Блуждания в русской тьме: «Белая зима» Рохи

Dec 19, 2012 07:28


Не пугайтесь - ничего страшного здесь не будет. Я для красного словца придумал рубрику «Русская тьма». На самом деле здесь я собираю свои путевые очерки.

Чего скромничать - странствовал по Руси я изрядно, и накопилось в моем архиве достаточно прелюбопытного материала. Хотел вот, поделиться...

Фото и текст © Геннадия genamikheev ихеева
В оглавлениеПервый парень на деревне
Репортаж с Вятки

Однажды на гастролях Рохелио Родригес, заступившись за честь русской девушки, весьма агрессивно бросил в лицо не слишком корректно ведущего себя “лица кавказской национальности”: “Ну ты, черный, имей приличие, а то совсем обнаглели...” Кавказец опешил - ведь такое оскорбление ему приходится слышать от славян частенько, а тут... и даже не стал вступать в конфликт, ушел, подумав, что в мире что-то случилось.



В конце концов и Пушкин имел африканские корни, но Пушкин был русский человеком по всем статьям. Может и с Рохелио произошло то же самое?

Рохелио - не африканец (точнее, его африканские “концы” давно забылись), он родился на “острове свободы” Кубе, в большом городе Гаване. А отец его до сих пор работает там, на родине, большим начальником. На Кубе он не был давно, 15 лет. Откровенно говоря, он довольно сильно тоскует по своей многострадальной стране и по теплу. Роха (так его зовут друзья) так и не привык к русских морозам, он очень тяжело переносит зиму и теперь слишком даже понял анекдот про то как африканец пишет письмо домой: “Здесь, в России, хорошо, просторно, люди добрые, и когда была “зеленая зима” еще терпел, но, когда настала “б-б-б-бел-л-ая з-з-зима...”



2.
Но здесь, в вятских снегах - его жена, сыновья, хозяйство, да и дорога на Кубу для всей семьи слишком дорога - дороже хорошего автомобиля...

Вообще, характер у Рохи соответствует его жаркой импульсивной родине. Россия с самого начала огорошила тем, что здесь надо много пить и когда Роха “брал на грудь” лишнего, частенько, ударив кулаком по столу, восклицал: “Не сметь! Перед тобой лейтенант российской армии!..” Он действительно учился на военной кафедре и получил офицерское звание.



3.
Учился Рохелио в Санкт-Петербурге, в Институте инженеров железнодорожного транспорта. Ну не виноват он, что понравилась ему скромная девушка из какой-то там далекой Кировской области, которую звали Еленой (на Кубе Елен тоже много). Она училась в Институте культуры, пела и плясала в художественной самодеятельности и чтобы ей понравиться, Роха освоил русский инструмент со странным названием “гармошка”. Здешние питерские не знали, что на Кубе популярен аккордеон, он ведь почти гармошка - и негр с “русским” инструментом для них казался экзотикой. Вот так, через художественную самодеятельность, Роха и нашел ключик к сердцу девушки.



4.
А после института решили махнуть на родину Лены. Родиной оказался невзрачный поселок Торфяной километрах в пятидесяти от Кирова. Родители приняли молодую семью хорошо, Рохелио сразу стал называть их “мамой” и “папой” и когда родился их первенец Рохер, потеплели окончательно. А после рождения Феликса семье Родригес дали отдельную квартиру, переделанную из бывшего детсадика, где они и живут до сих пор, скажем так, не припеваючи, но довольно счастливо. Сделали ремонт, обставились мебелью и Роха в зале даже сложил шикарный камин. Тепло кубинец, надо сказать, любит - причем, во всех смыслах.

В отличие от шумного студенческого Питера, в Кировской области негров нет вообще и Роха подозревает, что он - первый в истории “вятский негр”. Несмотря на дефицит людей с темной кожей, привыкали жители Торфяного к Рохе легко, потому как характер у него покладистый и теперь соседи вспоминают только один незначительный инцидент, произошедший у колодца: одна женщина, вечером придя за водой и увидев в темноте лишь глаза и сверкающие зубы, упала в обморок. Ничего, оклемалась и теперь они хорошие знакомые. К сельскохозяйственным работам Роха привык быстро: огород практически на нем. Есть только одно “но”: Рохелио, уроженец большой Гаваны, так и не привык к скотине и панически боится коров.



5.
Если Лена легко устроились на работу (она преподает в школе музыку и эстетику), то Рохе пришлось труднее. В поселке без железной дороги инженер-путеец был не нужен. Роха честно пришел в колхозное правление и показал свой диплом. Начальство, почесав затылок, поставило его... кочегаром. Рохе эта работа нравилась: во-первых, тепло, перезимовать можно легко, а во-вторых - много свободного времени. Роха совершенствовался в игре на гармошке, параллельно освоил и балалайку. В добавок ко всему Рохелио вполне мог сойти за покрывшегося копотью кочегара, что полностью сливало его с местным населением.

“Звездный час” для Рохи настал нескоро, через несколько лет копчения в кочегарке. В районе существовала самодеятельная эстрадная группа “Охальники”, состоящая из двух парней - Саши Докучаева и Миши Ерасева. Прослышав про вятского негра, она сами его нашли и предложили ему использовать экзотический имидж. Благо, Рохелио - парень талантливый и учить его почти ничему не надо. Теперь у “Охальников” (название, ей-богу, оправдывает суть хулиганского фольклора, который воспроизводят эти ребята!) “коронка” - это Роха, вдруг появляющийся на сцене с гармошкой и горланящий: “Полюпите, полюпите, говорят, чумазый я, Полюпите, полюпите, мамка вымоет меня!”. Или: “Не пукайся, люд честной, не кричите бабы “Ой!”, я рапоталь в кочегарке, и поэтому такой!”

Особенно Роха прославился после того, как его показали в передаче “Играй, гармонь”. Дошло до того, что Роху взяли - и зачислили в “золотую десятку” гармонистов России. А из кочегаров Роха ушел, его взяли в отдел снабжения авторемонтного завода. Начальство уверено, что сделало правильно: такому простому русскому парню никто не в силах будет отказать...



6.
Но в артисты Роха, в отличие от своих друзей - “охальников”, уходить не торопится. Он понимает, что дом, хозяйство - это главное. Какие же вырастут сыновья, если они отца не будут видеть! Для него искусство - просто отдушина.

...А на кубу Рохе очень и очень хочется. Он говорит:

- В гостях хорошо, а дома лучше. Надо бы с семьей съездить, у меня там родители, бабушка, дедушка, брат, сестра...

- А где жизнь лучше?

- Там, где нас нет. Но у нас там двухэтажный дом.

- Как же вас занесло в Россию?

- Я сам выбрал, чтобы учиться здесь. И не жалею.

- Но ведь сказали же, что здесь вы в гостях...

- А как же дети, жена? Здесь я езжу, выступаю с “Охальниками”. Мы хотели поехать на Кубу, но жена беременная была, я лететь побоялся. А потом деньги стали другие...

...В спальне Рохелио и Лены на тумбочке стоит портрет любимой бабушки Хусты. Очень уж хочется успеть ее увидеть живой...

Геннадий Михеев

русские и славяне, куба, творчество и промыслы, деревня и село, север, провинция, регионы, иностранцы, юж_латин_америка, нравы и мораль, города и сёла, современность, семья, фото и картинки, негры, жизнь и люди, родина и патриотизм

Previous post Next post
Up