Новые старые солевары. Карелия #1/3

Jan 29, 2016 17:00

Ещё современный Север, а также народные промыслы

Поморское солеварение
Три женщины возрождают древний промысел в Кемской волости / Традиции / Статья 2014 года

Недавно были объявлены результаты распределения грантов фонда Елены и Геннадия Тимченко по проекту «Культурная мозаика» - на развитие малых городов и сел. ©Далее #2 / #3



Наша читательница Ольга Ягодина, бывший журналист, получила грант с проектом «Возрождение старинных поморских промыслов Кемской волости». Мы спросили у Ольги, что стоит за этим названием.- Собственно, почему соляные промыслы поморов? В той соли что-то особенное? Чем этот промысел вас зацепил? И при каких, грубо говоря, обстоятельствах?

Начну с того, чем зацепил. Наш Русский Север - удивительное , мистическое место. Я проехала по всей России и даже предположить не могла, что так вросту именно там. На севере никогда не было крепостного права, люди всегда сами выбирали, как им жить, где, по каким устоям... У поморов отсутствует генетический страх. Вот старики поморы, с которыми мне приходилось встречаться, абсолютно самодостаточны, с чувством собственного достоинства - не чванства, не снобизма, а именно достоинства...



У меня в Кеми живет подруга, а Кемь - ворота на Соловки. В один из моих приездов мы болтали и сильно огорчались, что такой богатый край пустеет, что люди вынуждены покидать свой любимый Север и уезжать на заработки. Я уехала в Москву и решила порыться в наших архивах. Начала, конечно с интернета, далее появилась необходимость полазить по архивам.

- Архивы нашлись?

Все ведь не просто в нашей стране. Архивы Карелии находятся в Архангельской области. Я поехала туда, конечно же заехала в музей Северодвинска. И там много нашла. Надо сказать, что берег Белого моря делился на разные части и назывался по разному. Так вот солеварение на Карельском берегу отличалось от солеварения на Архангельском.



На карельском берегу поморы вываривали соль из воды Белого моря, используя приливы. По побережьям аж до 70-х годов лежали длиннющие трубы из деревьев. По ним во время прилива поступала вода в специальные накопители, а потом ее заливали в црен (это такая чугунная сковорода). Эти сковороды были разных размеров, самые большие на крупных солеварнях, например, на солеварнях монастыря они могли достигать 50 кв.м. И весили до 6 тонн.

- Интересно, но это надо же уметь все.

Далее выясняю, что по миру восстановлены и успешно работают для туристов солеварни в Дании, Япониии, Франции, там даже в двух местах, Германии, Китае. Так как промысел один из древнейших, с ним связано на Руси исторически много чего, и при этом по всей нашей стране остался только музей соли. Мы подумали, а почему бы не восстановить этот промысел? Пусть турист получит возможность поучаствовать в процессе, нырнуть, так сказать, в прошлые века.



Тем более, что север Карелии - сейчас стагнационный регион, Кемь - только проездной город для туристов и паломников, приезжающих на Соловки. А сами Соловки - это уже другой регион, Архангельская область. Поморы варили свою соль с ноября по апрель - это значит, что мы сможем изменить сезонность посещения туристами севера.

- И с этой идеей вы сначала пошли куда?

Администрация нас очень поддержала. Мы получили грант на развитие малого и среднего предпринимательства - 300 000 рублей, но это капля в море для нашего проекта. Все расходы по запуску проекта мы взяли на себя. Вкладывался, кто чем может. Думали, что нас поддержат банки, но нет: мы стартаперы и никому не интересны (ни банкам, ни венчурам), а частный московский капитал боится - говорят далеко, инфраструктуры нет . Ну ее и не будет, если так все дальше оставить! Какие раньше были огромные села - солеварни - усолья назывались! Ведь до развала Союза Север жил более чем хорошо. И тогда мы стали влезать во все гранты, но сначала зарегистрировали НКП "Возрождение старинных поморских промыслов Кемской волости", и вот выиграли грант Тимченко - 700 000. Это тоже, конечно, далеко не все, что нам нужно, но теперь мы можем начать стройку уже этим летом. Ведь процесс надо восстановить, понять, как все делать, а у нас остались только архивные описания.

- А раньше как делали?

А раньше были мастера, которые могли на глаз и на вкус определить готов рассол или нет, от этого зависела скорость выпарки соли и экономия дров. Такие люди стоили дорого, их перекупали за хорошие деньги друг у друга по всему северу. Мы сейчас маленькую солеварню построим - 75 квадратных метров, поэтому, думаю, сначала экономия дров для нас не будет актуальной, научимся.

- И дальше? Как планируете развиваться?

Я представляла проект государственной комиссии по празднованию столетия Республики Карелии и в агентство по туризму РФ . Проект может быть включен в федеральную программу внутреннего и въездного туризма. Плюс в мероприятия по празднованию столетия. Они ждут, когда мы все начнем... Ведь, когда мы только начинали, на нас смотрели, как на сумасшедших. Представьте: три тетки солеварение восстанавливать собрались. Зато сейчас уважают! Глава Карелии Александр Худелайнен, когда подчеркнул туристическую составляющую Республики, проект увеличился в разы, на бумаге, конечно. Теперь это будущий курорт на Белом море.



- Вы говорили, что у вас есть остров для всего этого.

Остров есть, он мой, я купила 7 гектаров. Называется Луда Сеннуха. Когда-то давно, еще в совке, там построили завод по переработке водорослей. А полутора километрах от нас - деревня и река Поньгома, так вот эта река жемчугоносная. Я нашла в архивах отчет о жемчугоносности рек Карелии: их 75. Сделан отчет еще в 1928 году.

Да и эта деревня Поньгома - она староверская. Ей почти 400 лет. Правда там Гулаг был, уничтожено все. Там столько всего: мой остров в домашней губе, туда белухи заходят, там водоросли - агар-агар, фукус, ламинария, в реке на нерест кунжа заходит.

- Тем более, скоро Арктика растает у вас будет курортная зона.

Да, кстати: Кемь попала в программу освоения арктических территорий. Будут восстанавливать порт.



- А вот, что касается соли. В ней что-то необычное есть, в чем уникальность поморской соли?

Вода Белого моря богата торфяными взвесями, йодом. Соль поморка была желтоватого цвета из-за торфа. Вкус имела горьковатый, но помните термин "симужные посолы" ? Это когда при солении рыбы добоавлялись водоросли ламинарии. Так вот, такая рыба поставлялась только на царский и другие богатые столы. Дорого стоила такая рыба. Надо сказать, что вкус немного странный, необычный.

- А где же теперь этот способ?

Забыли, никто не помнит...
Автор: Ольга Ягодина
«Кириллица», 22 мая 2014

возрождение, серии, путешествия и туризм, фольклор, деревня и село, карелия, разруха, поморы, север, символы, храмы и монастыри, регионы, культура, природа и экология, #3, конкурсы и фестивали, реки и водоёмы, города и сёла, современность, арктика и антарктика, фото и картинки, традиции, народы, #2, интервью и репортаж, россия

Previous post Next post
Up