О праздности
Скрывать не буду - о русской праздничной культуре говорить нелегко. Русский праздник, ежели возможно в данном случае нивелировать, - действо надрывное, я бы сказал даже, тяжелое. Дело не только в пьянстве - в конце концов, карнавальная культура во всем мире немыслима без опьянения. Проблема более сложная, она сопряжена с "комплексами" русской нации.
Здесь я расскажу исключительно об аутентичных праздниках, имеющих глубочайшие традиции. Почти все они имеют языческие корни. Это важно, ибо люди, считающие себя православными, на самом деле исповедуют религию, которую не знают и считают чуждой. Впрочем, лучше сами ознакомьтесь с материалом и сделайти свои выводы, которые, вероятно, не совпадут с моими.
Фото и текст
© Геннадия
genamikheev Михеева
В оглавлениеПро Алешню
Репортаж с Орловщины
То место, которое смогло передать волшебную “Жар-птицу” народной культуры молодым, имеет вид печальный. Ну каноническая русская глухомань! В село Алешня даже дороги нет... А уж о телефоне, медпункте или хотя бы торговой точке даже и воспоминаний не осталось. Мобильная связь здесь не берет, а на телефонные провода связисты поскупились. Да и к чему, собственно, провода селу, число обитателей которого составляет десять душ?
Да... село. Потому что в Алешне когда-то была церковь, а дома располагались в нескольких порядках. Подломила жизнь война. Немцы “похозяйничали” так, что половина села сгорела, а с фронта не вернулось большинство мужиков. В сущности, обыденный случай, но здесь горе породило необычайное явление. А именно - алешинские вдовы свершили творческий взлет. Дело вот в чем. Бабы остались без мужей, молодухи - без женихов. Но осталась у женщин одна отдушина: песня. Пели они всегда и везде. На работу колхозную идут - поют, праздники песней отмечают, даже когда хоронят - поют... Кроме советских праздников все старинное почитали. Обрядов в Алешне много было. На Рождество колядовали, Христа славили, на Масленицу с горок с песнями катались, на Сороки пекли “жаворонки” и тоже с обрядовыми песнями, На Троицу “березку завивали”, хороводы водили, а на Петров день водой друг дружку обливали да окна соседские в шутку глиной замазывали.
2.
А коли свадеб немного было, восстановили родной алешинский свадебный обряд: разыгрывали его на представлениях. Здешние алешинские певуньи почитались, их в мир вывозили - показывать красоту русских обрядов и песен. А особенно великолепен был праздничный наряд алешинской женщины. Он и в самом деле уникален: похож на наряд какой-нибудь “шемаханской царицы” из волшебной сказки. Один только головной убор, украшенный бусинками и бисером, чего стоит! Состоит этот убор из множества фрагментов, каждый из которых имеет соответствующее название: кичка, пушка, поднарядник, позатылень, ленты, подлобник, кокошник... Добрый час пройдет, пока женщину украсят этим чудом русской культуры. Не меньше двух помощниц надо, чтобы водрузить на голову женщины сей убор. А название он носит - “лобазня”. Как видно и с лабазами это было связано, в которых Бог знает чего складировали, и со лбом, который буквально трещит от тяжести.
3.
Конечно, “лобазню” далеко не всегда носили. Предназначался он для невесты, причем у каждой женщины, которая готовилась к замужеству, свадебный убор был готов заранее. Женщина носила его по праздником и после свадьбы - до тех пор пока не рожала первого ребенка. После она пошивала себе новый, более скромный убор, который называется “махры”. В этих “махрах” алешинские “песельницы” и выступали. А “лобазни” хранили как самую дорогую реликвию. До самой Москвы дошли и там отмечены были! Самыми заводилами среди них были: Домна Иосифовна Челядинова, Евдокия Федоровна Мельникова, Анна Семеновна Митрофанова и Федора Антоновна Клякина. Судьбы у всех были одинаковы. У Домны муж погиб на войне и она в одиночку подняла троих детишек. Евдокия единственного ребенка в войну похоронила и муж ее тоже с фронта не вернулся. И Федора сына без погибшего мужа воспитывала. Просто удивительно, откуда у этих женщин столько веселых песен и частушек бралось!
4.
Нет уже этих замечательных женщин, в иных эмпиреях они витают. Из этого удивительного ансамбля только двое теперь живы. Первая, Пелагея Власьевна Егорочкина, недавно девятый десяток разменяла. Она была главным организатором, всех на дальние поездки “раскачивала”. У всех ведь скотина, хозяйство - оставить стремно. Но теперь она больная совсем, еле ходит, но все собираются они вместе по вечерам. “Посиделки” устраивают. “Они” - это трое всего. Пелагея, супруг ее Михаил Иванович, да соседка Мария Григорьевна Привалова. Маша “молодая” совсем, ей и семидесяти еще нет. Она к “песельницам” еще ребенком припала, уж больно она любит музыку. Но вот тетя Поля (Пелагея Власьевна) еще при живом муже, а Маша, хотя и в дочери годится тете Поле - вдова…
5.
Пять лет назад ее супруг сгорел. Вместе с домом. Обычное дело - пьяное… Заселилась Маша в соседний, ибо пустующих изб в Алешне достаточно. Кто еще сюда поселится без дороги-то? Маша - алешинская спасительница и “МЧС”. У нее конь есть, Чижиком зовут. Единственное на все село транспортное средство. В дождь ли, в мороз, в слякоть - запрягает Маша Чижика в сани или в телегу и через целинное поле на большак. По нему, к деревеньке Бабенка, раз в неделю прибывает автолавка. На все село Маша затоваривается, все заказы исполняет. Да и хозяин автолавки человек порядочный - привозит то, что попросят. Еще Чижик все огороды в Алешне опахивает, картошку окучивает. Почитай, все село на одной лошадиной силе существует. А ведь еще Маша находит силы корову держать! Конечно, и дети есть, они из города тоже привозят продукты. Но что-то все реже и реже они в отчий край наведываются.
6.
Все вместе, под руководством Михаила Ивановича, починили недавно в Алешне колодец. Михаил Иванович, хотя он и без одной ноги, еще крепко держит в руках инструмент. Вообще, алешинцы гордятся тем фактом, что их село не только песенным было, но и самым веселым. Всё они - даже колхозную работу - радостно делали. Потому что в светлое будущее верили. Впрочем и теперь, когда их всего-то трое (остальные семеро как-то в сторонке держатся), соберутся вместе и (по словам Маши) “хватанут по сто грамм - и...”
7.
…В Алешню меня водила директор Гнездиловской средней школы Ирина Алексеевна Лисенкова. Пусть дорога никакая, считай что просто “направление”, к тому же размыто дождями это “направление” до умопомрачения. Впрочем, если бы погода была поласковей, возможно Алешня показалась бы самой прекрасной на свете весью. Зато как приятно было войти в натопленный дом Егорочкиных! Ирина Алексеевна предусмотрительно запаслась шоколадками. Ну а здешние аборигены выставили бутыль с крепчайшим самогоном и открыли банку помидор. Приняли только по одной, ибо захмелеть не хотелось. Посидели, поговорили о том о сем (кстати, света в селе в момент нашего гостевания не было), полюбовались рукоделиями хозяек, а напоследок хозяин раздумчиво произнес:
- ...А может Алешня еще и поживет. Но для этого надо хозяина. Молодого русского мужика, который и трудиться умеет, и людей понимает. Некем теперя брать трудности... Хорошо, детишки гнездиловские дело наших баб подхватили. Может из них вырастет такой мужик-то...
8.
Выяснилось, что стариков из Алешни приглашают на все гнездиловские мероприятия. А праздники в Гнездилове - отменные. Чисто народные, коренные. Дело в том, что в Гнездиловской школе абсолютно все дети (которых сейчас 76 человек) знают алешинские песни и прекрасно танцуют русские народные танцы. Школа в последние года стала истинным центром традиционной культуры.
9.
Гнездилово - соседнее с Алешней село. Хотя здесь церковь тоже не устояла, Гнездилову повезло. Здесь есть асфальт, и вообще Гнездилово - центральная усадьба бывшего колхоза. С традициями здесь похуже, чем в Алешне. Хотя и здешние старики многое помнят. Гнездиловские дети черпают из кладезя народной культуры весьма жадно и с удовольствием. Школа в Гнездилове - это скромное одноэтажное здание. Зато школа эта гордится самым большим числом учащихся среди сельских школ района. Если идти в другую сторону от Алешни, попадешь в село Чекряк. Там школьное здание двухэтажное, но учеников в Чекряке всего-то 15... И совершенно непонятно, откуда у гнездиловцев воля рожать детей! Колхоз, который бодро именовался “Рассветом” - в развале. Есть в селе только одно довольно сильное фермерское хозяйство Виктора Кочергина, но в нем работают единицы. Мужики гнездиловские - те, конечно, кто имеет желание трудиться - в Москве, на заработках. Местный “промысел” - установка пластиковых стеклопакетов в домах зажиточных москвичей. Впрочем, из общения с директором Гнездиловской школы удалось выделить зерна истины.
10.
Взять хотя бы самого директора. Ирина Алексеевна - многодетная мать. У нее семеро детей, причем поднимала она их в одиночку. Дражайший супруг подружился с “зеленым змием”, да так накрепко, что не выдержали все члены семьи. Теперь он отдельно живет, продолжает свое “тлетворную деятельность”... Ирина Алексеевна смогла всех детей поднять, они и сами не подвели: двое старших уже закончили ВУЗы и устроились в городе. Трое - студенты (по традиции, как и мама, большинство поступили на “физмат”). Двое младших детей - Алексей и Сережа - школьники. Последний - инвалид и ему приходится уделять много внимания. И даже удивительно, откуда у Ирины Алексеевны силы на школьную работу находятся!
11.
Направление деятельности школы уникально: здесь реализуется программа “Русский дом”. Ее разработали сами учителя, и, кстати, под “русским” кредо лежит глубокая основа. Дело в том, что Гнездилово в своем роде уникальное село. Орловская область отличается тем, что здесь селится много выходцев с Кавказа или Средней Азии. Большинство из переселенцев - нерусской национальности. Как-то я побывал в селе Гостомль, на родине писателя Лескова и был шокирован. В сельской школе я почти не увидел славянских лиц! Гостомль - Кромский район. В Болховском районе, к которому относится Гнездилово, ситуация такая же. Причем число русских неуклонно убывает. Взять село Чекряк: там чеченцы проживают. Так вот, в Гнездилове живет только один нерусский человек: армянин Самвел Аракелян. Впрочем, живет он давно и все его почитают за “своего”. Откуда сей феномен (в смысле, в Гнездилове почти нет неруси) - непонятно.
12.
Хотя, возможно ответ надо искать в истории. Гнездилово - древнейшее в здешних краях село. Первое упоминание о нем датировано 1505 годом: согласно летописи великий князь Иван III передал Гнездилово своему сыну Юрию. На самом деле селу гораздо больше пятисот лет. Само название произошло от “гнезда разбойников”. Здесь, на реке со странным названием Язва, обитали лихие люди, промысел которых состоял в ограблении торговых караванов, двигающихся на пути “из варяг в греки”. Алешня свое название получила скорее всего по имени одного из разбойников, которого возможно звали Алешкой. Конечно, былой промысел теперь забыт (теперь промысел, как уже говорилось - пластиковые окна), но факт, что люди веками существовали в замкнутом мирке, не допуская в него экспансии чуждых культур. Есть сведения, что здесь вплоть до XVI века исповедовали язычество и допускали духовное руководство со стороны кудесников-жрецов.
13.
Река Язва с той поры сильно обмелела. Но не обмелела река народного духа! Здесь снова надо обратиться к личности директора Гнездиловской школы. Сама Ирина Алексеевна родом из другой деревни, Сурьянино. Но здесь она директорствует с 81-го года, а потому, считай, уже своя. “Национальное”, или как еще здесь говорят, “фольклорное” направление появилось не сразу. Все началось, как ни странно... с приезжих. Была лет пятнадцать назад в Орловской области такая программа: “100”. Власти определили сотню самых отдаленных, “глубинных” сел, которые были готовы принять русских людей из Средней Азии и Кавказа. Для них и жилье строилось, и рабочие места в колхозах предполагались. Никто не думал тогда еще, что колхозная система посыплется...
14.
Первым профессиональным специалистом по фольклору стала приезжая из Казахстана Елена Александровна Галишникова. Она - хореограф и в Казахстане она преподавала в эстрадной студии. Здесь она стала преподавать народный танец. Через пару лет Ирина Алексеевна добилась того, что бы хореография, а вдобавок и хоровое пение стали полноценными предметами, входящими в сетку расписания. Теперь-то ребята гнездиловские считают, что так и должно быть. Но пришлось директору идею “фольклорного” воспитания проталкивать сквозь нехилые бюрократические препоны. Так, в процессе борьбы и споров, была написана воспитательная программа “Русский дом”. У Елены Александровны сейчас проблема: ребенок болеет. Но эстафетную палочку перехватила ее воспитанница и выпускница Гнездиловской школы Ольга Бабенко. Она, кстати, из семьи беженцев из Чечни.
15.
...Конечно, с одной стороны Гнездилово похоже на какой-то этнографический “русский заповедник”. Но в чем парадокс: гнездиловские дети прекрасно успевают по всем предметам - каждый год отсюда выходят медалисты. И процент поступления в ВУЗы здесь очень высокий, причем молодежь поступает на бюджетные места. Уже четверть века директор ведет альбом: “Дороги, которые мы выбираем”. И за все эти годы только один выпускник пошел по “кривой дорожке”. Остальные как-то нашли себя в большом мире. Может быть та гармония бытия, которую здесь обрели, преображается в общую гармонию жизни?
Геннадий Михеев