Ещё
музеи Москвы Оригинал взят у
doc-chaevАндрей Белый. Мемориальная квартира
Москва музейная
Сейчас это имя мало кто помнит - поэта-символиста, мистика, одного из столпов «Серебряного века».По теме:
Голос Андрея Белого Мало кто из прогуливающихся по Арбату подозревает, что рядом находится квартира, где этот необыкновенный человек родился и прожил 26 лет.Этот музей по-своему уникален. В тех московских музеях, посвященных выдающимся представителям русской культуры, где я был до этого, место и персона были связаны довольно непродолжительным отрезком времни. Например соседняя мемориальная квартира А.С.Пушкина, где тот прожил всего 3 месяца (не умоляя достоинств нашего гениального поэта).
Мне кажется, экскурсию по музею надо предварить некоторой биографической справкой. Доходный дом на углу Арбата и Денежного переулка еще с конца XIX столетия занял особое место в культурном ландшафте Москвы. В 1876 г. по прошению московской дворянки М.И. Хромовой стоявший здесь двухэтажный особняк был надстроен и радикально реконструирован по проекту архитектора М.А. Арсеньева. Первый этаж предназначался для устройства в нем торговых помещений, а второй и третий - для сдачи внаем. Сразу после завершения строительных работ М.И. Хромова продала дом Н.И. Рахманову, почетному гражданину города и одновременно - приват-доценту Московского университета. Не исключено, что последнее обстоятельство определило контингент жильцов: ими стали представители московской профессуры и интеллектуальной элиты.
2.
Вскоре после того, как была закончена перестройка дома, здесь поселился известный математик, декан физико-математического факультета Московского университета Николай Васильевич Бугаев...
3.
...с молодой женой Александрой Дмитриевной (урожденной Егоровой).
4.
А в 1880 году у них родился сын - Борис Николаевич Бугаев, будущий писатель Андрей Белый.
5.
Напротив квартиры Бугаевых проживал профессор Иван Иванович Янжул, известный экономист, специалист по статистике. А этажом ниже - семья Михаила Сергеевича Соловьева, внука знаменитого историка Сергея Михайловича Соловьева и родного брата не менее знаменитого философа Владимира Соловьева. Жена М.С. Соловьева Ольга Михайловна Соловьева (двоюродная тетка А.А. Блока) была талантливой художницей и переводчицей, а сын Сергей, лучший друг юношеских лет Андрея Белого, стал поэтом-символистом и религиозным деятелем.
У Соловьевых Белый познакомился с Валерием Брюсовым, Дмитрием Мережковским, Зинаидой Гиппиус. Именно здесь произошла памятная встреча с кумиром московских символистов Владимиром Соловьевым и единственный разговор с ним, который Белый считал судьбоносным и символическим. Именно здесь Боре Бугаеву был придуман псевдоним «Андрей Белый», так подходящий и к его внешнему облику, и к природе его творческого дарования. И, наконец, именно супруги Соловьевы решили, что юношеские писания соседа с третьего этажа достойны того, чтобы быть напечатанными, и помогли в 1902 г. опубликовать его первую книгу - «Симфонию».
Дом в современном состоянии сохранил основные черты прежнего, но был надстроен на один этаж (современный адрес: ул.Арбат, дом 55). Функционал особенно не изменился - на первом этаже медицина и торговля, на втором - ресторан.
6.
Угловой балкон на третьем этаже относится к гостинной квартиры Бугаевых (когда-то там любовались закатами Соловьев и Белый). Дверь, что внизу слева - вход, откуда лестница вела на третий этаж в квартиру. Сейчас вход находится между этим и соседним домом ( где мемориальная квартира А.С.Пушкина).
7.
Кстати, в глубине симпатичный дворик, где маленький Боря Бугаев наверняка прогуливался в детстве, не подозревая, что в соседнем здании 50 лет назад недолгое время жил Пушкин.
8.
Для двух мемориальных музеев вход сделали общий. Из вестибюдя лестница ведет вверх.
9.
Вот и прихожая квартиры Бугаевых.
10.
Первая комната экспозиции - Детская.Важнейший экспонат здесь - пеленальный конверт Бори Бугаева (дар родственников) - в центре.
11.
Здесь же его первые фотографии, фотографии родителей. Заслуживает внимания мемории в витрине справа - материалы, связанные с годами обучения в знаменитой Поливановской гимназии (1891-1899) и на естественном отделении физико-математического факультета Московского университета (1899-1903).
12.
Во второй витрине - книги, посвященные детству поэта ( уже под псевдонимом Белый); "Котик Летаев", "Крещенный Китаец".
13.
Следующий зал - Комната матери (бывшая спальня). Интерес к искусству пробудила у Андрея Белого его мать - Александра Дмитриевна (1858-1922). Ей посвящен первый сборник стихов "Золото в Лазури". В зале много материалов, связанных с непростыми взаимоотношениям Белого с Блоком и его женой Любовью Дмитриевной (ее фотография на столике), после разрыва с которой Белый покинул Россию в 1906 году.
14.
На соседней стене портрет известной меценантки Маргариты Кирилловны Морозовой (работы В.К.Штембера). Я о ней уже
писал в посте о Скрябине. К ней Белый в юности испытывал чувство возвышенной романтической влюбленности.
15.
В "Кабинет отца" вошли экспонаты, связанные с Московским университетом и московской профессурой, друзьями и гостями Бугаевых (среди которых был и Лев Толстой), материалы, рассказывающие о жизни Белого в Советской России, о работе над последним романом "Москва", в котором прототипом главного героя профессора Коробкина стал профессор Н.В. Бугаев.
16.
Из кабинета по коридору путь ведет в другие помещеня. Я заметил, что планировка этой квартиры весьма напоминает квартиру Скрябина. Особенности в наличии внутреннего коридора, куда выходили почти все комнаты, а также наличие межкомнатных дверей. Получалось в большинстве комнат по две, а то и по три двери.
17.
Вот мы и в гостиной. Она практически освобождена от стационарной музейной экспозиции. Ее сохранили в первоначальном назначении - в память о собраниях "Аргонавтов", здесь происходивших, а также о многочисленных гостях квартиры Бугаевых. Сегодня, как и прежде, это место проведения встреч, музыкальных вечеров, научных семинаров, конференций, книжных и журнальных презентаций и, конечно же, литературных и художественных выставок.В центре - выход на балкон.
18.
Экспозиция "Столовой" решена в традиционном для литературных музеев ключе. Помещенные здесь книги, рукописи, фотографии, мемории и другие материалы позволяют рассмотреть биографию писателя во всем ее драматизме и в контексте времени. Ведь Андрей Белый, вступивший в литературу в эпоху Серебряного века русской литературы, пережил революцию, был в эмиграции в Германии и вернулся, подвергался в 1920-1930-е годы жесточайшей критике и гонениям.Все эти материалы являются своеобразным пояснением к центральному экспонату музея - "Линии жизни". Это разноцветное графическое панно представляет собой подробную автобиографию Белого, но не написанную, а нарисованную, вычерченную в весьма эффектную и подробную схему. На стене слева.
19.
В Советском Союзе имя Андрея Белого, символиста и мистика, было фактически под запретом, и надеяться на открытие музея могли лишь безумцы. В 1930-е годы, как уже отмечалось ранее, дом, в котором жил писатель, отдали под коммуналки, потом в нем разместилось Министерство Иностранных дел. В 1988 году мемориальная квартира поступила в распоряжение Государственного музея А.С.Пушкина. В конце 1990-х в ней была организована временная выставка, на которой демонстрировались материалы, поступающие в фонды будущего музея Андрея Белого. Открытие "Мемориальной квартиры Андрея Белого" состоялось 31 августа 2000 года.