Обыкновенные чудеса: Прикосновение Духа

Sep 24, 2012 20:33


Мы думаем порой, что проживаем в обширной, но весьма невзрачной стране.

Это не так: ежели занимает Россия шестую часть суши планеты Земля, как минимум одно из шести чудесных явлений, творящихся на нашем космическом теле, является нашим, "родным".

Берусь доказать данный тезис на конкретных примерах в рубрике «Обыкновенные чудеса»!
Текст и фото Геннадий Михеев ©
В оглавлениеПро место, где живет Дух Святой
Репортаж со Псковщины

...Через полчаса уединенного созерцания я услышал за спиной легкое дыхание - как будто ребенок стоит и в затылок дышит... Я резко обернулся - никого! Все то же ласковое движение ветра по верхушкам сосен, жужжание пчел, устроивших свое гнездо у алтаря часовни, молчаливые кресты... И вдруг справа голос: “Зачем?..” На сей раз повернул голову медленно: рядом стоял старик. Первая мысль: “Как, неужели он залез на гору - и нет одышки?” Мысль вторая: “Та-а-ак... опять мистика...”



Про Духову гору в городе Опочке говорят много и на разных уровнях. Даже случайно услышал, как “проблему горы” обсуждали местный священник со своим прихожанином. Батюшка отозвался весьма скептически, заметив между прочим, что сам он там бывал и на вершине горы не нашел ни одной древней могилы, все - “новенькие”. Местные журналисты вообще против горы, основываясь на том, что якобы эту легенду выдумал двадцать лет назад один хороший человек, дабы повысить туристическую привлекательность Опочецкого района. Но ряд граждан абсолютно убеждены в святости места; к тому же несколько последних лет на Духову гору приезжают паломники из разных регионов России - молиться.




2.
Ведь в чем интрига: в краеведческом музее Опочки мне рассказали, что Духова гора почиталась еще во времена Ивана Грозного и сей факт подтверждают письменные источники. Нашлись ученые, которые утверждают: еще во времена Иисуса Христа на горе жили люди. Или (точно не установлено) на горе находилось языческое капище. Кем были устроители святилища - неизвестно, но урочище рядом называется “Литовкой” Нынешняя, неизвестно какая по счету часовня на горе (на месте истлевшей, ведь дерево имеет обыкновение сгнивать) в 1910 году построена на средства священника Иоанна Глинского. Естественно часовня освящена во имя Святого Духа. За почти сотню лет много всего в нашей стране порушено, но часовня и по сей день стоит как новенькая.



3.
Что я знал еще: за часовней никто не ухаживает, но согласно поверью ежели поднялся на гору - обязательно приберись. Тогда исполнится твое сокровенное желание. Часовня никогда не закрывалась на замок и войти в нее можно в любое время. И никто иконы не тащит - только приносят. Вообще (те, кто верит, конечно) убеждены в том что вершина горы - точка, через которую из Космоса на Землю привносится громадное количество энергии. Ходить туда нужно обязательно пешком и желательно крестным ходом. Подниматься в гору - с молитвой. И вот тут всплывает самое интересное: многие утверждают, что гора злых людей не пускает. Ты просто задохнешься, если не угоден горе, на полпути, а то и помрешь! Праведники же буквально на нее взлетают. Одна желтая газета написала, что приехали какие-то крутые на “мерсах”, попытались подняться - и в волков превратились! Бред, но многие, между прочим, верят...



4.
...И вот я на вершине. Пеший путь в 9 километров от города, по сосновому лесу, преодолен с легкостью. А вот когда поднимался - запыхался. Круто, да и высота то ли 40, то ли 50 метров (казалось гораздо больше, но опыт горных путешествий не позволил впасть в заблуждение) все-таки для Средней полосы России необычна. Гора заросла лесом, часовню снизу не видно. Наверху - кладбище. Представьте: гора - как усеченный конус; крутой склон, а наверху плато диаметром метров 20, на котором кладбище. При созерцании погоста сразу вспомнилось: многие в городе не могут понять, “как они гробы-то затаскивают на эдакую кручу”. Особенно зимой, по скользкому снегу... Часовня действительно как игрушка, будто ее поставили пять лет назад. Пчелы жужжат, в одной из щелей алтарной части они устроили себе дом. Внутри часовни (она закрыта лишь на задвижку) идеальная чистота, много икон, а по углам, на жердях, висят в большом количестве полотенца. В ящике лежат свечи, бери - да зажигай. Я вышел - и присел на скамейку, возле крестов, в задумчивости. Тут-то меня старик и спугнул...



5.
- ...Пчелы здесь - Божьи букашки. Они никогда не укусят... - дед прикурил сигарету (хорошую, с фильтром) и сделал артистическую паузу. - Спрашиваете, откуда я узнал про то, что вы здесь? Дух Святой подсказал...

Тут у любимый вопрос моего шефа сам напросился. Он любит, когда настроение хорошее, подколоть: “Вот, Бог-Отец, Бог-Сын... я понимаю. А что такое Дух святой?” Ну, я и спросил старика - про Дух Святой...

Он усмехнулся как-то внутрь себя, глянул на меня лукаво - и ответствовал:

- Он везде. Он покровитель Отца и Сына. Но люди Его не способны увидеть. Нам не постичь... Тут было много ученых. Точно никто не объяснил, но все сходятся на том, что очень большой здесь приемник космической энергии...



6.
...Я сам во все это не верю. Мне не нужды паранормальные явления - достаточно пары нормальных. Поэтому разговор со стариком перевожу в более практичное русло. Спросил в частности, для чего так много полотенец. Старик рассказал, что они для того, чтобы... “слезы родители вытирали”. Оказывается, много людей приходят на Духову гору просить за своих непутевых детей-атеистов. Что ж, если в вере воспитать не могли, остается только это.

Зовут старика Борисом Николаевичем. Фамилия - Захаров. Он - житель деревеньки Кирово (ударение на втором слоге), которая пристроилась у подножия горы. Еще у горы протекает речка со странным названием Исса. Во всей округе гор нет, а потому сама Духова гора - явление необычное само по себе. Когда Борис Николаевич впервые появился здесь 43 года назад, он тоже удивился явлению - но в географическом смысле. Теперь не устает удивляться в смысле духовном.

Рассказывал Борис Николаевич много и занятно. В частности не преминул заметить что за часовней и чистотой в ней следит именно он. Но только последние четыре года, до него старуха за часовней следила. Умерла она, на гору снесли. Сейчас он поднялся на гору потому что “Дух Святой подсказал, что там человек, который хочет знать”. Я только один раз за все время беседы смутил старика. Дело в том, что мне рассказали про деревню Кирово только то, что там народу мало, а живет там некогда знаменитая доярка, орденоносец, которая теперь торгует техническим спиртом, народ спаивает. Старик, справившись со смущением, уточнил: “Так это жена моя... Клавдией зовут. Ну, и что, что продает? Она ведь и ордена имеет, и в Кремль ездила. Что ж ей еще делать при пенсии-то в три тысячи?”



7.
Еще одну хорошую сигарету прикурил, зло блеснул глазом... но не стал меня посылать куда подальше, а лекцию свою продолжил. Работал Борис Николаевич на разных работах - был и каменщиком, и кочегаром, и машинистом башенного крана - но в основном здесь, в Кирово, крестьянствовал. Занесла его сюда хромая судьба. Сам-то он в Опочке родился, ну, встретились на “маевке” с девушкой, полчаса погуляли, имени даже не спросил. Через какое-то время в драку попал, как говорится, “перекинулся с пацанами” - и в тюрьму сел. Пока срок мотал, все чаще и чаще вспоминалась девчушка из Кирово. Вышел - и сразу туда. Она будто ждала, ни с кем не гуляла все годы отсидки Бориса. Поженились - и стали дом в Кирово строить; старый-то совсем в землю ушел, чуть не по крышу.

Гора в то время звалась просто и без затей “Святым Духом”. Она воспринималась населением как нечто естественное, родное. Умер человек - надо “отнесть его к Святому Духу”, под его покров. Заболел кто - иди к Святому Духу, помолись о спасении. Раньше прямой тропинки в гору не было, дорога туда серпантином поднималась. Пока дойдешь, о многом передумать успеешь. Часовню по преданию строили два брата Антоновых из Кирово. Здоровые были мужики, богатыри, работяги. Им только материал подавай - хоть дворец отстроят! Во времена духоборчества комуняки Духову гору не трогали; им достаточно было того, что в Опочке почти все церкви порушили. Простым людям запрета не было: хоть ты комсомолец, хоть военный, хоть атеист - иди к Святому Духу, помолись, свечку поставь... Может и поможет в твоей беде. Местные в Духов день (праздник горы) гуляние у ее подножия затевали; пили, плясали, с гармошкой ходили. Из других деревень гости съезжались, ярмарку устраивали. Теперь-то и гулять некому, ибо на все Кирово только десять человек живет, включая младенца. Ну, и две коровы, одну из которых держит Борис Николаевич с женой-орденоноской. Из 23 домов только 4 жилых.

Паломники издалека стали приезжать относительно недавно, когда (по выражению старика) “чепуха в стране началась”. То есть верить разрешили и демократию развели. Целыми автобусами приезжают; после них старик бежит в гору полы в часовне намывать. Это ж только на словах говорят, что всякий паломник считает нужным прибраться в святом месте. Супруга его как-то равнодушна к Святому Духу, вот старик на себя все и взвалил. Завели паломники обычай языческий: ленточки на елку возле часовни повязывать. Якобы чтобы хвори отдать горе. Глупое по мнению Бориса Николаевича зачинание, но он не жрец какой-нибудь, а потому не встревает.

Он только злится на статьи в желтой прессе. Вот, написали, что люди, приехавшие на иномарках, волками обернулись. Но не могло это быть хотя бы потому что в статье написано, что это в марте случилось. А в марте здесь такая распутица, что к Святому Духу на гусеничном тракторе - и то не подъедешь!



8.
С недавних пор завели моду из города крестных ходом к Святому Духу ходить, естественно, в Духов день. В последние годы о часовне заботится батюшка из города, о. Иоанн. Недавно он выделил материалы и часовню отремонтировали. Мужики приезжали из города, мастера своего дела. Не стали заделывать только отметины войны: часовня хоть и выглядит как новенькая, все же в ее стенах довольно много отверстий от шальных пуль. Немцы хозяйничали здесь почти четыре года, но все же не решились тронуть святыню. Пули - результат случайностей и глупостей некоторых не неразумных русских людей.

Кое-что сделал и старик: он соорудил перила, чтобы легче было паломникам в гору подниматься. Сам на своем тракторишке в лес съездил, заготовил древесину, распилил, вкопал столбики, гвоздей купил, жерди наколотил. А высота-то приличная, перила получились длиной 90 метров. Жаль, сын не помог, но старик ведь не спешил - ему и одному нетрудно. Старик доволен, что среди паломников все больше молодежи встречается. Не только аккуратно и богобоязненно ведут себя, но даже и молятся! Вон, своего сына он не воспитал в почитании, да и жене уважение к Святому Духу не привил. Теперь в одиночку колупается. Но Борис Николаевич надеется, что глядя на него, может кто из местных тоже проникнется...

Раньше от молодежи Духова гора только разве страдала. Но и карала тоже нещадно за неправедные дела. Раньше, когда в деревню городских ребят на картошку привозили, чего только не творилось! Вообще гора “сортирует” людей, вплоть до смерти. Насколько она творит добро, настолько же свершает зло. Конечно с радости к Святому Духу не приходят, все больше с горя или когда беда налегла. Старик показал мне на кладбище два креста над неухоженными могилками. История могил такова. Жили в деревне два двоюродных брата. Один в институте учился, другой в техникуме, и приехали они домой на каникулы. Пошли с ружьем в лес, думали - может зайчика подстрелят. Бродили, блудили - ничего не выблудили. Один из братьев и предложил: “Давай, в часовню постреляем!” Постреляли. Дробью деревяшку не пробьешь, но стекла повыбивали. А через полгода померли. Сначала Женька, а после Колька. У первого брат родной в городе, но он не приезжает. Потому-то могилки и неухожены.

Как-то старик подновил канделябры, которые издревле в часовне висели. У них удивительное свойство было: они “ходили” как маятники. Остановишь их - все равно сами раскачаются - и “ходят”. Они на цепочках висели, но цепочки истлели. Борис Николаевич почистил канделябры, подвесил их на проволоке. Но очень скоро после этого один парень из деревни Барсаново канделябры украл. Все знали, что он, ему похмелиться надо было, но за руку-то не поймали... В январе дело было. А в марте парень пропал. Поискали-поискали и бросили. Такое “чмо” мало кому нужно, разве только матери. А в мае труп парня нашел лесник. Он висел высоко-высоко на сосне... повесился.

Или история со времен, когда школьников присылали картошку копать. Маленькие пацаны, пятиклассники, пришли в часовню и над несколькими иконами поглумились: кому усики подрисовали, кому рожки... А осенью на Духову гору стали ходить из города их матери, сыновей отмаливать. Дело в том, что у обоих мальчиков руки отнялись. Немного работоспособность рук к несчастным вернулась. Но не настолько, чтобы рисовать или писать. Так инвалидами и остались...

Старик привык необычным явлениям, которые случаются на горе. То свечение на вершине, то как бы “покрывало” из облаков над горой повисает, причем - цвета часовни. Все это - рядовые случаи. Старик давно не пьет (свое выпил), поэтому о галлюцинациях говорить не приходится. Для него гора - просто рядовое чудо и более ничего. Но разве не прекрасно жить в постоянном соприкосновении с Чудом?

...На выходе из деревни встретила меня жена старика. Оказалось, очень мощная женщина, пышущая здоровьем. Стала пытать меня, кто сказал про спирт, то есть по то что она продает. Я ответил, что хорошие люди сказали. Клавдия Михайловна как-то отяжелела, помрачнела. И заговорила про пенсию, что маловата, мол. Я глянул на Духову Гору. Да-а-а... Как мы суетны по сравнению с этой молчаливой громадиной!

Геннадий Михеев

памятники и достопримечательности, вера, святыни, нравы и мораль, современность, история, даты и праздники, музеи и выставки, фото и картинки, родина и патриотизм, жизнь и люди, традиции, север, регионы

Previous post Next post
Up