В рубрике «Наш человек» я собираю очерки об интересных людях, населяющих наши порой так ужасающие просторы.
На поверку оказывается, что хороших людей подавляюще больше, нежели скверных. А встречаются такие личности, о которых просто грех не рассказать! Вообще говоря, русский характер есть за что хулить. Однако на чаше воображаемых весов позитивное все же значительно перевешивает.
Фото и текст
© Геннадия Михеева
В оглавлениеПро дар бабы Дуси
Репортаж с Нижегородчины
Очень трудно говорить о человеке, который наделен даром чудесного исцеления. Потому что это не вещь и не явление, а реальная личность. Творящая, между прочим, чудеса. Тем не менее факт: в Нижегородской глубинке живет женщина, которая лечит безнадежных больных. Бесплатно! Не заговорами какими-то, не травками или кореньями. Молитвой... Откуда такое в Евдокии Сергеевне Малышевой?..
Баба Дуся на вопрос “Откуда?” отвечает просто:
- От родителей. У моего дедушки Ивана Васильевича было двенадцать духовных книг. Он их над больными читал. И мама моя Сенексея Ивановна тоже лечила. Нас у нее четверо детей было, двое лечили (я да брат мой Сашка), а двое - нет. Я сама лечить начала рано, но, пока мне тридцать лет не исполнилось, никому не говорила. Все неудобно было, ведь коммунисты презирали тех, кто молится... Это дар от Господа, только меня дедушка учил, что его нельзя во вред людям направлять. И выгоду извлекать нельзя...
- Но чем вы лечите?
- Богом. Молитвой. Все молитвы читаю; что батюшка в церкви, то и я... Я обожгатых лечу, укушенных. А то, что внутри - не могу. Хотя очень переживаю за них...
Баба Дуся славится прежде всего тем что лечит ожоги. Причем в любой степени, в том числе и тех, как она говорит, “обожгатых”, кого традиционная медицина уже “списала”. Я не сочиняю: во всем районе, если ребенок случайно ошпарился или огнем обжегся - его сразу бабе Дусе. Хорошо еще у бабы Дуси получается лечить лишаи и некоторые другие кожные заболевания. Еще баба Дуся от укусов змей лечит. Это три ее главных “конька”. Берется и за другое, например грыжи младенцев, но реже - если сильно попросят.
Мне много людей рассказывали о чудесах, которые баба Дуся творит. Никто не скрывает, как все это происходит: Евдокия Сергеевна молитвы читает и... плюется. Так и предупреждает: “Не удивляйся, когда я плевать буду. Так надо...” Но плюет понарошку и в сторону. Говорит, что так “болезнь выгоняет”. Все действо занимает от десяти минут до получаса. Если ожег очень тяжелый, нужно несколько раз на “молитву” прийти. И действительно - язвы затягиваются.
Рассказала мне одна женщина, Галина Колесова такой случай. Ее муж Владимир после операции на сердце (шунтирование) жестоко страдал. Дело в том что у него аллергия на все лекарства, в том числе на обезболивающие. Ему даже операцию делали без наркоза. Естественно, пошли к бабе Дусе (благо живут в том же поселке). Та молитву почитала, поплевала... Через пятнадцать минут Владимир выходит - пот с него ручьями течет. И говорит жене: “Боли-то - нет...”
А корреспондент районной газеты Татьяна Панкова рассказала вот, что. У всех членов ее семьи чесотка пошла. Ну, приехали к бабе Дусе, а та говорит: “Это к вам по ветру пришло. Кто-то кому-то хотел плохо сделать, а пришло к вам. Возьмите на заборе шкурку от “столбушек”, заварите в бане - и все окатитесь...” Даже молитв читать не стала - с Богом отправила. Ну, сорвали со столбика кору, сделали как положено - и действительно прошла чесотка у всей семьи! А в другой раз баба Дуся у Татьяны родинку вывела. Та стала слишком устрашающе опухать; бабушка обернула эту родинку шерстяной ниточкой, молитву прошептала, плюнула - и все.
Материальная сторона вопроса такова: баба Дуся денег не берет вообще. Но не отказывается от фруктов или конфет. Проблема для страждущих только в дороге. Баба Дуся живет очень далеко, в 70 километрах от районного центра, который и без того слишком отдален от областной столицы. А расходы на транспорт, как известно, сейчас для многих непомерны. Но поездка в глубинку стоит того.
...Случай такой был. Я не буду указывать название района, в котором живет баба Дуся, ибо боюсь что 85-летнюю женщину начнут осаждать страждущие. Она и без того с утра и до ночи принимает людей, ибо не имеет привычки кому-либо отказывать. Те, кому действительно надо, найдут. Назовем этот поселок “Далеким”. Он действительно - самый отдаленный поселок района. Так вот, в поселке Далекий возродился православный приход. И прислали туда молодого батюшку, отца Алексея. И Евдокия Сергеевна после одной из первых же служб к нему на исповедь пришла. А он уже наслышан о целительнице и отказывается исповедывать. Скандал... Этот отец Алексей в проповедях стал призывать не ходить к бабе Дусе лечиться, а ехать в больницу. А Евдокия Сергеевна все равно в церковь идет, к священнику: “Ну, как же так, батюшка? Я же людям помогаю...” А кончился конфликт тем, что молодой священник вынужден был оставить приход. Потому что люди за бабу Дусю горой встали. Негоже человеку в исповеди отказывать... Хотя вряд ли о. Алексей сейчас страдает: для молодежи - даже церковной - приход в глубинке как ссылка...
Появился народный “апокриф” о том как баба Дуся и попа вылечила. Я сам спросил об этом у Евдокии Сергеевны и она рассказала:
- Да, пришла в церкву, батюшка перчатки снимает - а у него лишаи... Я говорю: “Помогу...”, а он: “Нет, не буду у тебя лечиться, не могу...” А в следующее воскресенье в церкву пришла - и вылечила его...
Биография Евдокии Малышевой проста, но есть в ней один невероятный эпизод. Сама она родом из городка Пучеж, что на Волге. Как замуж вышла, мужа на фронт призвали. И каким-то образом муж, Александр Яковлевич, попал под трибунал и присудили ему семь лет лагерей. Как позже выяснилось, осудили его несправедливо, грубо говоря, злой человек его оговорил. Здесь, при поселке Дальнем, была одна из зон (вообще здешние отдаленные места до сих пор остаются целой “тюремной страной”, уголком, в котором сконцентрировались зоны). Евдокия Сергеевна подалась за мужем как “декабристка”. Однако с судьбой мужа она не смирилась, а решилась поехать в Москву, в Кремль, просить за супруга. И случилось удивительное дело: ее принял сам товарищ Шверник, внимательно выслушал, и вскоре мужа освободили!
Но возвращаться на родину не разрешили, Малышевы остались в поселке Дальнем “на поселении”. Двенадцать лет Евдокия Сергеевна валенки в артели катала, а потом - до пенсии - работала в столовой. Муж, кстати, никогда не запрещал жене лечить; так и говорил: “Помогать надо людям, мать, помогать...”
Мужа она до последнего “тянула”. Он болезненным был после тюрьмы, однако прожил довольно долго. Сейчас Евдокия Сергеевна одна живет, однако держит большой огород, у нее две козы, поросята, птица. В общем довольно крепкое хозяйство.
Баба Дуся неграмотная. Некогда было грамоте учиться: когда маленькая была, под раскулачивание семья попала, а потом - работа, работа... Все молитвы она знает наизусть. Весь “Псалтырь”! Баба Дуся не скрывает, что дар, которым она обладает, “передается”. “Брала” дар дочь Галина, она тоже лечила. Но три года назад она попала в автокатастрофу, погибла. Есть у бабы Дуси трое внуков. По ее словам “они не берут”. Говорят: “Бабуль, не будем брать, некогда нам...” Имеется в виду, конечно, дар исцеления.
Баба Дуся и себя лечит. Утверждает, что у нее никогда не болело сердце, и хворей она не знает. Правда, в больницу попадала:
- В прошлый год картошку полола, и случайно ногу проволокой проколола, наскрозь! Как вытаскивать? Пошла ко врачу, он говорит: “Полежи пока, сейчас инструменты принесу...” Пока лежала, заговорила ногу-то, проволока сама вылезла. Врач пришел - а рана-то затянулась...
Не обойтись без мнения специалистов, которые профессионально занимаются двумя сторонами “феномена бабы Дуси”. Во-первых, поговорил со священником, настоятелем Никольского храма, что в селе Горки (оно довольно близка от поселка Дальний) о. Николаем Беловым. Батюшка ответил неоднозначно:
- Конечно, православная церковь против народного целительства. Но ведь баба Дуся молитвой лечит! Из нашего села, наверное, все у нее побывали. И никто плохого слова о ней не скажет - поговорите с людьми!
Хирург Центральной районной больницы Виталий Эмянов:
- ...Главное - вера людей. Когда человек верит, он и сам на многое способен, вне зависимости от того, есть е него дар, или... Ну, а насчет чудесного таланта Евдокии Сергеевны... Есть, мне кажется, у нее какая-то биологическая энергия. Только непознанная человечеством. Мы делаем пересадки кожи у больных с глубокими ожогами, и, если кожа немножко “расплавляется и не приживается на краях, мы сами к бабе Дусе больного отправляем. И после нее приживается все! Что-то есть у нее такое... Впрочем два раза она и сама у нас лечилась. У нее один раз на ногах тромбофлебит был (хроническая венозная недостаточность), а второй раз - по женской части. Она у нас лежала, так люди к ней прямо в палату в очередь выстраивались. И я уверен что она не колдунья. Она - человек с Божьим даром. И я, если признаться, ездил к ней. У меня остеохондроз и острое люмбаго было (боли). Баба Дуся помассировала, погладила, что-то пошептала и сказала: “Пройдет...” И прошла боль-то! Конечно, от остеохондроза не избавился, но значительно легче стало. Я правда, еще курс уколов проходил. Ну, по крайней мере, я не знаю человека, которому после бабы Дуси стало хуже...
...Лично мое наблюдение. Евдокия Сергеевна - удивительно светлый человек, она действительно буквально лучится доброй энергией. Она скромная, молчаливая, но рядом с ней приятно и просто помолчать. Руку ее решился потрогать: она удивительно горячая. Но еще кое-что скажу. И у меня есть проблемы со здоровьем, но обратиться к бабе Дусе за помощью я не решился. Потому что давненько завел правило: никогда не обращаться за помощью к непонятным силам. А может “петух жареный” по-настоящему еще не “клюнул” меня в одно место?
Геннадий Михеев