У Скрябина в Большом Николопесковском

Jul 03, 2015 01:25

Ещё музеи Москвы
Оригинал взят у doc-chaevАлексадр Николаевич Скрябин. Мемориальный музей
Москва музейная

Начало XX века Россия встретила глубокими изменениями в культурной жизни. Затронули они и музыку.


В то время продолжалась творческая деятельность Римского-Корсакова и его ученика Глазунова. Творчество Лядова с большой тонкостью воплотило образы народной сказочной поэзии. Центральной фигурой московской музыкальной жизни стал Танеев - замечательный композитор, пианист, дирижер и педагог. Выдвинулся Рахманинов - гениальный композитор, продолжатель традиций Чайковского. Творчество композиторов Ляпунова, Глиэра, Метнера развивало традиции русской музыкальной классики. В предреволюционные годы начали свой творческий путь Прокофьев и Мясковский. Центральной фигурой не только русского, но и зарубежного модернизма постепенно становится Игорь Стравинский. Выдающимся представителем модернизма стал Николай Александрович Скрябин, в музей которого я вас приглашаю.Жизнь и творчество Скрябина были тесными узами связаны с Москвой. В этом городе он родился, провел все детство и юность, здесь протекли годы его учения, художественного созревания и вступления в пору творческого расцвета. Здесь же безвременно оборвался жизненный путь композитора.

Музей Скрябина по-своему уникален. Мало найдется мест, посвященных великим людям, где бы сохранилась полностью атмосфера, предметы быта и прижизненная обстановка. И в этом кроются трудности для повествователя. В музеях, где я был до этого, схема была стандартной. Каждое помещение отражало определенный этап жизни, будучи заполненным "типологическими" предметами. В случае со Скрябиным - все подлинное. Поэтому мне придется предварить экскурсию по музею краткой ( а может и общирной) биогафией композитора.

Предлагаю продолжить чтение под музыку известного этюда Скрябина (оп.8 соч.12). Исполняет автор.

image Click to view


Семья Скрябина принадлежала к московской дворянской интеллигенции. Многие представители рода были военными: дед композитора служил в артиллерии, прадед был лейтенантом флота, двое дядей (братьев отца) работали воспитателями в кадетских корпусах. Однако отец композитора, Николай Александрович Скрябин, не последовал семейной традиции. Он получил образование в Московском университете, на юридическом факультете. Еще будучи студентом, Н. А. Скрябин женился на молодой пианистке Любови Петровне Щетининой, незадолго перед тем блестяще окончившей Петербургскую консерваторию. Обаятельный внешний облик матери Скрябина запечатлен на портрете, написанном ее братом, художником Щетининым. Портрет этот висел всегда на видном месте в кабинете композитора, его можно видеть и теперь в Музее А. Н. Скрябина.



2.
Родителям не довелось, впрочем, сыграть заметной роли в жизни и воспитании их гениального сына, родившегося 6 января 1872 г. Буквально накануне его рождения Любовь Петровна приехала с мужем в Москву из Саратова, где Н. А. Скрябин некоторое время работал как адвокат. В дороге она простудилась. Вскоре у нее обнаружился туберкулез. Пребывание по совету врачей в теплом южном климате не помогло. Весной 1873 года молодая женщина скончалась в австрийском горном курорте Арко. После смерти жены отец завершил курс в университете, а затем уехал в Петербург. Здесь он окончил Институт восточных языков и получил назначение на дипломатическую работу в Турцию. Начав с должности переводчика при русском посольстве в Стамбуле, он дослужился до звания генерального консула. Женившись позднее на молодой итальянке и обзаведясь новой семьей, Скрябин-отец лишь изредка, раз в несколько лет виделся с сыном, хотя постоянно переписывался. Его портрет тоже висит в музее.



3.
Таким образом, ребенок уже на втором году жизни оказался, по существу, без родителей. Все заботы о нем взяли на себя две бабушки - мать отца Елизавета Ивановна и ее сестра Мария Ивановна - и тетушка Любовь Александровна, сестра отца. Окруженный тремя души в нем не чаявшими женщинами, маленький Саша, рос в тепличной обстановке. Признаки незаурядной музыкальной одаренности проявились у Скрябина очень рано. По воспоминаниям Любови Александровны, маленький трехлетний Саша нередко подходил к ней и просил: «Тетя, посади». Это значило - посадить его к роялю. «Когда я брала его на руки,- рассказывала Любовь Александровна,- клала его ручки на свои и играла ему что-нибудь, личико его делалось радостным. Иногда я сажала его на подушку... он все что-то наигрывал одним пальчиком». Музыкальный слух и память Саши поражали окружающих. С ранних лет он по слуху легко воспроизводил различную, услышанную один раз музыку, подбирая ее на рояле или на других попадавшихся под руку инструментах.Родные решили показать мальчика А. Рубинштейну, который хорошо знал и помнил его мать. Проверив музыкальные данные Саши, великий пианист сказал: «Не троньте ребенка, дайте ему развиваться свободно, со временем все придет само собой». Незаметно подошло время подумать об общем образовании Саши. Отец хотел, чтобы он поступил в лицей. Однако родные уступили желанию всеобщего любимца пойти по традиционной для семьи Скрябиных военной стезе. И вот осенью 1882 года десятилетний Александр Скрябин был принят во 2-й Московский кадетский корпус, помещавшийся в Лефортове. На вото А.Скрябин с отцом.



4.
Новоиспеченный кадет оказался в корпусе на привилегированном положении. Жил он у одного из своих дядей, занимавшего в качестве воспитателя большую казенную квартиру, в которой был и рояль. На воскресенья и на праздничные дни его отпускали домой. От ряда специальных военных дисциплин он был освобожден. Учение в корпусе, таким образом, не мешало развитию дарования Скрябина. К этому времени относится начало его страстного увлечения Шопеном. Рассказывают, что ноты с произведениями великого польского композитора он иногда даже клал на ночь под подушку. Постепенно созрело решение Скрябина поступить в консерваторию. Продолжая учение в корпусе, он стал заниматься частным образом сначала у Г.Конюса, известного впоследствии музыковеда и композитора, а в то время студента консерватории. Потом у видного московского педагога Н. Зверева. Строгость и требовательность к ученикам сочетались у него с чисто отеческим к ним отношением. Многие ученики Зверева жили в его доме на полном пансионе. Среди них в это время было несколько выдающихся музыкантов, прежде всего, С. В. Рахманинов, а также известные также впоследствии пианисты Л. Максимов, М. Пресман и другие. По воскресеньям Зверев устраивал обеды, на которых присутствовали многие представители музыкальной Москвы, иногда бывал и П. И. Чайковский. После обеда перед гостями выступали ученики Зверева, в их числе и Скрябин. Зверев очень любил Скрябина, которого нежно называл Скрябушкой, но ценил в нем больше пианиста, чем композитора. На фото Н.Зверев в окружении учеников. Скрябин - в левом нижнем углу, Рахманинов - за спиной педагога. Эта фотография висит в кабинете А.Н.Скрябина.



5.
В январе 1888 года в возрасте 16 лет Скрябин поступил в консерваторию. Он был принят без экзамена прямо в класс контрапункта Танеева, у которого до поступления брал уроки. По традиции, существовавшей в то время в Московской консерватории, те, кого Танеев считал возможным взять в свой класс, зачислялись без экзамена, настолько велик был авторитет Сергея Ивановича - замечательного педагога и ученого-теоретика, в те годы также и директора консерватории. Одновременно Скрябин был принят также в класс фортепиано. Здесь его педагогом стал Василий Ильич Сафонов, крупный музыкальный деятель, пианист и дирижер. Очень скоро Скрябин наряду с Рахманиновым обратил на себя внимание педагогов и товарищей. Оба они заняли положение консерваторских «звезд», подававших наибольшие надежды. Скрябин с большим упорством работал над овладением пианизмом. Года за полтора до окончания консерватории Скрябин так усердно занялся технически очень трудными произведениями - «Исламеем» Балакирева и фантазией Листа на темы оперы Моцарта «Дон-Жуан», что переиграл правую руку. Заболевание оказалось настолько серьезным, что знаменитый в то время врач Г. Захарьин резко заявил юноше, что дело непоправимо. Однако Скрябин не захотел сдаваться. Для общего укрепления сил он поехал лечиться кумысом в Самарские степи, потом начал делать специальные упражнения для руки и постепенно смог снова вернуться к пианистической работе. После двух лет занятий композицией у Танеева, в 1890 году он перешел в класс А. Аренского, с которым отношения не сложились, что привело к тому, что Скрябин бросил занятия композиций. По окончанию он получил Малую золотую медаль, в то время как Рахманинов, тоже занимавшийся у Аренского - Большую. На фото учителя и однокашники Скрябина - Л.Конюс., Н.Морозов, А.Аренский и С.Рахманинов.



6.
В феврале 1894 года Скрябин впервые выступил в Петербурге как пианист - исполнитель собственных произведений. Здесь он познакомился с известным музыкальным деятелем М. Беляевым. Это знакомство сыграло важную роль в начальном периоде творческого пути композитора. М. Беляев, богатый лесопромышленник, был страстным любителем музыки, особенно русской. Значительную часть своих денежных средств он выделил на популяризацию отечественной музыки и на материальную поддержку русских композиторов. Постепенно вокруг Беляева сложился кружок, ставший основным центром объединения петербургских композиторов. Деятельность Беляева имела большое значение для развития русской музыки этого периода. Выдающийся художественный критик В. Стасов сравнивал заслуги Беляева перед музыкой с заслугами П. Третьякова в изобразительном искусстве. Ниже портрет М.Беляева работы Репина.



7.
Твердо уверовав в талант Скрябина, Беляев выделил его на особое место. Он оплачивал его сочинения самыми высокими гонорарами, выдавал щедрые авансы в счет будущих работ. Почти ежегодно на протяжении последующих лет Скрябину присуждались также Глинкинские премии (которые Беляев сам лично назначал, не раскрывая своего имени). Благодаря всему этому композитор был избавлен от материальных забот и получил возможность всецело отдаваться творчеству. Через Беляева завязались отношения Скрябина с Римским-Корсаковым, Глазуновым, Лядовым и другими петербургскими композиторами. В свои приезды в Петербург Скрябин встречался с представителями тамошнего музыкального мира на «пятницах», а также в доме Римского-Корсакова, куда его приводил обычно Лядов. Начиная с середины 90-х годов развертывается исполнительская деятельность Скрябина. Он выступает с концертами из своих сочинений в различных городах России - в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, Одессе, а также за рубежом.

Послушаем его концерт для фортепьяно с оркестром фа-минор.

image Click to view


В начале 1898 года в Париже состоялся большой концерт из произведений Скрябина, в некотором отношении не совсем обычный: композитор выступил вместе со своей женой - пианисткой Верой Ивановной Скрябиной (урожденной Исакович), на которой женился незадолго до этого. Из пяти отделений сам Скрябин играл в трех, в двух остальных - Вера Ивановна. Концерт прошел с огромным успехом. На фото А.Скрябин с В.Скрябиной.



8.
По мере увеличения семьи возрастали расходы. Средств, которые Скрябину давало его творчество, оказывалось недостаточно. Поэтому он принял сделанное ему Сафоновым (ставшим к тому времени директором консерватории) предложение взять на себя руководство классом фортепиано в консерватории и с осени 1898 года вступил в число ее профессоров. В памяти учившихся того время сохранился облик «нового молодого профессора, всегда элегантно одетого, изящного... Постоянно выдержанного, предупредительного, с несколько странным, не то затуманенным, не то куда-то уходящим взглядом».Начиная с 1894 года появляются лучшие скрябинские фортепианные произведения первого периода его творчества. До самого конца 90-х годов он продолжает создавать почти исключительно для любимого инструмента. Потом переходит к написанию сонат, симфоний и оркестров. 1903 год был ознаменован не только огромным творческим подъемом, но и н существенными изменениями внешних условий жизни Скрябина. Весной этого года композитор бросил тяготившую его работу в консерватории. Маргарита Морозова, известная меценантка, предложила ему ежегодную денежную субсидию в 2400 рублей.

В феврале 1904 года Скрябин выехал на несколько лет за границу. Начался новый период в его жизни - период странствований. Ближайшие годы Скрябин провел в различных странах Запада - в Швейцарии, Италии, Франции, Бельгии, побывал также в Америке. Всего дольше жил он в Швейцарии - в общем, с перерывами, около двух с половиной лет. К этому времени случились изменения и в личной жизни композитора. Встреча с Татьяной Шлёцер переменила жизнь Скрябина и подвела его к разрыву с законной супругой, Верой Ивановной. Уход Скрябина из семьи без расторжения брака к Татьяне Шлёцер был крайне неоднозначно воспринят его родственниками, друзьями, знакомыми, а также в артистических и околомузыкальных кругах. Она родила троих его детей: Ариадны (1905), Юлиана (1908) и Марины (1911). На фото Т.Шлёцер с детьми.



9.
В феврале 1906 года Скрябин с Татьяной Федоровной и их первым ребенком - дочерью Ариадной - перебрались в Швейцарию, в Женеву. Слава Скрябина росла, но денежные проблемы продолжали его преследовать. Изыскивать деньги приходилось с помощью интенсивной концертной деятельностьи. В то время Скрябин ищет новые художественные выразительные средства и думает о синтезе искусств: звуке, свете, слове и изображении. Большим шагом на пути к этому стало создание "Прометея", который являлся концертом для рояля с оркестром в обычном смысле. Но было множество необычных новаций. Наиболее необычная деталь огромной, доходящей до 45 строк партитуры «Прометея» - специальная нотная строчка, помеченная итальянским словом «Luce», то есть «свет». Она предназначена для особого, еще не созданного инструмента - «световой клавиатуры», конструкция которого самому Скрябину представлялась лишь приблизительно. Первое исполнение состоялось (без световой части) 15 марта 1911 года под управлением Кусевицкого, при участии автора в качестве исполнителя фортепианной партии. «Прометей» породил, по выражению современников, «ожесточенные споры, экстатический восторг одних, глумление других, большей же частью - непонимание, недоумение». В итоге, однако, успех был огромный: композитора забросали цветами, в течение получаса публика не расходилась, вызывая автора и дирижера. Ниже - исполнение "Прометея" современными средствами.

image Click to view


И тут мы подходим непосредственно к эскурсии в музей. А.Н.Скрябин снял второй этаж этого арбатского особняка у профессора Московского университета А.А.Грушки в 1912 году.



10.
Профессор предлагал более длительный срок аренды, но Скрябин сказал, что квартира ему нужна имено на три года. Договор был подписан 12 апеля 1912 года. Двухмаршевая лестница ведет на второй этаж, к единственной расположенной там квартире.



11.
Посетителя встречает элегантная прихожая, где находится достижение прогресса - телефон. Надо сказать, что эта квартира заинтересовала Скрябина, потому что имела телефон и электрическое освещение.



12.
Высокие двери ведут в рабочий кабинет А.Н.Скрябина, самую большую комнату квартиры.Налево от входной двери - фотографии Скрябина, его родных и близких О некоторых я писал выше. Рояль "Бехштейн", подаренный Скрябину знаменитой немецкой фирмой в 1912 г. Большой стол и кресло в стиле мрдерн были привезены Скрябиным из Брюсселя. Виден парадный костюм композитора в витрине за стеклом.



13.
Кабинет с другой стороны. Виден портрет матери композитора, о котором написано выше. У стены - книжный шкаф, тоже бельгийской работы, в котором собрана библиотека композитора. Книги по музыке, философии, сборники поэзии. На столе световой аппарат, сделанный по заказу Скрябина его другом, физиком А.Мозером. Нажимая кнопки, Надежда Федоровна сопровождала игру Скрябина на рояле, когда у них собирались гости.



14.
Следующая комната гостиная. Стены украшены полотнами дяди Скрябина, художника Н,П,Щетинина. В простенке между окнами висит портрет отца композитора - Н.А.Скрябина.. Я приводил его выше. Здесь же второй рояль, фирмы "Беккер", подаренный по случаю окончания консерватории М.Беляевым. На консоли - бюст Скрябина работы скульптора С.Судьбинина.



15.
Потом столовая. Мебель очень модного стиля модерн. Скрябин любил уют, домашние трапезы с друзьями. Его кресло всегда стояло спиной к окну, так как он не любил яркого света. Много подарков в виде посуды, рисунков и фотографий.



16.
Из столовой дверь ведет в комнату девочек. К сожалению, в 1919 г. в ней случился пожар и обстановка не уцелела. Сейчас эту комнату используют как экспозицию документов, связанных с различными этапами жизни и творчества А.Н.Скрябина.



17.
Вдоль этой анфилады комнат тянется темный коридор, откуда был вход в комнату сына А.Н.Скрябина - Юлиана, подававшего большие надежды пианиста и композитора. Он погиб при невыясненных обстоятельствах в годы Гражданской войны. Эта комната сейчас используется как служебное помещение. Дальше по коридору - кухня и туалет.



18.
Еще одно помещение - это спальня. Она имеет две двери. Одна в прихожую, другая в коридор. При жизни Скрябина здесь стояло две кровати, но во время его болезни одну вынесли, но так и не вернули. Над кроватью фотоснимок А.Мозера, сделанный в момент, когда Скрябин ставит последнюю точку в своем "Прометее". На этой кровате композитор умер. Он простудился в феврале 1915 г., когда давал концерт в Петрограде. Вернувшись в Москву, Скрябин через несколько дней почувствовал себя нездоровым и 20 апреля слег. У него появился карбункул на губе, такой же, какой сделался год тому назад во время его пребывания в Лондоне. Однако на этот раз нарыв оказался злокачественным, вызвав общее заражение крови. Температура сильно поднялась. Ранним утром 27 апреля Александра Николаевича не стало. Ровно в день, когда истекал 3-летний срок аренды квартиры.



19.
Когда в 1918 году составляли список наиболее выдающихся деятелей мировой революционной мысли, науки, культуры и искусства, память которых должна быть увековечена, А.В.Луначарский, его горячий поклонник, включил туда и имя Скрябина. В 1922 году в помещении последней квартиры композитора был организован музей, где бережно сохранена обстановка, в которой он жил и творил. Ныне музей является основным хранилищем документов жизни и творчества Скрябина, важнейшей базой изучения его наследия.

Адрес музея: Большой Николопесковский переулок, д. 11. Проезд: Ст. м. "Смоленская" или "Арбатская" (Арбатско-Покровская линия). Режим работы:* Cреда, пятница - воскресенье - c 11.00 до 19.00, четверг - с 13.00 до 21.00. Понедельник, вторник - выходные. Последняя пятница месяца - санитарный день.

20-й век, революции и перевороты, ретро и старина, архивы_источники_документы, наследие, экскурсии, известные люди, культура, искусство, мужчины, памятники и достопримечательности, нравы и мораль, видео, современность, семья, эпохи, российская империя, музеи и выставки, фото и картинки, музыка и песни, интеллигенция, биографии и личности, москва

Previous post Next post
Up