Праздники: Быть добру!

Nov 16, 2012 15:03


О праздности

Скрывать не буду - о русской праздничной культуре говорить нелегко. Русский праздник, ежели возможно в данном случае нивелировать, - действо надрывное, я бы сказал даже, тяжелое. Дело не только в пьянстве - в конце концов, карнавальная культура во всем мире немыслима без опьянения. Проблема более сложная, она сопряжена с "комплексами" русской нации.

Здесь я расскажу исключительно об аутентичных праздниках, имеющих глубочайшие традиции. Почти все они имеют языческие корни. Это важно, ибо люди, считающие себя православными, на самом деле исповедуют религию, которую не знают и считают чуждой. Впрочем, лучше сами ознакомьтесь с материалом и сделайти свои выводы, которые, вероятно, не совпадут с моими.

Фото и текст © Геннадияgenamikheev Михеева
В оглавлениеБуйловка. Русская
Репортаж с Воронежской земли

Первый тост при любом празднестве в Русской Буйловке: “Быть добру!” Второй: “Добыть добро!” В сущности, в самом зажиточном на три района селе других тостов и не может быть. Впрочем, все равно - приятно.



Русско-буйловцев беззастенчиво зовут “москалями”, однако звучит это необидно. Иные говорят: “Да, неплохо им жить, коли гранитный карьер у них есть!” Да, действительно: километрах в 15-ти от Русской Буйловки находится крупнейший в Европе карьер, из которого добывают уникальный розовый гранит. Гигантская яма глубиной 150 метров поглотила аж целую реку с милым названием Гаврила. Если попасть туда и глянуть, действительно - ужасающая дыра. Однако она дает работу многим буйловцам. Как, собственно говоря, и жителям других сел, включая украинские. Так что не надо уповать на близость карьера! Тем более что факт непреклонен: Русская Буйловка читалась зажиточной задолго до того, как начали разрабатывать карьер. Здесь умели “добывать добро” разными способами.

Хотя от правды не уйдешь: карьер действительно расположен на территории Русско-Буйловского поселения. Глава поселения Юрий Петрович Шевченко заверил, что налог, который поселение получает от горняков, не превышает 400 тысяч рублей. В общий бюджет, который составляет 1,7 миллиона рублей, это все же вклад небольшой. Главные поступления - налоги с физических лиц (точнее 10% этого налога, который остается на месте). “Физические лица” трудятся с утра и до ночи, в поте лица добывая... нет, не хлеб насущный, а насущную... картошку. Русская Буйловка - традиционный “картофельный рай”, и здесь выращиванием и продажей этой культуры живут поколениями.



2.
Тем не менее Шевченко свозил меня на карьер. Чтобы я поразился величественности картины и преклонился пред мощью человеческой цивилизации. Я проникся. Особенно когда мы “партизанской тропой” пробирались к краю карьера - с тыльной стороны. Юрий Петрович предупредил, что надо поторопиться, иначе нас задержит охрана. Как ни крути, дыра в Земле - частная собственность, а капиталист (в особенности российский), как известно, непредсказуем. Пронесло: нас никто не заметил... Кстати типовая примета Русской Буйловки - кучи розового мрамора у каждого двора. Для чего эти бесформенные осколки (по виду - отходы производства) - неясно. Возможно, про запас.

Что интересно, Шевченко - не “москаль”. Он - “хохол” (так здесь называют украинцев) и родом он из украинского села Покровка. В свое время сюда прислали работать председателем колхоза его отца Петра Григорьевича; он руководил колхозом 17 лет и заслужил уважение. Так же уважают и Юрия Петровича: много лет он работал в Русско-Буйловской школе. Преподавал физику и информатику, создал самый лучший в районе компьютерный класс. Поэтому противоречия в том, что “москалями” управляет “хохол” (тем более молодой, 71-го года рождения) - нет. Ну, а то, что хороший учитель пошел во власть - история особая.



3.
Но вначале стоит рассказать об истории села. Ключ к происхождению названия “Буйловка”, как ни странно, находится в скромном озерке, в долине Дона. Озерко называется: Камень. Когда-то на месте озера стояла громадная гранитная скала. Еще до того как сюда, в Дикое поле пришли славяне, скале поклонялись кочевники. Скала называлась: “Буил”. Лет триста назад от Буила начали откалывать куски - из них новые поселенцы складывали фундаменты своих домов. Так за три столетия Буил и “сожрали”... Ныне легендарная скала, как бы растворена в селе. От тюрков в Буйловке переняли странный обычай. Для молодых после свадьбы во дворе строится шалаш, по форме напоминающий юрту кочевников. Называется это строение “пунькой” и в нем молодожены живут до первого снега.



4.
Если в украинских селениях были “паны”, Русская Буйловка крепостного права не знала. Первое упоминание о селе датируется 1675 годом: тогда донские казаки купили земли вдоль Дона у воронежского воеводы - для охоты и рыбалки. И у оврага Песковатого (нынешний центр села) казаки построили себе зимовье. И стали сюда стекаться всевозможные беглые люди, ища здесь воли и покоя. В казаки не шли, а записывались “государевыми крестьянами”. Хотя в Русской Буйловке казачество вроде бы сейчас начало возрождаться (два местных человека ходят в казачьей форме и возрождают казачьи традиции), старики помнят, что до революции в форме ходил здесь только один человек: урядник. В 1773 году в Русской Буйловке была уже каменная церковь. Жаль, но ее разрушили. Во времена Второй Мировой в Буйловке стояли наши, а на противоположном берегу Дона - фашисты, точнее итальянцы. Последние и разбомбили храм, посчитав его опасной огневой точкой. Лишь три года назад (силами администрации и казаков) в Буйловке смогли открыть молельный дом.



5.
Раскинулась Буйловка вольно, здесь десятки улиц, которые существуют как самостоятельные деревеньки. Одни улицы называются по фамилиям первых поселенцев: Дериглазова, Чунихина, Надеина, Алехина. Имеются улицы, отражающие характер их обитателей: Грибы, Сибирь, Тыквы, Сахалин, Косая, Сапожок... В общем-то маленькие мирки в чем-то замкнуты в себе. Но есть нечто объединяющее всех буйловцев до одного. А именно - их промысел.

Земли здесь скудные: песчаники. Поэтому земледелие не кормило буйловцев в должной мере. А потому, вырастив скудный урожай зерновых, местные мужики отправлялись на промыслы. Среди буйловцев имелись плотники, стекольщики, каменщики. Но в особенности много было “ведерников”. Брали осенью эти ведерники свой нехитрый скарб - и на Юг. Приходили в какое-нибудь селение - и кричали: “Тазы-ведра-кастрюли починяю!” Доходили далеко: и до Кавказа, и до Средней Азии. Особо не интересовались географией своих отходов - дай Господь на жизнь заработать! - но всегда удивлялись когда заказчик расплачивался какими-то нерусскими деньгами. Так ведерники забредали и в Турцию, и в Иран, и даже в Индию. Когда (или если) возвращались, успевали перед началом страды и свои дома отделать. Хоть ведерник - простая специальность, однако буйловские мастера умели и крыши крыть, и всякие украшения из жести делать. До сих дома в Буйловке украшены великолепными, украшенными цветами и птичками “дымарями” и водосточными трубами.



6.
Никто точно не помнит, кто первый обнаружил, что здешняя песчаная почва прекрасно родит картошку. Но факт, что картофельный промысел родился еще на заре советской власти. Почти каждая семья имеет надел примерно в полгектара, на котором растится исключительно картофель. И у каждой семьи есть “родовые” секреты выращивания этой прихотливой культуры. Раньше картофель возили в шахтерские города, в Донбасс. Там народ был богатый. Теперь, когда шахтеры обеднели (они сами теперь везут сюда свой уголь - в надежде продать), отправляют свой товар в Воронеж и Москву. В основном же стоят на трассе “Дон” и продают урожай всем желающим. Благо трасса напряженная, буйловская картошка имеет репутацию, а потому торговля удается.

Конечно картошка - адский труд. Это и удобрения, и отрава для колорадских жуков. Да и продать урожай не так и просто. Летом Русская Буйловка похожа на поселение инопланетян: везде люди в масках и с канистрами за спиной. Круглый год половина Буйловки стоит на обдуваемой всеми ветрами трассе. Зато про буйловцев ходит устойчивая присказка, что они себе каждый год машины меняют. Хотя на самом деле это не так. Просто здесь работать привыкли; а машины меняют немного пореже. Конкурентов по картофелю у Русской Буйловки хватает, но это село славится ранним картофелем, который на рынках уже в середине июня появляется. Попробуйте, вырастите в июне картошку! Это ж целое искусство... Русских принято критиковать за недобросердечность: только у этой нации существует поговорка: “у соседа корова сдохла, пустячок, а приятно...” Но здешние, буйловские русские отличаются своей дружностью. На соседа здесь всегда можно положиться и надеяться на помощь в трудную минуту. Легендарную скалу Буил - и ту могли совместными усилиями одолеть.



7.
...Кстати: когда я впервые пришел в кабинет к Шевченко, нашел его в замешательстве. Юрий Петрович силился понять, как соразмерить положения закона №131 (о местном самоуправлении) с законом №53 (о земельных отношениях). Первый закон говорит о том, что землей распоряжается местное поселение, а второй настаивает на главенстве районной власти. Причем местная администрация обязана заключить договоры с населением на землевладения, а район просто будет “стричь купоны”. Вот и разбирайся в этих умствованиях законодателей...Впрочем Шевченко во власть не для “буквы закона” пришел: он просто видел, что и его село, считающееся зажиточным, постепенно приходит в упадок и как-то хиреет. До того он четыре года депутатом сельсовета был и знал о проблемах изнутри.

Борьбу за кресло Шевченко выиграл у старого главы, на 25 голосов его обогнал. И народ вроде доволен. В зарплате он кстати проиграл; Юрий Петрович еще и в городской школе информатику преподавал, а у себя в селе курсы вел от Института высоких технологий, после окончания которых молодые люди получают специальность “оператор ЭВМ”. Но захотелось что-то сделать для своего села. Хоть и родился в другом селе, но здесь вырос, школу окончил... Компьютерное образование кстати не брошено: место Юрия Петровича занял его младший брат, Григорий Петрович.

У власти он еще немного, но достижения уже есть. Например Шевченко единственный на всю область смог сделать то, что прописано в пункте 14-м 131-го закона: обеспечить пожарную охрану поселения. Но ни у кого нет денег даже на нужное количество огнетушителей - уж хотя бы о лошадке с мотопомпой даже и мечтать не приходится. Так вот Шевченко договорился с районными властями и те посодействовали тому, чтобы городская пожарная часть передала в Буйловку старую пожарную машину. Здесь ее отремонтировали, а вдобавок вернули к жизни бывшую колхозную пожарную машину. Колхоза в Буйловке уже нет, но есть частная организация “Павловск-инвест”, которая унаследовала разбитую колхозную технику. Они и поделились. Смогли местными силами переоборудовать часть бывшего склада под пожарную часть, и вот результат: в селе появилось сразу 11 рабочих мест. И кстати график работы пожарных позволяет и картошкой заниматься.

Администрация недавно занялась совсем уже невообразимым: она стала помогать населению реализовывать картофель. У многих имеется свой транспорт (в Буйловке зарегистрировано 700 автомобилей!), но ведь есть старики, которые в одиночку растят картофель. А дети либо уехали жить в город, либо их нет вообще. Администрация договаривается с оптовыми покупателями, а местные всего лишь несут свою картошку на “общий” склад. В день оборот картофеля достигает 30 тонн! Администрация с этого ничего не имеет. Зато есть результат - стабильно ровное экономическое положение селян. Это у нас в стране - если посмотреть глобально - всех бросили в рыночные отношение, не разобрав, кто слаб, а кто силен. Здесь, в Русской Буйловке, поняли, что слабым надо помочь. Но не материально, а, скажем так, организационно. Может именно потому здесь так мало опустившихся людей. Жаль, но подобная мудрость нашим государственным мужам не по зубам...



8.
В Русской Буйловке никогда не терпели нищих. Бывает, поселятся в селе некие семьи (к примеру цыгане), которые начинают ходить по дворам и клянчить “хлебушка”. Буйловцы, что ли, какой-то ключик к таким людям имеют: так умеют объяснить, что очень скоро такие люди съезжают. Только одна цыганская семья сейчас живет в селе. И то потому ее приняли, что они работящие люди. Поэтому о геноциде или о некорректных попытках сохранения “чистоты нации” здесь речи не идет. Здесь существует только одна диктатура: труда.

Геннадий Михеев

сельское хозяйство, фольклор, провинция, регионы, культура, памятники и достопримечательности, нравы и мораль, города и сёла, история, даты и праздники, музеи и выставки, фото и картинки, традиции, идеология и власть, жизнь и люди, родина и патриотизм, народы, биографии и личности

Previous post Next post
Up