Я люблю Россию до боли сердечной... / К 190-летию

Jan 28, 2016 20:07

Ещё о литературе

Салтыков-Щедрин - пророк, вызывающий страх
Максим Галкин, Лион Измайлов, Евгений Каменькович и другие популярные актеры, филологи и писатели вспоминают самое важное о Салтыкове-Щедрине в день 190-летия писателя

27 января исполняется 190 лет со дня рождения знаменитого русского писателя Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Из школьного курса мы помним Щедрина как автора сказок «Как мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пескарь» и, возможно, романа «Господа Головлевы». На самом деле это - далеко не все и далеко не лучшие произведения писателя. ©Ещё с Салтыковым-Щедриным



Крамской И.Н. Портрет писателя М.Е.Салтыкова-Щедрина (1826-1889), 1879 г.
Салтыков-Щедрин - из тех авторов, которых не читают в школе всерьез, а потом вдруг открывают взрослыми людьми. И удивляются. Например, тому, что Щедрин не просто сказочник, а писатель с мировым именем. Как объяснить иначе тот факт, что «Сто лет одиночества» Маркеса - это парафраз истории Глупова, стоит лишь заменить «Глупов» на «Макондо».Впрочем, сам Щедрин к своим произведениям относился легко. Он искренне полагал, что его сочинения не переживут «пестрых» времен, как он называл 1880-е годы. Может быть, он не представлял себе всю меру актуальности своего наследия. Однажды Щедрин сказал своему другу: проблема не в том, что ты умрешь, а в том, что после смерти помнить будут одни анекдоты. И это тоже про него.

В день юбилея классика «Известия» попросили известных писателей, критиков, литературоведов, актеров и режиссеров рассказать самое интересное, что они знают о Салтыкове-Щедрине.


Елена Усачева, детский писатель

Самое интересное, что на портретах Салтыков-Щедрин выглядит как спившийся дед, а на самом деле считался красавцем, циником и умницей. Кроме того, он был очень вспыльчивым человеком. Бывало, за вечер он шесть раз ссорился и уходил из гостей, громко хлопнув дверью. Но всякий раз возвращался.

Наиболее часто Щедрин ссорился с родственниками и друзьями из-за того, что изображал их в своих произведениях, а они узнавали. Однажды он взялся за матушку, запечатлев ее в виде Арины Петровны в «Господах Головлевых». Когда Щедрин впервые напечатал «Господ», то в них было много сокращений, потому что маменька была еще жива и могла обидеться. Но несмотря на принятые меры, она все равно обиделась, а вместе с ней - все родственники. Матушка была крута. У нее был любимый сын - совсем как Порфирьюшка. Он-то ее потом и обобрал. А Щедрин был нелюбим, потому что не осуществил ее высоких замыслов - пил, гулял, женился не на той.

Про жену Салтыкова-Щедрина злословили, что она рядом с ним вообще не смотрится. Потому что не такая образованная. Но, между прочим, именно жена переписывала за Щедрина его произведения набело, потому что почерк у Щедрина был ужасный.

В свободное от переписывания время жена Щедрина очень любила гадать на картах. Но перед началом гадания вынимала из колоды все пики. Зачем гадать о плохом?

Словом, милая женщина была.


Ирина Ковалева, редактор

Самое интересное, что один из лучших наших писателей был еще и чиновником. Причем одним из самых высокообразованных чиновников в нашей стране (учился в Царскосельском лицее). Как было бы замечательно, если бы все или хотя бы половина вице-губернаторов в России были столь высокообразованными, так широко знали бы жизнь провинциальной России, обладали бы такой самоотдачей в государственной работе, желанием улучшить жизнь народа, обладали бы таким наблюдательным умом, острым взглядом и фантастически образным языком. Сколько его бонмо вошло в язык! Его оценки до сих пор не устарели, пользуются и сегодня бешеной популярностью:

«Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения»;

«Для того чтобы воровать с успехом, нужно обладать только проворством и жадностью. Жадность особенно необходима, потому что за малую кражу можно попасть под суд»;

«Это еще ничего, что в Европе за наш рубль дают один полтинник, будет хуже, если за наш рубль будут давать в морду».


Владислав Отрошенко, критик

Самое интересное, что Салтыков-Щедрин до сих пор страдает из-за произвола чиновников. Дело в том, что писатель стал первым, кто начал чиновников ругать и бичевать. Так он стал отцом русского гротеска и создал бессмертные образы. Чего стоит человек с органчиком вместо головы, который орал: «Не потерплю, сокрушу, разорю». За эти достижения его недолюбливают, не считают серьезной литературой и, по большому счету, мстят. Причем мстят не только ему, но и еще Сухово-Кобылину, который возделывал ту же ниву. Бичуя чиновников, оба писателя так сильно обидели чиновников как класс, что те в отместку никому из них не хотят поставить памятника, хотя оба - классики.


Александр Рукавишников, скульптор

Самое интересное, что у Салтыкова-Щедрина нет заинтересованного родственника, который мог бы впрячься и довести до конца вопрос с установкой памятника. Вот, например, у Рахманинова такой родственник есть. Благодаря ему поставили аж два памятника Рахманинову. А у Салтыкова-Щедрина - ни одного нет. Многие скульпторы из любви к Щедрину взялись бы изваять его и даром, без денег. Но самое сложное в этом вопросе - не изваять, а поставить. Булгакова я 20 лет поставить не могу, Баженов, Сергий Радонежский - так и лежат на складе. Но я надежды не теряю, может быть, придет время - и памятник Щедрину установят.

Мое любимое произведение - «История города Глупова» («История одного города». - «Известия») и цитата из него: «Взгляни в лужу - и в ней найдешь гада, который иройством своим всех прочих гадов превосходит и затемняет».


Максим Галкин, юморист

Самое интересное, что Салтыков-Щедрин - неустаревающий писатель. Все его произведения - словно про сегодняшний день написаны. Я его люблю, всегда читаю и перечитываю. У меня с Щедриным давняя история: я ведь вступительное сочинение в университет писал по Салтыкову-Щедрину. Мои любимые произведения - «Господа Головлевы» и «История одного города». Причем «Господ Головлевых» перечитывал не далее как года два назад и еще раз убедился: всё актуально.


Лион Измайлов, писатель-сатирик

Самое интересное, что Салтыкова-Щедрина для меня открыл художник Олег Целков. Он сейчас живет в Париже и очень известен. Помню, как Целков у себя дома вслух читал отрывки из «Современной идиллии» и заливался смехом. Книга так начинается: «Однажды заходит ко мне Алексей Степаныч Молчалин и говорит:

- Нужно, голубчик, погодить!

Разумеется, я удивился. С тех самых пор, как я себя помню, я только и делаю, что гожу».

Вот и я, как тот герой, думаю: ведь уже 150 лет прошло, а вещь как была современной, так и остается. Годить надо.

Признаться, я перечитываю Щедрина нечасто. Мне по стилю Аверченко ближе: он писал сегодняшним языком. Но когда меня о планах на будущее спрашивают, я всегда отвечаю по-щедрински, что план у меня один: погодить. Причем не погадить, а именно погодить...

Михаил Липкин, переводчик

Самое интересное, что Салтыкову-Щедрину обожают приписывать разные не принадлежащие ему высказывания.

Самая известная цитата из Салтыкова-Щедрина - «На патриотизм напирать стали - видать, проворовались» - на самом деле нигде не обнаружена. Но знают и цитируют все, потому что она она более щедринская, чем сам Щедрин.


Елизавета Александрова-Зорина, писатель

Самое интересное, что собрание сочинений Салтыкова-Щедрина состоит из 20 томов. Но даже те, кто пока не выбросили его из домашней библиотеки, открывали от силы 3-4 книги. Большая часть произведений известна разве что щедриноведам (если они еще остались). Зато в интернете огромной популярностью пользуются щедринские афоризмы и лжеафоризмы, едкие, саркастичные реплики о том, что не потеряло актуальности и через 190 лет. В этом есть особая ирония, достойная Салтыкова-Щедрина: писатель, чье имя по-прежнему на слуху и чьи высказывания (настоящие или приписанные ему) повторяют даже те, кто последние 10 лет никакой книги в руках не держал, всё равно остается забытым и вытесненным из культурной памяти нации. На мой взгляд, совершенно несправедливо.

Самая актуальная цитата Салтыкова-Щедрина такая:

«Я знал многих из твоих собратий, людей с честным сердцем и непосрамленною душою, которых протесты против торжествующей злобы дня именно ограничиваются только агнчею способностью примиряться со всеми унижениями и оскорблениями. Их втопчут в грязь - они ничего: и в грязи, говорят, живем - что, взяли? Им свяжут руки, их бросят в жертву смрада и мерзости, на них плюют - они оботрутся и опять ничего: нас, дескать, этим не оскорбишь - что, взяли? И в наивности душ своих мечтают, что злоба дня очень огорчена такою их стойкостью! А злоба дня проходит мимо и нагло хохочет...»


Александр Клюквин, актер

Самое интересное, что про Салтыкова-Щедрина говорят, будто он противный, пессимистичный, беспросветный. Но это не так. Я понял, что он другой, когда озвучивал его книги. Однажды я записывал его сказку «Коняга» - и мне пришлось дважды прерывать запись. Потому что я плакал. Со мной не происходило такого. Я плакал и понимал, что Салтыков-Щедрин - очень добрый и нежный человек, который любил жизнь, любил животных, любил детей. Люди, которые любят животных, - они добрые люди.

Щедрина легко читать вслух. Может быть, это только у меня так. Но мне было непросто читать, например, Толстого и Достоевского, а с Щедриным всё шло как будто бы само собой.

Сейчас, мне кажется, назревает время нового Салтыков-Щедрина. Современным писателем, приблизившимся к Щедрину по уровню таланта и творчества я считаю Юрия Коваля и его замечательный «Суер-Выер».


Евгений Каменькович, режиссер

Самое интересное, что Салтыков-Щедрин - очень страшный писатель. Понимаете, не может быть, чтобы режиссер работал над спектаклем - и совсем не поправил текст. Не так давно в «Мастерской Петра Фоменко» я поставил «Современную идиллию» Щедрина, и ужас был в том, что я ни одного слова не поправил. Я ничего не менял, ничего не подстраивал под реалии. Понятно, что любой писатель - пророк, но когда настолько пророк, то это уже не восхищение вызывает, а страх.

Играем мы спектакль каждый месяц, и не могу сказать, чтобы зрители были в восторге. Некоторым даже неприятно смотреть, многие уходят обиженными и даже ругаются на автора.


Марина Загидуллина, доктор филологии

Самое интересное, что Салтыков-Щедрин - самый пессимистичный русский писатель. Многие филологи до сих пор пытаются выискать хоть какой-нибудь чахлый оптимизм у Щедрина. Но это бесполезное занятие. Щедрин - человек низкой бархатной ноты, он - доктор, понимающий, что лекарства нет. У Гоголя были просветительские амбиции, он говорил, что мы излечимся то смехом, то религией. Гоголь верил в свет, в звезду. А Щедрин - не верил. В отличие от Гоголя, пишущего преимущественно из зарубежья, Щедрин больше знал Россию.

Самая актуальная цитата Щедрина - такая: «Разбудите меня через 100 лет и спросите, что сейчас творится в России, и я вам отвечу сразу - пьют и воруют». /Он этого не говорил, как и многого другого - mamlas/

Гениальность Салтыкова-Щедрина в том, что он первым показал абсолютную неизменность нашего общества. Наш общество - такое, какое есть, и другим не будет никогда. Это с молодых лет и тысячей способов доносил Щедрин.

Самое стойкое заблуждение - что Салтыков-Щедрин был бездарным стихоплетом. У Щедрина действительно были выпады против поэзии. Он говорил, что это всё равно что идти по веревке, да еще приседать через каждые четыре шага. В «Википедии», например, тоже написано, что стихи у Щедрина были плохие, но это не так. У него была очень приличная первая книжка стихов, но ее так размазали критики, что навсегда отбили охоту писать стихи. Но так или иначе, в его произведениях полно поэзии. Всю ее он реализовывал в прозе.

Начинать читать Щедрина лучше всего, когда тебе исполнится 70. Студенты и школьники Щедрина не любят, и это неудивительно. Щедрин не работает на маленькое сознание. Нужен жизненный багаж, чтобы вещи, которые казались скучными, приобрели трагизм. И тогда можно открывать «Господ Головлевых» с любого места - и плакать от открывшейся безнадеги.

Щедрин - это писатель, который тычет нас вилкой (или вилами) в бок. Так, чтобы читатель проснулся и начал думать. Например, о том, как устроена наша страна. На эту тему лучше книг, чем книги Щедрина, еще не написано.

Евгения Коробкова
«Известия», 27 января 2016

русские и славяне, афоризмы и цитаты, 18-19-ее века, наследие, менталитет, народ и элиты, известные люди, культура, юбилеи, мнения и аналитика, общество и население, литература, день рождения, нравы и мораль, чиновники и номенклатура, современность, даты и праздники, критика, российская империя, юмор и сатира, родина и патриотизм, идеология и власть, коррупция и бюрократия, писатели и поэты, мудрость и философия, биографии и личности, россия

Previous post Next post
Up