Крылатый «Георгий Победоносец» из штрафбата

May 30, 2012 03:01


Оригинал взят у loginov_lip в Крылатый «Георгий Победоносец» из штрафбата

Оригинал взят у fandorin1001 в Крылатый «Георгий Победоносец» из штрафбата
КОСТЫЛЕВ ГЕОРГИЙ ДМИТРИЕВИЧ (1913 - 1966)

СТРАНА - СССР
УЧАСТИЕ В ВОЙНЕ - 1941 - 1945 гг
ЗВАНИЯ - ст. лейтенант - гвардии майор
НАГРАДЫ - ГСС
ЧАСТИ - 5 ИАП БФ; 3, 4 ГИАП БФ
БОЕВЫЕ ВЫЛЕТЫ - 418
ПРОВЕЛ БОЕВ - 112
СБИЛ ВСЕГО - более 40 самолетов



Георгий Костылев был любим своими сослуживцами, но вот командиры его опасались: характер Георгия не совсем соответствовал образу "сталинского сокола", создававшемуся советской пропагандой. Костылев был прекрасным пилотом и тактиком боя, но одновременно - и "сорви - головой", склонным к авантюрным действиям. Кроме того, этот прямой человек терпеть не мог вранья и фальши и всегда был готов наказать подлеца, даже если он являлся большим начальником...


Начало Великой Отечественной войны Георгий Костылев встретил пилотом 5-го ИАП КБФ, летавшего на самолетах И-16; в августе этот полк первым на Ленинградском фронте получил новейшие истребители ЛаГГ-3 (Костылев летал на ЛаГГе с номером "35"). Уже в первых боях под Ленинградом он показал себя способным истребителем, сразу выдвинувшись в число лучших пилотов этой части. Соратники же Георгия ценили его в первую очередь даже не за его таланты, а за то, что главной своей задачей в бою Костылев считал спасение попавшего в беду товарища, и всегда шел на выручку соратнику, не считаясь с уровнем опасности для самого себя.



Истребитель ЛаГГ-3 №35 Георгия Костылева. Зима 1941-1942 гг.
5-й ИАП активно участвовал в боях и счет побед Георгия рос очень быстро: так, например, 10 сентября Костылев сбил Ju-88 и повредил Bf-109, 11 сентября в паре с Игорем Каберовым он уничтожил "Каракатицу" - разведчик Не-126, 2 ноября - вновь в паре с Каберовым - финский разведчик СБ-2 (!). Это приносило Костылеву все большую популярность - пожалуй, в 1941-42 гг. он наряду с П. Бринько был самым знаменитым ленинградским летчиком, которого знали в лицо практически все жители героического города! За ним даже закрепилось прозвище - "Георгий Победоносец"... Такие успехи не могли пройти без наград, и в ноябре 1941 г Костылев получил орден Красного Знамени. В феврале 1942 г 5-й ИАП, на славу которого так много потрудился Костылев, получил гвардейское звание, стал 3-м ГИАП БФ, а сам Георгий, в августе 1942 г дослужившийся до капитана, 23 октября 1942 г приколол на свой мундир Звезду Героя Советского Союза за 233 боевых вылета, 59 воздушных боёв, 9 лично и 34 в группе сбитых самолёта противника.

Правда, не обходилось без ошибок: так весной 1942 г Костылев в паре с Каберовым сбил над Териоками в лобовой атаке "Чайку" майора Бискупа, приняв его за финского разведчика! Однако Костылева и Каберова за эту ошибочную атаку не наказали - Бискуп остался жив, а в этом районе действительно часто встречались финские "Чайки"...



ЛаГГ-3 Георгия Костылева в бою
В мае 1942 г 3-й ГИАП, потерявший в боях большую часть своей матчасти, был пересажен на британские "Харрикейны". В августе летчики полка провели свой первый бой на "Харрикейнах" против самого опасного противника - истребителей Мессершмитт-109 (до этого морские летчики дрались или с бомбардировщиками, или с устаревшими финскими истребителями). После этой успешной схватки, в которой немцы потеряли 4 истребителя, Костылев написал на борту своей машины лозунг "За Русь!". Однако Георгий не забывал и о своем заслуженном ЛаГГе, летая то на «Харрикейне», то на ЛаГГ-3, а иногда - и на Як-1.

Георгий одинаково хорошо сражался как на отечественном ЛаГГе, так и на импортном «Харрикейне». Однако в феврале 1943 г популярный ас лишился своих крыльев: его разжаловали в рядовые, лишили всех наград и отправили в штрафбат. Наказание последовало за то, что Георгий избил старшего по званию - майора службы снабжения, «жировавшего» в голодном Ленинграде (драка произошла, естественно, «по пьяному делу»). Дело обстояло так: 27 февраля 1943 г капитана Костылева вызвали в штаб авиации флота. Закончив дела, Георгий решил навестить жившего в Ленинграде родственника, но оказалось, что тот эвакуировался. То, что Георгий увидел на улицах родного города, потрясло его: люди умирали от голода и холода прямо у подъездов своих домов и на льду Невы, куда шли за водой... Однако не меньше его потрясло то что, несмотря на такое положение, в городе работал театр! Костылев не удержался от соблазна посмотреть спектакль и здесь встретил знакомого майора-снабженца. Тот уговорил знаменитого аса зайти к нему в гости выпить "сто грамм". Когда Костылев увидел, что снабженец выставляет на стол, его охватило возмущение - за стенкой умирают от голода люди, а здесь - колбаса, сыр, масло, шоколад, 2 бутылки водки... Георгий хотел уйти, но майор удержал его. После выпивки захмелевший снабженец начал "качать права", и не сдержавшийся Георгий высказал ему все, что думает по поводу такого изобилия продуктов у одного человека в городе, вымирающем от голода. Началась драка; снабженец попытался применить пистолет, и тогда разъяренный Георгий избил майора, а потом в азарте пошел крушить его квартиру, напичканную хрусталем и зеркалами... Через три дня Костылев был снят с должности и отдан под суд за избиение старшего по званию. Приговор трибунала был суров - лишить Костылева звания и всех наград и отправить его на полгода в штрафбат морской пехоты.

В штрафбате Георгий был определен в разведвзвод. Месяц он ползал в тыл к немцам, взял несколько "языков". А затем командир разведвзвода написал ходатайство о зачтении краснофлотцу Костылеву за подвиги в тылу врага полного срока пребывания в штрафбате. И отправил его в распоряжение штаба авиации флота - младший лейтенант рассудил более здраво, чем судьи с большими звездами на погонах: такой летчик должен летать и сбивать врага, а не ползать по болотам в ожидании неизбежной смерти...

По прибытии в штаб авиации многострадальный ас получил новую душевную травму - никто из командиров истребительных частей Балтфлота, раньше наперебой пытавшихся заполучить лучшего летчика морской авиации к себе, теперь не соглашался принять штрафного пилота в свой полк... Неизвестно, чем бы вся эта история закончилась, если бы о судьбе Георгия не узнал командир 4-го ГИАП майор Василий Голубев, слывший среди начальства ненамного меньшим "штрафником", чем Костылев. Что примечательно и характеризует Голубева: асы встретились на… гауптвахте, куда майора Голубева посадили за то, что он обматерил хамившего ему генерала!

Голубев сразу же назначил Георгия ведущим пары в своем звене и много сил приложил к тому, чтобы Костылев новыми победами снял с себя пятно "штрафника". Благодаря Василию, Георгий летал часто, многократно вступал в бой и его счет вновь стал быстро пополняться сбитыми вражескими самолетами. Костылев не оставался в долгу - лучшего прикрытия Голубев не смог бы найти: стоило ситуации сложиться так, что командиру 4-го ГИАП начинала угрожать опасность, как Георгий бросал свою жертву и надежно защищал спину друга. Уже 27 апреля - всего через неделю после прибытия Георгия в полк - краснофлотец Костылев был назначен командиром звена и стал водить в бой лейтенантов... Голубев же буквально бомбардировал начальство ходатайствами о возвращении Костылеву звания и наград. В первых числах сентября 1943 г долгожданный приказ о восстановлении звания Костылева наконец-то пришел, и Василий сразу же назначил Георгия командиром 1-й эскадрильи. А буквально через несколько дней 4-му ГИАП пришлось выполнять сложнейшее задание по штурмовке аэродрома Городец, находившегося за пределами дальности полета самолетов полка! Летчики, отправлявшиеся в этот рейд, брали с собой в кабины автоматы и гранаты, чтобы по выработке горючего совершать вынужденные посадки в тылу врага и уходить к партизанам... Несмотря на тяжесть задачи, Голубев и Костылев нашли ее решение - опытным путем они рассчитали скорость, на которой у Ла-5 появляется шанс "дотянуть" до Городца и обратно. Атаку по аэродрому проводила эскадрилья Костылева, Голубев в это время отвлекал на себя всю истребительную авиацию немцев и финнов в данном районе... Операция заняла 1 час 37 минут, все самолеты долетели до базы, хотя на пяти истребителях двигатели остановились в момент посадки, а остальные сели, имея в баках по 3-5 литра горючего!



Истребитель Ла-5 Георгия Костылева. 1943-1944 гг.
Прошло всего 2 месяца после этой операции, и в октябре 1943 г из Москвы пришло требование командующего морской авиацией отправить только что получившего звание майора Г.Д. Костылева в столицу для занятия должности главного инспектора истребительной авиации; Голубеву, уже видевшему в мечтах Костылева своим заместителем, пришлось скрепя сердце выполнить приказ. Так Георгий занял должность, дававшую большие права - в его обязанности входила проверка боеготовности истребительных частей, и он мог снять с занимаемого поста любого командира, не отвечающего предъявляемым к истребителям требованиям. Одним из первых дел новоиспеченного главного инспектора стала проверка... 4-го ГИАП БФ, которым занялась большая московская комиссия! Пользуясь присутствием в "своем" полку Георгий "напоследок" еще пару раз слетал со своими друзьями на боевое задание.

Майор Костылев оставался главным инспектором истребительной авиации до самого конца войны; но он пользовался любым случаем, чтобы при проверке полков вновь совершить боевой вылет. Однако, так как ходить в боевые вылеты ему не полагалось по должности, Георгий маскировал свои "вылазки" - не вел счета полетов, а одержанные победы записывал не себе, а на счет проверяемого полка или его командира. Костылев вообще отличался достаточно необычным среди асов отношением к личному счету - ему совершенно не важно было, сколько побед записано в его формуляре. Уничтожение противника для Георгия было значительным как сам акт ликвидации опасного врага, а сколько он их сбил - уже не имело для Костылева существенного значения... Именно поэтому мы уже никогда не сможем точно назвать истинный счет побед этого выдающегося аса. Попробуй-ка сосчитать его победы, если известно, что Георгий иногда использовал их как разменную монету: например, еще в бытность свою в 4-м ГИАП Костылев как-то записал 4 одержанные им воздушные победы другому летчику в обмен на новые американские войсковые ботинки!



Победный счет «Георгия Победоносца»
Всего за время войны Г.Д. Костылев совершил 418 боевых вылетов и провел 112 воздушных боев, в которых сбил более 40 вражеских самолетов. Некоторые источники уточняют его счет - 11 личных и 35 групповых; однако эта цифра не является полностью точной - к ней нужно добавить, по крайней мере, еще 4 уже упоминавшихся победы, "проданные" другому летчику. По воспоминаниям сослуживцев «Георгий Победоносец» одержал не менее 20 личных и 34 групповых побед, записав многие свои личные победы как групповые - "ради поднятия духа и престижа его ведомых"... Очень необычным для личного счета аса-истребителя является и наличие в нем нескольких взятых в плен "языков", которых Костылев приволок из немецкого тыла в бытность свою разведчиком штрафбата...

После войны Георгий Костылев не сделал большой карьеры - его натура не соответствовала характерному для карьеристов раболепию; недоброжелатели стали поминать Костылеву его пребывание в штрафбате, а "Георгий Победоносец" отвечал своим противникам соответствующим образом... В результате прославленный ас ушел из инспекции и вернулся в Ленинград, где и жил до самой своей смерти в 1966 году. Его имя было "забыто" людьми, которым Костылев был неудобен - в основном это были большие начальники. Однако "Георгия Победоносца" помнили и любили его друзья и соратники, описавшие этого необычного летчика и человека в своих мемуарах, на основе которых и составлена данная статья.



«Георгий Победоносец» на страже родного города - Ленинграда



Могила знаменитого аса - и сегодня в цветах

героизм и подвиги, авиация, память, история, жизнь и люди, вов и вмв, биографии и личности, ссср

Previous post Next post
Up