городке Карачев, я, побывавший на войнах и познавший многое, впервые ощутил, что такое страдание на самом деле. Самая страшная и недоступная моему пониманию несправедливость бытия - страдание невинного ребенка. Да, есть непредвиденные генетические мутации, в результате которых дети рождаются с дефектами. Но есть неправедный образ жизни взрослых, в результате чего дети, зачатые в пьяном угаре, получают “в награду” неизлечимые болезни. Я расскажу о том, что сокрыто от общества. И нынешняя эпоха “гламура” в сокрытии “нелицеприятных” явлений не виновата: мы просто не любим смотреть на то, что вызывает отвращение, и это естественно(!). В конце концов, еще античные греки учили, что для физического здоровья нужно созерцать только красоту. Говорят, греки больных младенцев убивали. В современном обществе стараются им помочь, мы стали более гуманными, по крайне мере, по сравнению с античностью. Но стали ли мы более внимательными к страданиям других людей? Это еще вопрос… Постараюсь в своем рассказе быть корректным, ибо тема настолько сложна, что любое неосторожное слово может навредить. А посему имена детей я даю вымышленные. Но поверьте, все истории, здесь приведенные, подлинные.



3.
Мы радуемся малышам в колясочках, милым лицам, счастливым улыбкам. Даже если младенец истошно кричит, это может выглядеть милым. Но природа коварна и порой подбрасывает нам такие “подарки”, как генетические мутации. К ним добавляются случайные травмы человечка, полученные еще в утробе матери или при родах, вредные воздействия медикаментов, химических веществ, алкоголизм, наркомания или курение матери (или отца). Диагнозы малышей специального дома ребенка разнообразны. Это и синдром Дауна, и фетоалкогольный синдром (таковым страдают дети пьяниц), и аномалии развития мозга, и патология развития опорно-двигательного аппарата, и дети ВИЧ-инфицированных матерей, и слепые малыши…



4.
У всех детей, которые пребывают в Карачевском доме ребенка, есть родители. Но из 75 детей (столько “коек” в Доме ребенка) удостаиваются посещения кровными родителями не больше пяти малышей. Простите за грубость, но большинство сдали своих детей государству и напрочь о них забыли… И случаи, когда родители раскаиваются в содеянном и забирают малышей назад, единичны. Недавно такое чудо произошло с Таней Степановой. У нее сросшиеся пальчики: мама испугалась и отказалась от младенца в роодоме. Она простая доярка из деревни, небогатая, забитая. Однако мама через три года все же приехала в Карачев. Увидела свою дочурку и воскликнула: “Господи, как она на меня попхожа! Никому тебя, роднулечка, не отдам!”. Или история Вали Курдюмомой: она родилась с физическим дефектом, спинномозговой грыжей. Маму еще в роддоме “обнадежил” педиатр: “Не жилец, откажитесь…” И мама отказалась. Но через некоторое время совесть замучила отца Вали - он сам приехал в Дом ребенка, отыскал дочурку. Как он плакал, увидев родное чадушко! А мать девочки, кстати, так и не приехала… Во всех подобных случаях сотрудники Дома ребенка помогают родителям документально оформить восстановление в родительских правах. Жаль только, случаев таких немного…



5.
Теперь расскажу, почему Вера Александровна Худякова, главный врач, назвала день, когда мы встретились, самым счастливым в ее жизни. Эта история началась 23 года назад. Артема Степанченкова родила “соцобеспечаемая” мама, психически неполноценная женщина, которая содержалась в психинтернате. Случайная беременность (неизвестно от кого), врачи опоздали определить… Естественно, все ожидали, что дурочка родит такого же дурачка. Естественно, Артема определили в спецучреждение, а не в обычный Дом ребенка.

Поскольку горе-мама содержалась тоже в закрытом учреждении (психинтернат находится в одном из отдаленных сел района), ее не отпускали к ребенку. Но все-таки она однажды пришла. Попросила просто посмотреть на сына. Вера Александровна ее не пустила: если честно, она боялась, что женщина-инвалид уворует малыша, а то и еще чего-нибудь учудит. Несчастная женщина рассказала, что для того, чтобы ее санитары отпустили, она месяц мыла полы в бараках, а в город она шла пешком 25 километров. И какая-то теплая решимость светилась в глазах матери… Вера Александровна и сама мать, а потому она поняла: нельзя запретить встретиться двум родственным душам… Что это была за встреча! Малыш не знал маму, но протянул к ней ручки, засмеялся даже… Кажется, слезами обливались все, кто присутствовал… Позже Вера Александровна выправила матери Артема паспорт (недееспособным тогда даже паспорта не давали) и добилась того, чтобы власти ей дали комнатку в городе. Но состояние женщины не улучшалось, она даже работать не могла, а потому вопрос о воссоединении малыша и мамы был закрыт.



6.
Артем развивался хорошо. Воспитатели и врачи все сделали, чтобы он развивался нормально, предварительный диагноз “задержка психического развития” был с малыша снят. В четырехлетнем возрасте (именно до этого срока детей содержат в специальном Доме ребенка) Артема перевели в Жуковский детдом. И дальше связь с ним была потеряна. И вот в Дом ребенка приходит красивый молодой человек и приводит с собой трех пожилых человек. Представился (Вера Александровна тут же вспомнила и мальчика, и ту трогательную историю) и рассказал, что привел показать своим близким дом, в котором прошло его раннее детство. С ним были родная мама (жаль, но она стала совсем больной) и супружеская пара из Бельгии, семья, в которой он отдыхал в каникулы, когда воспитывался в детдоме. Оказалось, что Артем после школы поступил в ВУЗ и получил профессию юриста. Сейчас устроился по специальности на крупный завод. Артем знает несколько языков, много путешествует. В общем, “хепи-энд”, как в кино… с тем отличием, что это реальный жизненный случай.



7.
Карачаевский дом ребенка не стыдно показать даже иностранцам. И, что удивительно, здесь совершенно нет неприятного запаха, сопутствующего всем учреждением такого типа. Хотя здание не предназначено для малышей с ограниченными возможностями (это типовой детский садик), все здесь отделано с любовью и по уму. Жаль только, нет бассейна. Для его постройки нужны большие деньги. Но сотрудники Дома ребенка на выдумки хитры: они прикупили резиновый бассейн, который надувают летом прямо во дворе и заполняют его водой. Конечно, русское лето недлинное - но все же… В принципе у детишек из Караческого дома ребенка есть почти все. Здесь не жалуются на недостатки снабжения. У детей нет только одного: папы с мамой.



8.
Таких удач, как случай с Артемом, на памяти Веры Александровны не больше десятка. Жаль, но абсолютное большинство воспитанников Дома ребенка имеют минимум шансов обрести настоящую семью. 76% контингента - дети с тяжелыми пороками и значительными отклонениями психики. Мне показали Васю Семенова. У него нет ручек и ножек, а так же отсутствует язык. Это очень редкий синдром, следствие генетического дефекта. Васе трудно будет в семье, потому что он нуждается не только в квалифицированном уходе, но и в постоянном медицинском наблюдении.



9.
Вера Александровна бывала за границей. Там, оказывается, заведений такого типа, как “специальный” дом ребенка, нет. Естественно, там тоже есть дети-инвалиды, но родители их привозят в специальные детские сады только на день. Там все “дауны” (и дети с другими тяжелыми заболеваниями) в семьях, они окружены теплом и любовью. Даже такому мальчику как Васе Семенову нашлось бы место в семье! Не в нашей, в европейской… А у нас? Мы, к сожалению, бедны. У нас слишком нищая страна, чтобы позволить себе “западную” модель реабилитации детей с ограниченными возможностями. Для того, чтобы так ухаживать за ребенком-инвалидом в семье, необходимо, чтобы доход семьи был эдак тысяч пять евро. А у нас известно, какая пенсия по детской инвалидности… А уж о детском пособии и говорить-то смешно.



10.
В Карачевском доме ребенка нашли выход и из такой, в сущности, позорной (как минимум для наших “олигархов”) ситуации. Малышей берут к себе на выходные и праздники сотрудники Дома ребенка. Просто для того, чтобы показать собачку, кошку, козочку… Это очень важно для развития: ведь интеллект ребенка развивается до 4 лет, после - только “шлифовка”. У многих взрослых возникла привязанность, некоторых малышей они считают “своими”. Бывают в Доме ребенка и школьники из городских школ. В основном они убираются на территории учреждения, но еще и общаются с самыми “живыми” малышами, играют с ними. Это, кстати, и для школьников полезно: здесь девочки узнают, что такой дефект как “заячья губа” (и это доказано) с большей вероятность может появиться, если мать курит.



11.
Город Карачев административно относится к Брянской области и естественен вопрос: здесь ведь “чернобыльская зона”, уж не радиация ли виновата в генетических дефектах? Главврач меня уверила, что основная вспышка страшных и необъяснимых уродств пришлась на 1996 год, то есть ровно через десять лет после Чернобыльской катастрофы. В тот год в Доме ребенка отмечено было аномальное количество детских смертей - 10. Сейчас умирает по 1-2 ребенку в год (к сожалению, наибольший риск летального исхода у “даунов”, ибо у них ослаблен иммунитет). Но число поступлений в Дом ребенка больных детей стабилизировалось: за год “текучка” здесь составляет около 50 малышей. Это со всей Брянской области - других учреждений подобного типа в регионе нет. Впрочем, некоторое увеличение патологий рождения есть. Проблема в том, что в 90-е годы очень много пили, но в 2000-е стали пить еще больше. Многие матери-пьяницы из так называемого “пивного поколения” во время беременности вообще не обращаются к врачам - в медицинской карте поступающих в Дом ребенка младенцев так и значится: “Беременность нежелательная. Не наблюдалась”. О каком здоровье ребенка здесь может идти речь? К сожалению, много врожденных заболеваний не совместимы с жизнью, но прекрасные врачи, Галина Ерохина и Валентина Ракова, борются за каждую маленькую жизнь.



12.
И не у одних только пьяниц и наркоманок могут родиться больные дети! Есть еще одна проблема, можно сказать, вечная. Даже УЗИ зачастую не может вовремя выявить отклонение развития у плода. Трудно предсказать очень многое… Это, как говорится, игра природы. Избежать таких “игр” невозможно даже в идеальном, социально ориентированном государстве.

“Типовая” история Дома ребенка: больного младенца все же забирают в родную семью. Родители полны решимости и готовы бороться с обстоятельствами. Первым, как правило, не выдерживает отец… Очень трудно жить с инвалидом - это бессонные ночи, нервы, отчаяние… Мама остается одна. Но вскоре оказывается, что одной “тянуть” инвалида невыносимо. Органы опеки предлагают матери отдать малыша в спецучереждение. Временно. Мама сперва приезжает каждые выходные. Потом все реже, реже… И происходит моральный разлом, отторжение. В результате мама вообще перестает навещать свое несчастное чадо. Будто бы вычеркивает малыша из своей жизни.

Главная проблема современного русского общества, по мнению Веры Александровны, отсутствие страха Божия. Ведь, по сути, не мать-одиночка виновата в том, что она оставила больного ребенка государству. Скорее, виноваты отец, родные, близкие. Нужно было в трудную минуту поддержать или хотя бы приободрить. Вера Александровна помнит такой случай: мама двух здоровых детей рожает третьего, “дауна”. Отец уходит, мама еще год возится с девочкой-дауненком, но после привозит его в Дом ребенка. Рассказывает, что все у нее в семье было хорошо, дети к младшей сестричке относятся душевно, но когда они выходили на улицу… Представьте: едет мама с малышкой в троллейбусе, а пассажиры на них пальцем показывают, лыбятся, прелюдно обсуждают вид малышки… Это очень тяжело пережить морально.



13.
Да, общество больно… И больные дети - отражение этой душевной, глубинной болезни. Имя этой болезни: равнодушие. В специализированном Доме ребенка детей “спрятали” от людских глаз. Так построена система, настроенная на глянец жизни, на наслаждение и богатство. Кому интересно взглянуть в глаза хотя бы одному больному ребенку? И мы уже забыли напрочь, что “богатый” человек тот, в ком Бога много. Я лично убежден, что сотрудники Дома ребенка - как раз такие люди, которых можно назвать именно Богатыми.

Геннадий Михеев
•••••••Помочь воспитанникам Карачевского Дома ребенка может каждый желающий, перечислив денежные средства на следующий расчетный счет:

Юридический адрес:
242500 Брянская область, город Карачев, улица Кольцова, д.38, тел/факс 8-48335-2-35-81, 8-48335-2-38-84.

Банковские реквизиты:
ИНН 3214005587, КПП 321401001
Л/счет 03272004670
Р/счет 40603810900001000180
КБК 81430399020020000180
БИК 041501001
ГРКЦ ГУ Банка России по Брянской области г. Брянск

Благотворительные пожертвования - самый простой и быстрый способ оказать помощь больным детям.

Детям очень нужны:

Еда для детей младшего возраста (от 0 до 4 лет):
  • адаптированные молочные смеси с пробиотиками
  • овощные и фруктовые пюре
  • мясное пюре (говядина, кролик)
  • соки
  • свежие фрукты
Бытовые принадлежности:
  • одежда
  • обувь
  • подгузники
  • полотенца и постельные принадлежности
  • игрушки
  • товары бытовой химии



14.

родители, сироты, провинция, регионы, женщины, благотворительность, общество и население, детство, нравы и мораль, города и сёла, современность, семья, фото и картинки, инвалиды, жизнь и люди, родина и патриотизм, пороки

Previous post Next post
Up