О нескромных достоинствах скромного экспонометра. Sekonic 408.

Aug 07, 2012 13:08

    Купив среднеформатную камеру Pentacon Six я сразу задумался о том, как и чем буду замерять свет. Замерной TTL призмой пользоваться не захотелось, после того, как я заглянул в ее видоискатель: изображение темное и поле зрения явно меньше 80%. Поэтому для фокусировки я решил использовать шахтный видоискатель с лупой, а для замера света - внешний экспонометр, который мне и предстояло выбрать.

    При съемке портретов я чаще всего пользуюсь замером по падающему свету, поскольку интегральный замер по отраженному свету часто приводит к возникновению ошибок при выборе экспозиции. Даже на моем Pentax MZ 5 n в контрастных сценах матричный замер не идеален, не говоря уже о центровзвешенном замере. К тому же для более серьезной работы требуется знать не только точную экспозицию для среднесерой зоны, но представлять динамический диапазон сцены, и иметь возможность замерить импульсный свет от вспышки.

Поэтому основными критериями при выборе внешнего экспонометра для меня были следующие:
- Возможность замера экспозиции по падающему свету;
- Замер импульсного света (флэшметра) без синхрокабеля с выдержкой 1/30 сек (выдержка синхонизации Pentacon Six);
- Spot замер точкой (желательно встроенный) с памятью минимум трех значений;
- Работа в режиме приоритета выдержки и диафрагмы;
- Компактность;
- стоимость в пределах $100 -$ 150.

В результате поисков, я нашел несколько экспонометров, которые могли бы удовлетворить мои запросы: профессиональные KENKO 1100, SEKONIC L-758, более дешевые Sekonic 308, 558 и 358, Minolta Flash meter V, и с натяжкой Minolta Flash meter IV, старенький Gossen PROFISIX sbc с кучей редких насадок, и Gossen Starlight. Но, к сожалению, цена на эти приборы (даже б/у) с учетом доставки и покупки Spot насадки оказывалась выше $300. К тому же некоторые при своей дороговизне обладали еще и серьезными недостатками, например, необходимостью покупки дорогой и редкой Spot насадки, либо литиевой батарейки, отсутствием замера импульсного света без синхрокабеля и т.д.

В конце концов я уже решил и дальше пользоваться для замера падающего света своим стареньким медленным GOSSEN SIXTOMAT, Spot замер делать с помощью цифрового Canon 400d. А для замера импульсного света купить какой-нибудь дешевый флэшметр. Но неожиданно я нашел то, что искал: оказалось, что недорогой Sekonic 408 обладает всеми нужными мне достоинствами. Правда этот приборчик оказался довольно редким, и найти его на вторичном рынке непросто. К тому же Spot замер всего лишь на 5 градусов, а не 1 градус. Но поскольку «честная» точка для меня не являлась основным критерием выбора, я выбрал именно Sekonic 408. На ebay.com (с учетом доставки) этот прибор можно купить за $140 -$170, что я и сделал.

Хочется более подробно остановиться на достоинствах этого прибора.



Эргономика:
Sekonic 408 довольно компактный, легко помещается в кармане. Управление может осуществляться одной рукой, он удобно в ней лежит.



Кнопки прорезиненные, четко располагаются под пальцами. Экспонометр обладает 4 классом влагозащищенности. Вес 180 грам.

Дисплей
Дисплей информативен: видно значение диафрагмы, выдержки, ISO. Промежуточные значения стопов 1/3, ½ или 2/3 указываются в виде полукруга.



При выборе режима приоритета выдержки появляется аналоговая шкала, на которой отражаются значения замеров.

Замер падающего света
Замер падающего света осуществляется в двух основных режимах: когда молочная сфера поднята (обычный замер)



и когда сфера утоплена (получается «плоская» насадка для замера падающего света от одного источника). Эти два режима переключаются вращением кольца, которое расположено вокруг сферы.



Добавлю, что второй режим предназначен для замера падающего света при контрастном освещении, либо для индивидуального замера света от одной из вспышек.

Замер импульсного света
Функция флэшметра в Sekonic 408 реализована на «отлично»: включается одной кнопкой,



возможен замер импульсного света без синхрокабеля и с синхрокабелем, для которого имеется специальный разъем.



При этом двумя кнопками, расположенными под указательными пальцами, можно просматривать экспопары, в режиме приоритета диафрагмы, или приоритета выдержки. Важно, что для последнего режима есть все возможные скорости синхронизации камеры со вспышкой: от 1 секунды до 1/500 секунды, включая диковинные по сегодняшним меркам 1/30 у Pentacon Six или, например, 1/75 у Pentax LX. Если в сцену включено естественное освещение, то можно вести расчет, исходя именно из той скорости синхронизации, которая есть на камере.



Возможен мульти замер с памятью на 9 значений.
В режиме без синхрокабеля экспонометр непрерывно замеряет свет вспышки в течение 90 секунд, что очень удобно.

Spot замер
Точечный замер необходим, когда объект съемки находится далеко от камеры. Это бывает не только при съемке пейзажа или архитектуры, но при съемке портрета. Для того чтобы рассчитать диапазон сцены, в Sekonic 408 есть возможность записать в память до 3х значений измерений. А затем по аналоговой шкале выбрать необходимую экспопару.



Для переключения экспонометра в этот режим нужно всего лишь большим пальцем сместить заглушку вниз.



При этом в окошечке отобразиться значок спотметра и откроется видоискатель.





Spot в 5 градус, конечно хуже, чем 1 градус, но мне его вполне хватает, поскольку в сцене редко бывают значимые участки с размером менее 5 градусов.



Более подробно о зонной теории при замере экспозиции можно почитать в этой статье: http://www.si-foto.com/ideya-zonnoy-teorii-v-opredelenii-ekspozitsii/

Питание
Для работы экспонометра нужна обычная пальчиковая батарейка AА, которую можно купить в любом магазине.



В покое прибор сам автоматически выключается через 10 минут.

sekonic 408, pentacon six, техника

Previous post Next post
Up