Велогрузия #3/3 Нижняя Сванетия и Имеретия. Перевалы, Сталин, Прометей и родоновые ванны

Jan 28, 2018 14:04

Ещё путешествия по Кавказу, в т.ч. Велокавказ и ещё Грузия
Оригиналы - здесь и здесь - взяты у un-ricciotto
По Нижней Сванетии на велосипедах. Перевал 2700 метров и необычные «интернациональные» встречи
Путешествия по Грузии / Фотографии для души и ума / 2016 год

На следующий день решили все-таки двигаться дальше - поднимаемся на перевал - самый высокий на нашем пути. Готовимся к тяжёлому подъему, но в итоге перевал нам дался очень легко.Ещё Велогрузия, а также ещё пещеры

___
Нас ждут необычные встречи с иностранцами, Сталином (да-да) и, как всегда, красивыми видами. Поехали!Слева и справа все холмы оккупированы местными косарями - используется каждый кусочек земли, сено здесь на вес золота.

На перевале догнали 2-х немцев - тоже на велосипедах.

Они правда быстро начали спуск вниз. А мы решили поискать место для ночевки и хорошие виды.

И мы нашли и то и другое - чуть выше на высоте 2730 метров стоит новенькая церквушка, место для неё выбрано не случайно - здесь полого и вид на снежные вершины Большого Кавказского хребта! Отсюда рукой подать до высочайшей вершины Грузии - горы Шхара (5193 м), которая отлично видна из Ушгули.

К вечеру мы услышали приближающийся рокот двигателей мотоциклов.

К нам присоединились 4 иностранца, путешествующих на мотоциклах - двое шотландцев и двое итальянцев. Шотландцы начали своё путешествие из Шотландии и за 2 недели проехали всю Европу и Турцию и планируют двигаться дальше в Азию, а итальянцы начали путешествие из Турции. Мы сразу нашли общий язык и были рады такому соседству. Где же ещё практиковать мой итальянский, как не в горах Кавказа =) Шотландцы кстати сейчас уже доехали до Бирмы - за их путешествием можно следить здесь. А в путешествии итальянцев пока перерыв.

12. Фото Ильи Степанова
Вечер не был скучным - ребята развели костёр, а мы ловили фотоаппаратами звёзды.

14. Фото Ильи Степанова
Ночью где-то вдалеке громыхал гром, но нам повезло - обошлось. Спускаться отсюда по мокрой дороге - было бы ещё тем удовольствием. Следующее утро подарило нам красивый рассвет.

А мы начинаем спуск вниз. Резко теряем высоту - тормоза скрипят, даже разок задымились. Это проблема дисковых тормозов, если они начали скрипеть, вряд ли это исправишь. Нашли источник с нарзаном. Отличное место для завтрака, тут нас и догнали мотоциклисты, мы напоили их нарзаном и попрощались - они сегодня должны быть в Тбилиси.

21. Фото Ильи Степанова

22. Фото Ильи Степанова

25. Фото Ильи Степанова
Дорога наконец немного поубавила свой уклон и стала приятной для спуска - плавно-плавно вниз.

Нас обгоняют велосипедисты - это тренируются словаки - спортсмены. У них даже есть машина поддержки. Вот бы нам так =)

Любуемся местной архитектурой.

В первом же крупном селе остановились на кубдари. Самая сложная часть пути миновала - теперь можно и расслабиться. Но как тут расслабишься, когда внезапно у дороги замечаешь статую Сталина. Никакой таблички или указателя нет, просто статуя у чьего-то дома. Жутковато.

А мы нашли отличное место для ночевки среди стогов сена. Развлекались с фотографированием велосипедов и ночной съёмкой допоздна.

По Нижней Сванетии и Имеретии на велосипедах. Парад молний и туманное утро

Продолжаем спускаться с гор. Дорога, дорога, дорога - за день ни одной фотографии. Но когда не ждёшь чудес, они как раз происходят. Лучше вам самим в этом убедиться, словами не опишу. Вперёд!

Сегодняшний день - скучный спуск вниз по асфальту. Дорога, дорога, дорога под жарким солнцем. В Лентехи - столице Нижней Сванетии на улицах толпы народа, будто праздник. Оказывается, приезжает президент - предвыборная кампания. Местный полицейский выразил свою любовь к России и подсказал нам хорошее место, где можно недорого перекусить - в столовой на выезде из города. Взяли местный харчо - и стали драконами. Ядрёный! После такого обеда неплохо бы остыть. Но дорога идёт по ущелью и полянок нет. В одном из сёл мы нашли церковь, около которой была тень, привал!

Вечер скрасил весь день. В поисках места для ночевки мы поднялись вверх от дороги и встали около села на месте выпаса коров и лошадей. Здесь же рядом сады и огороды местных. Мы познакомились с одним из местных, бывшим военным, - он нам принёс вина, сыра и овощей прямо с огорода. Таких вкусных помидоров давно не ели. Ещё один прекрасный вечер.

Вон наш новый знакомый - в рубашке. На лошадке его племянник, рядом дед. Племянника учат управлять лошадью. Такой маленький, а уже хорошо справляется!

Наш скромный ужин =)

А вдалеке полыхала гроза - молнии каждую секунду - светло, как днём. Шквальный ветер и сильнейший ливень мы переждали в палатке, боялись, как бы молния не попала в стоящее рядом дерево - но всё обошлось.

Утро было ещё чудесней - туман и солнце. Прекрасный свет, коровы, лошади, овцы, стога сена.

Спуск продолжается - правда пришлось преодолеть последний перевал перед Цхалтубо.

Но до Цхалтубо мы так и не доехали, решили свернуть к пещере Прометея (самая крупная пещера в Грузии), открыта для посещения недавно - в 2011 году.

"Пещера Прометея" - это коммерческое название, предложенное Сакашвили в 2010 году. Все вы знаете, что Прометей - это персонаж греческой мифологии, который научил человека разводить огонь и за это был наказан богами, которые приковали его к скале где-то на Кавказе. Считается, что миф сформировался под влиянием распространенного кавказского мифа - например, абхазской легенды об Абрскиле или грузинского мифа об Амирани. В обоих мифах героя наказывают за что-то там и приковывают - но не к скале, а где-то в глубине большой пещеры. Мифологическая энциклопедия говорит так: "За богоборчество Амирани прикован к скале в пещере Кавказского хребта. Ему постоянно клюёт печень орёл, а преданная Амирани собака лижет цепь, стараясь истончить её. Однако ежегодно в четверг страстной недели (в тушетском варианте - в ночь под Рождество) приставленные богом кузнецы обновляют цепь. По древним поверьям, раз в семь лет пещера разверзается, и можно увидеть Амирани". В двух словах - это миф о том, что где-то есть громадная пещера, внутри которой страдает герой. Поэтому, когда была обнаружена действительно огромная Кумиставская пещера, то ассоциации на историю Прометея возникли довольно быстро. Грамотнее было бы назвать ее пещерой Амирани, но в Европе это имя никому ничего не говорит.

Успели попасть даже на последний сеанс и спустились погулять по пещерам. Кислотная подсветка, по-моему, всё портит. Сами пещеры же впечатляют - интересно то, что часть маршрута проходится пешком, а часть на лодке (но нам не повезло - сегодня лодочная часть была закрыта).

На ночевку мы встали прямо на территории пещеры - нет-нет, не в пещере, а наверху около административного здания. Ночь опять выдалась жутковатая - сильнейшая гроза трепала палатку, молнии сверкали каждую секунду, но всё обошлось.

Утром мы ждали жару, и она пришла уже в 7 утра. Посушились и скорее в Цхалтубо. Раньше это была здравница СНГ - со всего союза приезжали сюда полежать в радоновых ваннах. Интересно, что первые упоминания о Цхалтубо относятся к VII веку, а в XII-XIII веках уже упоминается как лечебный пункт. Развитие курорта началось в 1926 году. В 1931 году курорт посетил Сталин в связи с необходимостью лечения болезней ног. Были построены 19 санаториев и, 9 комплексов с лечебными ваннами, курортный парк, филиал научно-исследовательского института курортологии и физиотерапии. Главный природный лечебный фактор цхалтубских вод - уникальные по своим физико-химическим свойствам термальные (33-35 градусов) радоновые минеральные воды.

Ну раз уж мы здесь, надо попробовать. По сути это обычный бассейн - в нём по 20-30 минут просто сидят люди - говорят, что это очень полезно. Может и полезно, но что-то скучновато. В бассейне по краям на ступеньках в воде сидят люди - в основном старички, тишина, слышно только журчание воды.

Сами же бассейны располагаются в нескольких павильонах, скопированных будто с ВДНХ. Можно выбрать павильон в зависимости от своих пожеланий и запросов - где-то интерьер побогаче и кабинки огорожены, хотя по сути вода поступает во все бассейны из одного источника.

Набравшись сил, мы за час доехали до Кутаиси. Наше велопутешествие закончилось в этом жарком уютном городке - садимся на маршрутку и едем в Тбилиси.

Наш трек можно посмотреть здесь:

горы и пещеры, путешествия и туризм, деревня и село, бывший ссср, скульптура, кавказ, автомотовело, природные зоны, грузия, архитектура и дизайн, природа и экология, иностранцы, памятники и достопримечательности, города и сёла, современность, сталин и сталинизм, отдых и развлечения, фото и картинки, традиции, жизнь и люди, народы, медицина и здравоохранение