Обыкновенные чудеса: Чудеса из Жадовки

Nov 14, 2012 11:04


Мы думаем порой, что проживаем в обширной, но весьма невзрачной стране.

Это не так: ежели занимает Россия шестую часть суши планеты Земля, как минимум одно из шести чудесных явлений, творящихся на нашем космическом теле, является нашим, "родным".

Берусь доказать данный тезис на конкретных примерах в рубрике «Обыкновенные чудеса»!

Текст и фото © Геннадий genamikheev Михеев
В оглавлениеПро Богородицу из Жадовки
Репортаж из Симбирской губернии

Жадовский монастырь оставляет впечатление “комсомольской стройки”. Здесь все гудит, стучит, гремит, трясется... Идет просто лихорадочное строительство, причем по всему монастырю. Встанешь посередине монастырского двора - и наблюдаешь “броуновское движение”: мимо проносятся строители, монахи, крестьяне, паломники... этот человеческий муравейник на самом деле прекрасно организован.



Монастырь конечно некорректно сравнивать с муравейником, однако, если начать рассказывать о судьбе Жадовской пустыни, иконы Казанской Богородицы и чудотворного источника, послуживших причиной создания монастыря, получается очень похоже. Некие силы разрушили монастырь, будто муравейник разворотили, он лежал в развалинах, и вот в монастырь вернулись люди, которые взялись за восстановление.




2.
Когда-то Жадовский монастырь был пустынью - потому что кроме монахов никто на этой горке при впадении речки Самородки в реку Барыш не жил. Поселок Самородки образовался только в 50-х годах прошлого века, когда здесь решили устроить подсобное хозяйство Жадовского сельскохозяйственного техникума. Храм, да и другие постройки сломали в сущности ради дурости: именно на этом месте захотелось руководству устроить зерноток.

Об этом мне рассказал наместник монастыря, отец Филарет Коньков. Вначале, правда, с батюшкой обсудили такую деталь монастырской жизни: часовня на роднике (она построена на месте обретения чудотворной иконы) закрыта на замок. Хотя в сущности ни ценных икон, ни дорогой утвари в ней нет. Отец Филарет посетовал, что “всякие люди здесь бывают...” А, если взять жителей поселка Самородки, то таких кто “истинно печется о своей душе”, три человека. Я так понял, остальным жителем поселка с таким прекрасным названием на монастырь плевать. Да... Жадовскому монастырю в общем-то слишком часто не везло. Его закрыли при Сталине, монахов репрессировали. Но ведь храм и при Хрущеве не трогали, а сломали уже при Брежневе...



3.
Впрочем, не надо забывать, что Жадовка и Самородки (расстояние между ними всего-то 3 километра) - часть Ульяновской области, родины Ильича и товарища Суслова, “серого кардинала” КПСС. Здесь вообще одно время пытались Бога отменить, а уж о храмах печься... Впрочем у батюшки свое мнение на сей счет:

- ...Вообще о том месте, в котором живешь, судить трудно. Сейчас всей России тяжело. Мы не более прокляты, чем все остальные уголки нашей страны. Правда некоторые явления все же приходится наблюдать: в Симбирске до сих пор нет нормального кафедрального собора. А вообще все зависит от состава людей, которые делают историю...



4.
Все священники называют Ульяновск Симбирском. Звучит приятно - ведь в свое время Стенька Разин потерпел сокрушительное поражение не под Ульяновском, а именно под Симбирском. И Владимир Ульянов тоже в Симбирске родился. Отец Филарет не скрывает, что благотворители, на чьи деньги так быстро отстраивается монастырь, живут в Симбирске. Причем львиная доля благотворителей - простые люди, а вовсе не богачи. Так симбиряне благодарят Жадовскую икону за то, что однажды она спасла их город. Местные же люди одновременно и бедны, и жадны. Жадовка - это судьба...



5.
Монахи не в замкнутом мире живут, а потому видят все, что творится вне стен монастыря. По всей видимости потомки тех, кто разрушил святое место, теперь страдают за грехи дедов. Подсобное хозяйство в Самородках едва теплится. Все колхозы в округе развалились, и только одно хозяйство еще держится - в селе Павловка - да и то за счет того, что тамошний председатель - самоотверженный и преданный своему делу человек (читай: “не вор”).



6.
В Жадовке есть литейный завод, так он сейчас работает редко. Монахи знают: если из труб дым пошел - значит появился заказ на литье. Дым идет все реже и реже... Сам монастырь занимается не только строительством, но и сельским хозяйством. Здесь даже сыр варят. Так вот для монастыря сейчас главная проблема - кадры. Очень трудно найти и строителей, и механизаторов, и животноводов. Те, у кого голова на плечах, давно уехали в город на заработки.



7.
Несколько лет назад возрожден крестный ход с чудотворной иконой. Монахи, а с ними и верующие обходят со святыней всю Ульяновскую область, а само “путешествие” Казанской Богородицы длится полтора месяца. История этого действа тянется своими корнями в 1846 год, когда над Симбирском нависла беда: эпидемия моровой язвы (холеры). Горожане и не чаяли, что выживут, но кто-то вспомнил о Казанской Богородице, что хранится в Самородках. Симбиряне испрашивают ее к себе. Икону приносят крестным ходом, после чего эпидемия идет на спад. В 1848 году специальным указом императора Николая I устанавливается ежегодный крестный ход и Жадовская пустынь восстанавливается в своих правах (ее еще в 1764 году упразднила императрица Екатерина II).

История не любит сослагательного наклонения, однако меня так и подмывает пофантазировать. Предположим, Жадовская икона не прибыла бы к нужному сроку в Симбирск. И умирает большая часть симбирян. В том числе и будущий отец Ленина, Илья Ульянов... Как Вам такой поворот истории?



8.
А теперь время изложить историю жадовских чудес по порядку. Рассказать есть о чем. 300 лет назад в селе Ивановском-Румянцево жил мирянин по имени Тихон. Долгие годы он страдал мучительным “недугом расслабления”: каждое движение рук ли, ног ли, приносило ему нестерпимую боль. И как-то явилась Тихону во сне благообразная девица, которая сказала: “Встань, раб Божий, и поди в село Жадовку, на поляну. Там, на ключе, найдешь ты спасение...” Тихон утром подумал, что это сонное воображение и успокоился. А девица явилась и на вторую ночь: “Что ж ты, Тихон, не веришь моим словам? Ты увидишь там на себе великое милосердие Божие и найдешь Прясвятую Богородицу...” - “Как же я могу встать, когда весь расслаблен - руки и ноги у меня не владеют?” - Девица коснулась плеч больного и произнесла: “Веруй в бога, повинуйся - и спасешься. Ты должен найти икону...”



9.
Целый день Тихон, превозмогая боль, лазил вдоль речки Самородки по лугам - и ничего не обнаружил. Вернулся домой злой и смертельно усталый. Заснул он крепким сном, а перед самым рассветом девица явилась в третий раз: “Не там, не там искал. Она находится подле речки у высшей поляны. Найдешь Ее плавающей в ключе...” Тихон на сей раз взял с собой малолетнюю девочку. Вместе они, обойдя несколько бугорков, обнаружили вытекающий из кустарника ручеек. Место было топкое; нарубил он сосновых веток, набросал, и полез сквозь кустарник. Раздвинув ветви, он увидел Ее - плавающую в крохотном озерке икону. Тихон вырубил в стоявшем подле родника ольховом дереве нишу и поместил обретенную святыню туда. Священники, до которых позже дошли слухи о чуде, определили, что это Казанская Богородица. Тихона его тяжелый недуг вскоре оставил. Позже стали появляться сообщения, что прибывающие на родник страждущие тоже получают исцеления от своих болезней. Явленная икона была послана в Казань; там специальная комиссия исследовала все чудеса, бывшие при нею, а вскоре святыню возвратили на место Ее обретения, прикомандировав к Ней одного инока благочестивой жизни.



10.
Для инока построили келью; рядом поселился и Тихон, принявший монашеский постриг. Так началась история Жадовской Казанской Богородицкой пустыни.

Вся жизнь монастыря “крутилась” вокруг родника. На нем была построена часовня, куда паломники приходили в первую очередь. На том самом поле, где сейчас поселок Самородки, ежегодно устраивалась грандиозная ярмарка. Конечно, народ, приезжавший из отдаленных сел, мог и “оторваться” - напиться и набедокурить. Если случалось какое-то происшествие - драка, воровство, а то (не дай Бог!) убийство - монахи перекрывали родник внутри Часовни плотинкой. Вода переставал течь, а монахи предъявляли народу ультиматум: “Найдите зачинщиков (или воров, убийцу и т.п.), тогда получите благодатную водичку!” Сей метод наведения правопорядка действовал безотказно. Шумным дело была ярмарка, много мусора оставляли торгующие. Зато монастырь имел солидный доход, церковные кружки наполнялись слишком даже быстро. Средств хватило даже на то, чтобы построить на роднике целый храм - во имя Живоносного Источника Пресвятой Богородицы. В известное время разрушен был и этот архитектурный шедевр (сам же родник богоборцы неоднократно пытались закопать, однако он все рано вырывался наружу).



11.
По большому счету, монастырь жил непросто во все периоды своего существования. Однажды, еще на заре истории обители его настоятель игумен Михаил был казнен. Случилось так, что в 1722 году в монастыре появился инок Варлаам. Он был ярым последователем учения о том, что в лице царя Петра в мир явился антихрист. Якобы “Петра, когда он в Голландии побывал, подменили”. Позже он уехал проповедовать раскольничьи идеи в Пензу; там его схватили и в числе своих “сподвижников” этот подлый Варлаам назвал игумена Жадовской пустыни. Казнены были почти все, кого раскольник назвал (царь Петр не любил якшаться с врагами престола), не обошла чаша сия и Михаила.



12.
В 1764 году новый удар: пустынь упразднена. Только чудо спасения симбирян, которая явила Казанская Богородица, помогло восстановлению обители. Революцию 1917-го года обитель перенесла спокойно и здесь продолжалось служение. Атака на монахов началась в 1926-м: настоятель пустыни, архимандрит Каллист (в миру Константин Егорович Павлов) еще пытался спасти монастырь, предлагая поместить в нем школу или лечебное заведение. Но его и еще двух монахов в 1930 году огульно обвинили в “пропаганде религии” (а так же в создании контрреволюционной организации под названием “Союз спасения родины”) и бросили в концлагерь. Дальнейшая судьба пострадавшей братии неизвестна.



13.
Чудотворную икону большевики пытались конфисковать. За несколько дней до закрытия обители, предчувствуя грядущее, архимандрит Каллист передал икону на тайное хранение местному доктору Сергею Алексеевичу Архарову. Доктора арестовали в 1937-м; ГПУ-шники долго тщетно искали святыню - Архаров (тоже видимо зная о том, что с ним будет) успел отдать икону бухгалтеру лесопильного завода Николаю Алексеевичу Ираклионову. И Архаров, и Ираклионов были глубоко верующими людьми. Они знали, что за Богородицей идет охота - и соблюдали строгую конспирацию. Лишь в день Казанской Б.М., перед рассветом, икону тайно приносили на поруганный родник и молились. Их, подвижников, оставалось всего несколько человек. Остальные тысячи - боялись НКВД и молча сами разрушали строения обители. Богородица давала Ираклионову силы и он прожил до середины 70-х годов. Перед смертью он передал святыню священнику о. Николаю Шитову с условием, что она будет передана в Жадовский монастырь - когда он вновь откроется. Монастырь возродился в 1996 году.



14. Это и есть та самая чудотворная икона
Напоследок - исторический казус. Жадовка когда-то славилась... кошачьим промыслом. На ярмарке, под стенами монастыря (аккурат на том месте, где построили поселок) продавали кошачьи шкурки. Старики рассказывали, за шкурками приезжали купцы аж из Китая! Местный, жадовский люд добывал шкурки двумя способами: либо разводили кошек, либо устраивали на них охоту.



15.
Даже теперь, когда промысел уже столетие как мертв, кошек в Жадовке ничтожно мало, а кошки из других селений, когда ходят в гости к соседям, стараются обходить Жадовку стороной. Генетическая память не пускает...

Геннадий Михеев

святыни, поволжье, христианство, ульяновск, иконы, храмы и монастыри, регионы, мужчины, вера, памятники и достопримечательности, нравы и мораль, города и сёла, современность, православие, история, музеи и выставки, фото и картинки, родина и патриотизм, жизнь и люди, традиции

Previous post Next post
Up