Интервью с современником. Паустовский

Oct 05, 2015 20:55

Ещё о литературе

Интервью с классиком. Константин Паустовский: «Дело художника - рождать радость»
Антон Павлович ответил на вопросы «Русской планеты» о любви, семье, лентяях, войне и смерти

2015-й год объявлен в России Годом литературы. «Русская планета» начинает новый проект «Интервью с классиком» - интервью со знаменитыми российскими писателями, творившими в разные времена. Ответами на вопросы будут цитаты из их произведений, писем и дневников. ©Другие интервью с классиками



Константин Паустовский на отдыхе в Тарусе / Фото: Александр Лесс
Константин Георгиевич Паустовский - один из главных лириков в советской литературе. Автор разнообразных по тематике рассказов и повестей интересен не только своими наблюдениями за жизнью людей и природой, но и размышлениями о природе вдохновения и писательского труда.А еще он достойнейший гражданин. Журналист Валерий Дружбинский, работавший у Паустовского литературным секретарем в 1965-1968 годах, в своих воспоминаниях о писателе («Паустовский, каким я его помню») написал: «Удивительно, но Паустовский ухитрился прожить время безумного восхваления Сталина и ни слова не написать о вожде всех времен и народов. Ухитрился не вступить в партию, не подписать ни единого письма или обращения, клеймящего кого-нибудь. Он изо всех сил пытался остаться и поэтому остался самим собой».

- Константин Георгиевич, что такое для вас вдохновение, постоянно ли оно необходимо в вашем творчестве?

- Вдохновение - это строгое рабочее состояние человека. Оно же - как первая любовь, когда сердце громко стучит в предчувствии удивительных встреч, невообразимо прекрасных глаз, улыбок и недомолвок. Каждый человек хотя бы и несколько раз за свою жизнь, но пережил состояние вдохновения - душевного подъема, свежести, живого восприятия действительности, полноты мысли и сознания своей творческой силы. Вдохновение входит в нас, как сияющее летнее утро, только что сбросившее туманы тихой ночи, забрызганное росой, с зарослями влажной листвы. Оно осторожно дышит нам в лицо своей целебной прохладой.

- Так может сказать только человек, до глубины души влюбленный в природу.

- Природа будет действовать на нас со всей своей силой только тогда, когда мы внесем в ощущение ее свое человеческое начало, когда наше душевное состояние, наша любовь, наша радость или печаль придут в полное соответствие с природой и нельзя уже будет отделить свежесть утра от света любимых глаз и мерный шум леса от размышлений о прожитой жизни. Мы до сих пор упорно пренебрегаем красотой природы и не знаем всей силы ее культурного и морального воздействия на человека.

- То, как вы говорите, звучит, как стихотворение в прозе. А как вы относитесь к поэзии?

- Поэзия обладает одним удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную, девственную свежесть. Самые стертые, до конца «выговоренные» нами слова, начисто потерявшие для нас свои образные качества, живущие только как словесная скорлупа, в поэзии начинают сверкать, звенеть, благоухать!

- Поговорим о писательском творчестве. Какие задачи должны ставить перед собой писатели?

- Писатель, полюбивший совершенство классических архитектурных форм, не допустит в своей прозе тяжеловесной и неуклюжей композиции. Он будет добиваться соразмерности частей и строгости словесного рисунка. Он будет избегать обилия разжижающих прозу украшений - так называемого орнаментального стиля. А стертость и бесцветность прозы часто бывают следствием холодной крови писателя, грозным признаком его омертвения. Но иногда это просто неумение, свидетельствующее о недостатке культуры. Дело писателя состоит в том, чтобы передать или, как говорится, донести свои ассоциации до читателя и вызвать у него подобные же ассоциации.

Писатели не могут ни на минуту сдаться перед невзгодами и отступить перед преградами. Что бы ни случилось, они должны непрерывно делать свое дело, завещанное им предшественниками и доверенное современниками. Писательство - не ремесло и не занятие. Писательство - призвание. А в истинном писательском призвании совершенно нет тех качеств, какие ему приписывают дешевые скептики, - ни ложного пафоса, ни напыщенного сознания писателем своей исключительной роли.



Константин Паустовский за работой. Фото: Александр Лесс
- Насколько важна для писателя образованность?

- Знание всех смежных областей искусства - поэзии, живописи, архитектуры, скульптуры и музыки - необыкновенно обогащает внутренний мир прозаика и придает особую выразительность его прозе. Последняя наполняется светом и красками живописи, емкостью и свежестью слов, свойственными поэзии, соразмерностью архитектуры, выпуклостью и ясностью линий скульптуры и ритмом и мелодичностью музыки. Все это добавочные богатства прозы, как бы ее дополнительные цвета. Знание органически связано с человеческим воображением. Этот на первый взгляд парадоксальный закон можно выразить так: сила воображения увеличивается по мере роста познаний. И еще: одна из основ писательства - хорошая память.

- Казалось бы, тысячи писателей уже все рассказали нам о жизни, и принципиально новых сюжетов уже просто не сыскать…

- Нет, ощущение жизни как непрерывной новизны - вот та плодородная почва, на которой расцветает и созревает искусство. Нужно дать свободу своему внутреннему миру, открыть для него все шлюзы и вдруг с изумлением увидеть, что в твоем сознании заключено гораздо больше мыслей, чувств и поэтической силы, чем ты предполагал.

- Вы часто испытывали состояние влюбленности?

- Не будем говорить о любви, потому что мы до сих пор не знаем, что это такое. Единственное, что могу сказать: берегите любовь, как драгоценную вещь. Один раз плохо обойдетесь с любовью, так и последующая будет у вас обязательно с изъяном.

- Вы чаще радуетесь, чем грустите?

- Тот, кто лишен чувства печали, так же жалок, как человек, не знающий, что такое радость или потерявший ощущение смешного. Выпадение хотя бы одного из этих свойств свидетельствует о непоправимой духовной ограниченности. А вообще дело художника - рождать радость.

- Но о чем более всего вы сожалеете?

- Самое сильное сожаление вызывает чрезмерная и ничем не оправданная стремительность времени. Не успеешь опомниться, как уже блекнет молодость и тускнеют глаза. А между тем ты еще не увидел и сотой доли того очарования, какое жизнь разбросала вокруг.

В материале использованы цитаты из книг Константина Паустовского «Золотая роза» и «Повесть о жизни»
Подготовил Андрей Петров
«Русская планета», 1 августа 2015

природа и экология, мнения и аналитика, общество и население, литература, нравы и мораль, наследие, любовь, писатели и поэты, мудрость и философия, биографии и личности, интервью и репортаж, ссср, культура, искусство, известные люди

Previous post Next post
Up