Наплавные мосты Руси-России

Jan 22, 2012 10:10

Дополнение к записи «Киевская Русь. Часть III».

Изучая происхождение Киева можно обнаружить документальные упоминания о переправе через Днепр в интересующем районе. Предлагаю подборку рисунков и фотографий, подтверждающих саму возможность и фактическую реализацию подобных переправ.

Аналогичные сооружения были известны с глубокой древности. Геродот (5 век до н.э.) сообщает, что при походе в Скифию персидский царь Дарий (522-486 гг. до н.э.) для переправы своей армии через Босфор и Дунай приказал ставить борт к борту корабли, поверх которых укладывался деревянный настил. Его преемник Ксеркс (486 - 465 гг. до н.э.), который предпринял поход на Грецию, при сооружении подобной переправы через Босфор приказал для удержания кораблей от сноса течением свить канат, и протянуть его через пролив.

Нашлись документы про киевские переправы, но сначала в истории как всегда отметился Рим.



На рисунке приведена схема строительства упрощенного свайного моста.


Римские технологии часто называют синонимом военных технологий. Всемирно известные дороги, ведущие исключительно в Рим, были построены не для ежедневного пользования, они имели военное значение. Никакие «пробки» на них возникнуть не могли по определению. Благодаря дорогам легионы быстро добирались до места назначения и также быстро возвращались. Той же цели служили и римские понтонные мосты.

Это детище уже Юлия Цезаря. В 55 году до н.э. он построил понтонный мост через Рейн. Длина моста была около 400 метров. Рейн немецкие племена традиционно считали своей защитой от римского вторжения. И вот тебе на.

Мост был построен всего за десять дней, при этом использовались только пиломатериалы. Цезарь захотел пересечь Рейн и он это сделал.

Возможно, такая же история сопровождает и понтонный мост Калигулы, построенный через море между Байи и Пузуоли (Baiae and Puzzuoli), длиною примерно в 4 км. Предположительно, Калигула соорудил этот мост после того, как услышал от прорицателя, что у него есть примерно такой же шанс стать императором, как и возможность пересечь залив Байи на лошади. Калигула воспринял пророчество как вызов, и соорудил этот самый мост. Источник: http://u.to/z8lyAQ

Киев-перевоз через Днепр, 1695 г.

А вот и Русь. Прошло много веков после мостостроителя Цезаря. Возникла необходимость переправы через Днепр для обслуживания сухопутных путей торговцев и паломников. Благодаря перевозу здесь на Днепре рядом с Киево-Печерским монастырем встал город. Многие древние переправы послужили началом городов, например в Германии. Там от переправ возникли Франкфурт (переправа Франков), Оксенфурт (переправа для скота) и др. Старинный Киев-перевоз в глубине истории дал название и самому городу. А историки поздних веков даже назвали от него и саму Русь Киевской.




Схема переправы через Днепр в районе Киева, автор стольник Иван Ушаков, 1695 г.

Источник http://lib.rus.ec/b/212915/read

Понтонный мост, удерживался на течении реки киями (шестами), вбитыми в дно Днепра. Он состоял из двух частей. Одна часть соединяла левый берег Днепра с Рыбальским островом, который в те времена был длиннее, другая была перекинута через реку Почайну и соединяла остров с правым берегом.

На схеме виден бревенчатый настил, торчащие из воды сваи (кии), к которым привязаны лодки, находящиеся под настилом. Разводная секция расположена у правого берега Днепра. Для пропуска судов она подтягивалась вверх, к свае, на схеме более удаленной от перевоза, чем остальные.

Мосты через Москву-реку. 1476 г.

Наличие многих мостов через Москву-реку в черте города подтверждает Амброджо Контарини посол Венеции: «Город Москва стоит на небольшом холме; замок и весь остальной город - деревянные. Река, называемая Москва, проходит через середину города и имеет много мостов. Город окружен лесами». Посол был в России проездом и любовался московскими мостами с августа 1476 года по январь 1477 года.

Не остались в стороне и наши художники. А.М. Васнецов, «Московский Кремль при Иване III».  http://www.bibliotekar.ru/kVasnecovApp/15.files/image001.jpg




Этот мост много раз перестраивался, имея собственное название - Москворецкий.

Века спустя после визита Контарини уже 28 мая 1987 года, когда СССР праздновал очередной День пограничника, на современный Москворецкий мост приземлился 19-летний немец Матиас Руст на маленьком спортивном самолете "Сессна-172". Руст, не имея въездной визы, пересек советскую границу, пролетел 800 км над территорией СССР и посадил свой самолет в центре Москвы.

Самолет с левым разворотом и снижением заходил на посадку между Спасской башней Кремля и собором Василия Блаженного. Русту не удалось посадить самолет прямо на Красную площадь, на площади находилось много людей. Сделав еще один разворот над гостиницей "Россия", он пошел на снижение, приземлился на середине Москворецкого моста и вырулил на Васильевский спуск.

После приземления Матиас начал раздавать автографы. Некоторое время этот мост в народе называли Шереметьево-3. Летчик был осуждён на 4 года, а многие военачальники поплатились погонами. У каждого моста своя история. Источник: http://ria.ru/politics/20020528/156496.html




Источник фото: http://photo.qip.ru/photo/arazm/2319842/xlarge/115553176.jpg

Мост через Оку, Нижний Новгород.

Как прекрасно, что в семейных архивах сохраняются старые открытки.




В центре рисунка на стрелке Оки и Волги виден собор Александра Невского, а на реке множество судов перед понтонным мостом.

Источник http://vasily-sergeev.livejournal.com/3101807.html#cutid1




Фото автора. Вид почти с той же точки. Это 2010 г. Современный мост там же, где стоял и старый понтонный. Справа на фотографии виден собор Александра Невского.

Мост через Неву, Петербург, 1727 г.

Всего в Петербурге в дельте Невы было 11 больших наплавных мостов. Первый из них - Исаакиевский. Его навели в 1727 году по приказанию князя А. Д. Меншикова, фактического правителя России в то время. Мост связал Васильевский остров с левым берегом Невы немного западнее Адмиралтейства - там, где стояла Исаакиевская церковь, от неё мост и получил своё название.




Рисунок моста 1732 года. Источник: http://www.ilovepetersburg.ru/sites/default/files/history_1/vid_na_isaak_most_875x600.jpg

Под руководством корабельного мастера бомбардира-лейтенанта Ф. Пальчикова в 1732 году Исаакиевский мост был построен заново. Он состоял из ряда барок-плашкоутов, поставленных на якорях. На барках были уложены прогоны и настил. Для пропуска судов мост имел в двух местах разводные части.

С каждого, кто пользовался мостом, взималась плата согласно введенному тарифу. С пеших - 1 копейка, с возов - 2 копейки, с карет и колясок - 5 копеек, с 10 мелких скотин - 2 копейки, с судов (с разводом моста) - 1 рубль. Бесплатно пропускались лишь дворцовые кареты, дворцовые курьеры, участники церемоний и пожарные команды. Плата за проезд была отменена в 1755 году.

Исаакиевский мост наводился ежегодно в летний сезон в течение 184 лет. 11 июня 1916 года от искры проходившего по Неве буксира деревянный мост воспламенился и сгорел.

Гранитные устои со стороны Университетской набережной и со стороны площади Декабристов - немые свидетели существовавшего здесь некогда Исаакиевского моста - первого наплавного моста через Неву.

Понтонный мост в Орше, 1895 г.

В прошлые века в России понтонные мосты связывали берега не только в столицах.

На снимке недалеко Днепр, а это река Оршица.




Источник:  http://orshagorodmoy.info/forum/24-170-1

Военные мосты Киева в 1941 г.

Много мостов знал Днепр в разные века.

При отступлении Красной Армии в 1941 году все красавцы мосты через Днепр были взорваны.

Ниже показаны фотографии сделанные предположительно немецким унтер-офицером, хозяином альбома, который подобрал кто-то из киевлян после отступления фашистов с киевской земли. Источник фото: http://reibert.livejournal.com/50011.html




Разрушенный мост им. Е. Бош.




Немецкая автоколонна движется по понтонному мосту на левый берег Днепра.

Понтонный мост через Оку, г. Муром, 2009 г.

И в наши дни подобные мосты имеют широкое применение.




Источник http://fotki.yandex.ru/users/edvardfoto/view/413626/?page=0

Понтонный мост через Днепр, в Дубровно, Витебская область. 2007 г.

Длина моста 110 м., грузоподъемность 20 тонн.




Источник: http://para.by/media/para.by/base/news_text_1623.jpg

Мост В. Даля через Вислу. 1831 г.

Просто не могу не упомянуть мост, сооруженный самим Владимиром Далем, автором знаменитого Словаря. Великие люди велики во всем.

Только вернулся военный врач В. Даль из турецкого похода, как в 1831 году его снова призвали на войну. На этот раз ему пришлось воевать с поляками. Здесь-то и совершил Даль свой удивительный подвиг, когда одним взмахом топора остановил целую армию. А дело было так.

Пехотный корпус, в котором Даль служил врачом, оказался прижат поляками к берегу реки Вислы. Для боя сил оказалось недостаточно, а отступление за реку невозможно, мост сожгли поляки. Двенадцатитысячная армия противника готова обрушиться на небольшой русский отряд.

И тут дивизионный врач Даль применил навыки инженерного дела, которые получил, учась в морском корпусе. Вокруг заброшенного винокуренного завода, где Даль расположил раненых, валялось множество пустых бочек. Из подручных материалов под руководством врача Даля в кратчайшие сроки был построен необыкновенный мост через Вислу. По этому мосту переправились не только солдаты и лошади, но даже застрявший из-за отсутствия моста артиллерийский обоз.

К опустевшему берегу подошли передовые отряды польского войска. Несколько вражеских офицеров ступили на мост. К ним подошел Даль и объявил, что он врач, а в помещении завода якобы находятся больные и раненые. Так, беседуя, они шли по мосту, а следом за ними пошла польская кавалерия.

Дошли до середины моста, и тут Даль прыгнул на одну из бочек, где лежал заранее припасенный топор. Именно в этом месте врач-инженер хитрым образом связал канаты, скрепляющие весь мост. Поляки не успели опомниться, как Даль взмахнул топором - и вся переправа распалась на части. Бочки, лодки, плоты, а вместе с ними и всех, кто был на переправе, понесло вниз по Висле. Даль благополучно доплыл до берега и был встречен восторженными криками наших солдат.

Так находчивость и отвага дивизионного врача спасла русское войско. Как же отнеслось к этому подвигу военное начальство? Оно объявило Далю… выговор за «неисполнение прямых обязанностей»! Совсем иначе оценил его заслуги царь Николай I, который личным указом наградил Даля боевым Владимирским крестом с бриллиантами и бантом. Источник: http://subscribe.ru/group/vozrozhdenie/913123/

Отдельное жаль, что не нашел рисунка о событиях вокруг моста инженера, врача и великого лингвиста Даля. Может кто-нибудь из художников вдохновится.

Даль хорошо учился и прекрасно знал историю. Это и подсказало ему спасительную идею сделать мост из винных бочек. Да и песни известны, вот, например, про «славный корабль - омулевая бочка». А ещё ульи, скворечники, мини-сауны, клетки для кроликов и много чего ещё. Изобретателен наш народ, просто чудо.

Вот в который раз говорю, - Учите историю ребята, и в жизни не пропадёте.

Поразмышляем.

Этот понтонно-бочковой мост наводит на интересные размышления. Если бочки  и лодки были на Руси известны издавна, то и «понтонные» мосты умельцы вполне могли делать, не особо напрягаясь.

Обозримая история человечества показывает, что к неразрешимым пока загадкам древних пирамид и рисунков пустыни Наска строительство понтонных мостов явно не относится. Была бы на то необходимость и желание.

И конечно сделаем вывод.

Много мостов разного типа работают сегодня на реках России. Само существование киев-перевоза ещё в летописные времена доказано. Даже ПВЛ о том сообщает.

Конечно вести историю города от невесть откуда взявшегося легендарного князя красивее, чем от прозаичного паромщика Кия. Но переправа дело, безусловно, полезное, а из исторической песни слово не выкинешь.

В список по теме

Россия, Русь, История Руси

Previous post Next post
Up