Наша история состоит из мифов. Это давно известно, но, как и встарь, так и ныне споры ведутся на разных уровнях. Смысл споров как в известной фразе литературного героя Дюма: «Я дерусь, потому что дерусь».
Есть ещё одна сторона споров - практическое незнание народного языка и бытового уклада, что формирует ошибочные представления и странные шоу.
Показательно открытие зимней олимпиады в Сочи 2014 году. Художники создали в пространстве красочное световое зрелище - бег тройки. Но видать клип делали, не заглянув в прошлое. Три лошади лазерной картины машут рысью. Для русской Тройки это нехарактерно. Только центровой бежит рысью! А пристяжные всегда - галопом!
Фрагмент с картины художника Самокиш Н.С. "Тройка на разгоне"
Источник картиныРусская Тройка не экзотика и не прихоть олигархов, а необходимость в доставке государевой почты. Ещё не было электричества, телеграфа и телефона, а для управления обширными территориями предки создали систему почтовой эстафеты - ямская гоньба.
Тройка как изобретение не имеет аналогов ни в одной стране мира. Иностранец, впервые увидевший русскую тройку, буквально замирал в изумлении. И было от чего! На его родине не существовало упряжки, равной по быстроте и красоте русской тройки.
Рекордная, по меркам лошадиной упряжки, скорость, 45-50 км/ч, достигалась за счет своеобразного сочетания аллюров лошадей. Центральная лошадь, называемая «коренник», пускается возницей быстрой рысью, а лошади пристегнутые «пристяжные» направляются галопом и как бы «несут» на себе коренника. При такой разноаллюрной езде лошади медленнее устают и могут долгое время поддерживать высокую скорость. Непросто управлять такой упряжкой.
Обычно на роль коренника выбирается рослый и мощный рысак (потому и рысак, что ему скакать рысью), а пристяжные более мелкие и легкие лошади для скачки галопом.
Родилась тройка как потребность системы государственной почты времен союза Золотой Орды и Руси, и просуществовала с XIII по XIX век. Сегодня эти упряжки развлекают народ, а, семь веков назад, тройка несла почтовую эстафету и преодолевала в сутки до 200, а при необходимости и целых 300 верст. Заметьте, ещё не было автомобилей и железных дорог. Для сравнения на цивилизованном Западе почтовый экипаж мог проехать в сутки не более 60 верст. Время безостановочного пути тройки определялось только усталостью возницы. Уставших лошадей на ямских станциях всегда поджидала свежая смена. Государство контролировало ямские станции, содержало летние дороги и паромные переправы. А ныне «освободившись от ига» и перейдя на западные «достижения» на русских просторах мы имеем повсеместные пробки и проблемы с дорогами.
Только один этот факт показывает, что разговоры про вековую отсталость Востока очевидно лукавы.
Ямщик.
Раз были упряжки, были и те, кто ими управлял. Это отнюдь не водители кобыл, как нам подсказывают. Для управления тройками требуется особая сноровка.
Лихие возницы-ямщики поначалу назывались охотниками. Это была престижная служба, за которую жаловали деньги (от того и жалование) и на неё шли охотой (оттого и охотники).
Ямская гоньба существовала в центральной и северной части лесистой Русской равнины. Ямщики-охотники частенько встречались на лесных дорогах с волчьими стаями. Понятие охотник по этой причине отождествлялось с понятием борца с волками. Может, от того в XV веке и возникло слово охотник связанное уже с промыслом зверей.
Согласно «Толковому словарю» В.И. Даля слово охотник в старину имело основное значение «любитель, наклонность к чему-то, любовь, страсть». Кроме того, охотниками называли «идущих на что-то добровольно».
В XV-XVI веках на Руси начали формироваться фамилии как наследуемые семейные именования. Так потомки человека, которого в прошлом по какой-то причине прозвали Охотник, стали Охотниковыми.
Фамилия Охотников фиксируется с ХVI века, например, в архивных документах упомянуты московский боярин
Яков Федоров сын Охотников (1566), новгородский торговый человек Истома Охотников (1613)…
Современные экипажи с моторными мощностями в десятки лошадиных сил не могут переплюнуть престиж Русской тройки, которая в состоянии преодолеть дорожные проблемы современной цивилизации. А у неё всего-то три лошадиные силы. Сколько создано прекрасных картин с русскими тройками. Сколько кафе и ресторанов названы Русской тройкой, а есть ли что-то подобное для автомобилей?
Символ Руси не водка из самовара, а Русская тройка, мчащаяся через лес, в котором медведь хозяин.
Тройка символ не только России, но и самой Европы. Начиная со Средневековья движение задает коренник - Россия, а пристяжные хоть и иным ходом и мордами в сторону, а идут по одному с коренником направлению. Иное движение в общей упряжке невозможно.