Сильные духом # Олимпионик Светлана Коновалова

Apr 02, 2019 22:29

Ещё инвалиды и спорт здесь и здесь

«Без спорта мне некуда было бы идти из детдома»
Чемпионка Сочи-2014 Светлана Коновалова - о детских мечтах, взрослых целях и о своей маме / Цикл «Сильные духом» / апрель, 2016

Спецпроект «Русской планеты» посвящен историям о том, как сила духа помогает людям с ограниченными физическими возможностями добиваться целей, удивительных и для здорового человека. Наши герои - люди действительно интересных судеб. Это наши современники, которые, несмотря на объективные трудности, живут полной жизнью и вдохновляют других. О каждом из них можно было бы написать еще одну «Повесть о настоящем человеке». ©Ещё «Сильные духом»



Светлана Коновалова, Сочи-2014
- Я выросла в Нижнеломовском детском доме-интернате для детей-инвалидов в Пензенской области. Могу про него сказать много хорошего: меня воспитали, учили, давали хоть какую-то любовь, - рассказывает «Русской Планете» Светлана Коновалова, двукратная чемпионка Сочи-2014, многократный призер по паралимпийским лыжным гонкам и биатлону, в марте [2016 года] выигравшая очередную медаль на Кубке мира.- Времена были плохие тогда, когда мы были маленькие: там могли и побить старшие дети, бывало, нянечки, воспитатели... А когда немного выросли, то было уже интересно: дружили, бесились.

После 10 класса я поступила учиться в колледж на менеджера по кадрам. В тот период меня пригласили гостем в передачу на НТВ, после чего мне дали положенную квартиру. Там я познакомилась с одной женщиной, которая вывела меня на Ирину Александровну Громову - тренера сборной по лыжным гонкам и биатлону для людей с поражениями опорно-двигательного аппарата (ПОДА). Я говорила, что увлекаюсь спортом: настольным теннисом, волейболом сидя, пауэрлифтингом - всем, что было доступно.

С Громовой мы познакомились однажды под Новый год, она сразу выдала мне весь инвентарь и сказала: «Иди катайся на каникулах». И вот я наматывала круги вокруг колледжа.

Потом я поехала на чемпионат России в Сыктывкар, заняла там четвертое место и вошла в состав сборной России. Тренер решила: «Заканчивай колледж и давай в Москву».

- А какие ограничения вам дает ваша инвалидность?

- Поражены только ноги. У меня родовая травма из-за врачебной ошибки: врачи вытаскивали меня инструментами, повредили их и часть позвоночника. А так я в животе у мамы нормально развивалась.

- Это кто вам рассказал?

- Мама. Я нашла маму и сестру за год до Паралимпиады в Сочи.

Лет в пятнадцать, еще в детском доме, я предложила воспитателям: «Давайте маме письмо напишем». Писали они сами, и в ответ мама прислала отказ общаться со мной. Я не знаю, почему она так сделала, возможно проблемы какие-то были. Мне это письмо долго не отдавали и выдали уже перед выпускным. Я прочитала и говорю: «Ну и ладно. Не было ее, и, значит, не будет».

А уже в 2000-х годах как-то прибиралась в своей квартире, нашла этот отказ и перечитала. И увидела в тексте, что у меня есть родная младшая сестра, которой на тот момент было уже 17-18 лет. Тут меня зажгло: девчонка взрослая, голова на плечах своя - надо найти. Захочет общаться - хорошо.

Нашла ее в интернете. Оказалось, что Женя не знала о моем существовании. И тут мы стали днями и ночами общаться в скайпе. С мамой же я не сразу заговорила: обе боялись. В первый раз я ее увидела в скайпе на 8 марта. Она меня поздравила и убежала.

После очередных соревнований я решилась и поехала в гости. Страшно было, да. Но все произошло очень быстро: обнялись, поцеловались и пошли чай пить. Потом уже я ездила к ним после каждых сборов, а теперь мы с Женей живем вместе, поскольку она учится в Москве.

После Паралимпиады в Сочи, когда обо мне стали писать журналисты, и узнали о моей семье, маме тяжело пришлось. Ее вообще тогда все осуждали, особенно в родном городе. Мне очень не нравилось, что ее упрекали в отказе от меня, грубо писали о ней.

- Вы простили маму?

- Давно уже.

- Почему?

- Может быть, я взрослею. Я не понимаю и не пойму людей, которые оставляют своих детей, но на маму обида прошла. Оказалось, у меня был и папа, но он умер в 2005 году.

- Сейчас вы держите связь со своим детским домом?

- Каждый год в мае-июне приезжаю туда, у меня такая традиция. Сейчас там есть стенды про меня и про Даниила и Витю (танцоры без ног Даниил Анастасьин и Виктор Кочкин, победители «Минуты славы» на Первом канале, вышли из того же Нижнеломовского интерната. - РП).



___
- Как вы оцениваете уровень подготовки спортсменов в вашем виде спорта?

- Да нормально, только денег вечно нет ни на что. Я никогда не буду благодарить Паралимпийский комитет, а благодарю только Громову, потому что она нам находит деньги на сборы. После Олимпиады наступил кризис, и с оплатой сборов стало тяжело. Правда, на сами соревнования нам обеспечивают оплату дороги.

- Расскажите, о чем думает ребенок-инвалид в детдоме накануне выпуска, зная, что он выйдет оттуда совсем без помощи?

- Детский дом - это выживание. Пока там живешь, ко всему приспосабливаешься, и таких проблем нет. Лишь бы квартиру дали. Я инвалид детства - и хоть сейчас без коляски заберусь на 15 этаж. У меня в детдоме была маленькая коляска, как боб для биатлона, я с ней даже сама в автобус садилась: слезла, коляску закинула и следом сама. Детдомовский ребенок больше всего думает о том, почему его родители бросили - это да.

- О чем вы мечтали в детстве помимо того, чтобы найти родителей?

- Научиться плавать.

- А ходить?

- Я ходила два года на костылях. Они деревянные, легко ломались. За месяц сломались три пары, после этого мне сказали: «Езди на коляске». А я же была ребенком, ну и согласилась. Если бы отказалась, то, может, сейчас бы уже без костылей ходила. Это физически было возможно, и в детском доме поднимали детей на ноги. Но тогда пришлось бы заниматься только ногами, бросив спорт и все остальное. Я не захотела.

- Как сложилась судьба у тех, кто выпускался с вами?

- Кто-то учится, другие разъехались. Но больше всего тех, кто сидит дома (либо в доме престарелых и инвалидов) и ничего не делает. Все равно у нас мало кто хотел жить самостоятельно, большинство сирот считают, что им все должны: приготовить поесть, постирать, кровать заправить, беспорядок убрать. Вот у меня есть ровесник: руки-ноги на месте - иди работай. Нет, сидит дома и живет на одну пенсию. Нас учили себя обслуживать, и кулинария у нас была, но ели-то мы все равно в столовой, и осталась привычка к готовому. Мне было, наоборот, стыдно и неприятно, когда за меня все решали: я хотела уйти от надзора, от завтрака по режиму, когда к восьми утра не успел - ходи голодный.

- С чем связаны ваши глобальные цели в жизни?

- Родить. Хочу двоих детей точно. Все остальное у меня есть. Но дети - это после Олимпиады 2018 года. На следующий год я хотела бы завоевать золото на чемпионате мира, и буду уже готовиться к ней. После нее мне уже будет 28 лет, и, думаю, со спортом я завяжу. Буду воспитывать своих детей и хочу быть тренером у детей с инвалидностью. Сейчас учусь в Академии физической культуры.

- Что должно быть у ребенка в таком положении, что было у вас, чтобы не сидеть дома, а чего-то добиваться и приводить себя в порядок? Какие стимулы, помощь со стороны, может быть надзор?

- Желание нужно, это все от человека зависит. Толку от надзора? Грязно дома - «ну уберу когда-нибудь потом». Я вот всегда хотела жить отдельно. Хотела квартиру в Москве - вот она квартира в Москве. Хотела машину - она есть. Когда мне предложили заниматься спортом, я поняла, что это единственный способ выйти в люди и зарабатывать хорошие деньги.



___
- То есть вы не были поначалу фанатом спорта, но он был средством подняться?

- Да. В колледже было ясно, что идти мне после него некуда. Спорт открывал перспективы. В сборной я видела, что товарищи по команде покупают себе хорошие вещи и вообще успешны, и решила, что могу так же.

Алёна Быкова
«Русская планета», 7 мая 2016

родители, пенза, психология, льготы и соцзащита, поволжье, любовь, воспоминания, сироты, регионы, женщины, известные люди, спорт, молодёжь, общество и население, сочи, олимпиада, нравы и мораль, трагедии, современность, семья, жизнь и люди, инвалиды, мудрость и философия, биографии и личности, интервью и репортаж, медицина и здравоохранение, россия

Previous post Next post
Up