Русь. Документы и термины.

Dec 28, 2011 14:47


Опираясь на достоверные подлинные документы можно развернуть нашу историю в увлекательную повесть. И она совсем не будет походить на «общепринятое мнение».

Личная жизнь Ярослава Мудрого.

В истории Ладоги XI века имеется загадка. И связана она с женитьбой князя Ярослава, прозванного впоследствии Мудрым.

Источник иллюстрации
На картине пока неизвестного художника видим неизвестную же красавицу с Ярославом.

Нет достоверной информации про двух жен Ярослава. Некоторые источники сообщают, что у князя были и подружки с правами жен.

Более известны и другие версии, но по-человечески как-то ближе та, что на картине. Но перейдём к общеизвестным.

По «Сагам об Олаве Святом» принцесса Ингегерда, выходя замуж за Ярослава получила в «приданое» город Альдейгаборг (Ладога) с прилегающими землями, которые получили с тех пор название Ингерманландии (земли Ингигерды).

По другим источникам этот жест Ярослав сделал по договоренности с отцом Ингигерды. Брак, безусловно, династический, а его цель очевидна - установление добрососедских отношений. Ярослав решил отдать спорный город Альдейгаборг-Ладогу за жену, всё равно город остается в семье. Став княгиней, принцесса приняла имя Ирина.

Первоначально Ингигерда должна была выйти замуж за короля Норвегии Олафа II, в качестве гарантии мира между Швецией и Норвегией, но Ярослав сделал шведам предложение, от которого они не могли отказаться, и увел невесту у Олафа почти из-под венца.

Новгородская демократия.

Зададимся вопросом. А как это князь Ярослав мог распорядиться территорией без согласия Веча Новгорода, когда отдавал Ладогу Ингигерде, будущей жене? Оказывается, мог. Ярослав и другие князья до 1136 года распоряжались в Новгороде по своей воле. До XII столетия это молодое княжество по укладу жизни не отличалось от других русских земель. Правда к обычности следует добавить особо высокий уровень грамотности населения и если верить современным картам то и значительную территорию.

Рассуждения о грамотности находят документальное подтверждение. Археологами найдено более 1000 берёст, которые написаны представителями разных слоев новгородского общества. Датировки грамот подтверждают возраст новгородской истории определенный по датам строений.

Самая древняя берестяная грамота относится к X веку, самая «молодая» - к середине XV-го. Самая древняя русская книга - Псалтирь XI века, которая более чем на полвека древнее Остромирова Евангелия. Псалтырь найдена в июле 2000 года.

Что касается современных карт Новгородской республики, то здесь мнения ученых расходятся и значительно. Многие относят эти пространства к другим центрам русской государственности.

Датировки ПВЛ о Новгородской истории подлинным документам не соответствуют. Отсюда и поиск пытливыми умами другого Новгорода не на Волхове, а того, что описан и датирован в летописях. Кому будем верить, вещественным доказательствам, дошедшим до нас или поздним копиям летописной Повести и устоявшимся мнениям? Кажется, в отношении Новгорода намечается тема по рассмотрению этого расхождения, а пока продолжим.

Княжеские грамоты относятся к периоду, реального, а не летописного начала княжения на Волхове. С XII века появляется укрепление Детинец и т.н. Рюриково Городище. Здесь и повели свои дела князья.

Как возникла республика?

Изучая этот вопрос, историки натолкнулись на две сохранившиеся грамоты. Одна грамота датирована 1130 годом, вторая 1148-м.




Прорись текста грамоты Мстислава 1130 года.

Грамота 1130 года начинается весьма торжественно: "Се яз Мстислав Володимир сын, держа Русску землю, в своё княжение повелел есмь сыну своему Всеволоду отдати Буице святому Георгию...". Начало грамоты от 1148 года скромнее: "Се яз князь великий Изяслав Мстиславич, по благословению епископа Нифонта, испрошав есми у Новгорода святому Пантелеймону землю село Витославиц...".

Сравним грамоты. В 1130 году Новгородские князья были полновластны. С 1148 года они вынуждены просить «у Новагорода» разрешение на свои земельные пожалования.

Круто изменили ситуацию выступление оппозиции и переворот, случившийся в 1136 году. Победили республиканские порядки. Вече превратилось в верховный государственный орган, появились выборные посадники, а лишённых государственной власти князей стали приглашать в Новгород как наёмных военачальников. Им было запрещено владеть землёй на территории новгородских волостей. Приглашенные князья не имели права даже селиться в пределах города, им отвели место, получившее у современных этнографов название «Рюриково Городище». Утвердившийся в Новгороде республиканский строй в неизменном виде просуществовал почти три с половиной столетия, вплоть до присоединения Новгорода к Москве. http://www.spsl.nsc.ru/history/descr/kn02.htm

Русская земля и Ярослав Мудрый.

Вы обратили внимание на первые две строки грамоты от1130 года? «Се яз Мстислав Володимир сын, держа Русску землю…». Вот оно документальное упоминание о Русской земле. А на юге? Начиная с XVII века, все учебники забиты историей про «Киевскую Русь», на эту же тему написано множество картин. А до того? А до того про Русь Киевскую тогдашние жители и понятия не имели. Такое не поминается подлинными документами, только поздними копиями.

В 1051 году пришел с Афона монах Антоний и начал копать первые пещеры будущей Киево-печерской лавры. И где здесь «Русская земля»? Даже в ПВЛ сказано «… и от тех варяг прозвалась русская земля». Варяги - пришли сначала на север, а уж затем...

Те варяги, что приплыли с Рюриком, пришли в северную Ладогу, и с того момента её окрестности стали именоваться Русской землёй. Далее встаёт Новый город, который и наследует этноним «Русская земля». Именно так записано в подлинной грамоте Мстислава. А далее это название распространяется повсеместно.

Могут возразить. А вот Ярослав Мудрый судя по летописям сидел в Киеве и составил свод законов «Русская правда». Значит русские корни от юга?


Перед нами ситуация с путаницей в терминах и датах.
Первое. Вы не забыли, что до этого момента Ярослав княжил в Новгороде, отсюда и принес на юг этот северный этноним. Заодно, там, на севере и заразился писательским духом и всех местных к письменности приучил. А что изучал, будучи в Новгороде? Древние письмена и предания волхвов изучал, и ещё Псалтирь XI века. Эту книгу современную князю археологи здесь на севере и раскопали. Более древний сборник псалмов на Руси пока не нашли.

Ярославу летописец приписывает слова, - «Книги это реки, способные напоить мудростью». Откуда бы эта мудрость, и из каких книг? Древней Русской письменности историки отказывают в праве на существование, с библиотеками не густо и интерента не было. Неужели от одной Псалтыри просвещался? Реально остаются только предания волхвов.

Второе. Этноним «Русь» не мог проявиться на юге ранее XIII века. Во всяком случае, не мог в связи с «Русской Правдой», которая издана лишь потомками Ярослава.

Русская Правда. http://russkaya-pravda.ru/

Вошедший в историю, правовой сборник «Русская Правда» дошел до нас в виде «списков», т е. рукописных копий, сделанных самое раннее в XIV веке. Современная наука располагает достоверными данными об изданиях Правды не ранее конца XIII века.

«Русская Правда» вобрала в себя нормы устного права славян, а также некоторые заимствования византийского и скандинавского права. Заметно влияние церкви.

В подробностях «Русская Правда» содержит нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства; является главным источником правовых, социальных и экономических отношений восточных славян. До «Русской Правды» был составлен кодекс «Правда Ярослава».

«Правда Ярослава» или Древнейшая Правда - правовой кодекс, выдан в 1016 году Новгороду, и только впоследствии вошёл в «Русскую Правду».

«Древнейшая Пра́вда» содержала 17 статей. Ими предусматривалось наказание за убийство, побои, езду на чужом коне, порчу имущества и др. Сохранялось право родственников на кровную месть за убийство, которая могла быть заменена денежным штрафом.

Конечно, изучая уклад жизни славян, князь пользовался преданиями волхвов! А начал знакомство с той мудростью ещё на Волхове.

Прочтите несколько псалмов, загляните в текст Правды, и станет ясно, что свод законов только из Псалтыри не выведешь.

Мудрый не является непосредственным автором «Русской правды». Сей документ, составили уже его потомки. Но мы можем со всем основанием считать Ярослава Мудрого основоположником русского письменного права, родоначальником всех современных кодексов: Уголовного, гражданского, административного, о браке и семье и т.п.

Вывод о терминах.

Этноним «Русь» в пределах современной Украины не мог появиться ранее XIII века. А, значит, и следующий термин - «Русь Киевская», ещё более поздний. Обращает на себя внимание и факт, что термин «Русь Киевская» начинает встречаться в русских источниках не ранее XVIII века.

Но только термин. История на юге была в давние времена не менее бурной, чем на севере.

Термин Малороссия.

В БСЭ читаем. «Малороссия, название Украины, употреблявшееся в официальных актах царской России, исторических источниках и дворянской историографии. Термин «Малороссия» возник в XIV веке и сначала применялся по отношению к Галицко-Волынской Руси. В XVII веке, после воссоединения Украины с Россией, термин приобрёл в правительственных кругах официальное значение».

Есть и другая не политизированная версия. «В XIV-XVI веках появляются новые названия для обозначения двух частей Руси:

Первая - «Великая Русь», связана с Золотой Ордой и вторая - «Малая Русь», входила в состав Великого княжества Литовского.

Делению Руси на «Малая» и «Великая» мы обязаны Византии, которая использовала эти термины в церковно-административной практике с начала XIV века».

А вот «Росия» вместо привычной для нас формы «Русь» Византия вывела из иных источников, о которых поговорим позднее.

Именно эту эллинизированную версию, сочетающую Малую и Великую части одного царства  восприняли официальные круги Русского государства, унаследовав её вместе с христианством Византии. http://ru.wikipedia.org/wiki/Малая_Русь

Великое дело первоисточники.

В список по теме

Россия, Великий Новгород, Русь, История Руси

Previous post Next post
Up