1. Совсем короткий и во многом прикладной текст о том, как можно из Махачкалы доехать до Грозного. Ничего сложного в этом нет, но кому-то эта информация может пригодиться.
Итак, в Махачкале два больших автовокзала - Южный и Северный (он же Новый). Поскольку ехать нам надо на север (да-да!), то правильным будет отправиться по проспекту Акушинского к самой окраине города. Я рекомендую использовать вам автобусы городских маршрутов №44А или №100, поскольку они и вместительные и, по сравнению с множественными маршрутками, комфортабельные.
2. Точный адрес автовокзала - проспект Алигаджи Акушинского, дом 100. Да вы и сами догадаетесь где надо выходить, увидев астрономическое число автобусов.
Нешуточно впечатляет целый ряд белых двухэтажных гигантов, на маршрутных досках которых значится один и тот же город назначения - Москва. Вот же кто создает пробки на МКАДе у «Садовода»! :)
3. В населенные пункты поменьше идет и транспорт поскромнее.
4. По названиям видно, что точно на Кавказе находимся.
В Грозный вполне официально ходят маршрутки (недорого, по 250 рублей с человека), но отправляются они для нас поздновато. Мы же в Грозный едем только на световой день и поэтому выехать хотели бы пораньше.
Стало быть, пришлось обращаться к таксистам. Цена повыше, но тут уж экономить не следует. Согласно кавказским традициям, таксисты боятся соваться в чужой регион и, обговорив итоговую сумму вознаграждения заранее, вас пересаживают в Хасавюрте в другую машину, уже с кодом региона 95.
Вообще, дорога практически равнинная на всем протяжении (а я ожидал по пути хоть каких-нибудь гор) и названия населенных пунктов звучать очень необычно. Коркмаскала, Шитлиб-Шангода, Кульзеб и все такое прочее.
Переезд через полноводную (по местным, конечно меркам) реку Сулак в районе города Кизилюрт и дальше снова начинаются топонимические необычности - Бавтугай, Тотурбийкала, Карланюрт...
Хасавюрт (знаменитый своим позорным соглашением) оказался бурлящим торговым городом на границе с Чечней. Причем сейчас видно, что самое оживление рынка он переживал ранее, когда из Чечни сюда приезжали за товаром.
5. Удивляет он тремя(!) круговыми развязками подряд, подземным переходом(!!) под главной магистралью и мощным технопамятником - достаточно современным танком на постаменте (тип опознать не могу, подскажите).
6. Причем танк посвящен какому-то местному герою ВОВ и смотрит орудием в сторону Чечни. Говорящий такой памятник.
7. Обратно мы тоже тут проезжали и попросили даже на минутку остановиться, чтоб снять получше.
8. Постамент высокий только очень.
Стоит сказать, что местным жителям крайне льстит интерес к их земле и к ним самим, поэтому они охотно идут на контакт и обожают разговаривать с гостями. Не бойтесь общаться - это моя самая главная рекомендация для здешних мест вообще.
Но при этом, ваша самая большая ошибка будет, если вы развесите уши и на 100% поверите в рассказы. Всегда необходимо делать скидку на кавказскую любовь к преувеличению, к красивому жесту.
В Хасавюрте мы в одно мгновение пересели в другую машину и, через несколько километров, уже проезжали пост «Герзельский мост». Это Чечня. Но никаких въездных знаков и даже указателей (как я ни разглядывал!) республики НЕ РАЗДЕЛЯЕТ. Есть дагестанский и чеченский посты, причем, по рассказам таксиста, на чеченском проверяют документы с целью обнаружить беглецов от кредитов и штрафов. Боевики и серьезные преступники тут сейчас, наверно, редкость, а вот такие непунктуальные граждане встречаются массово.
Сразу же постом стало понятно - мы в другом регионе. Вообще в другом. Все стало ровно, чисто, прямо, вылизано. В селах не стало дикого дагестанского самостроя, дороги как-то сами собой выровнялись и покрылись разметкой.
Пошли ворота с портретами Кадырова-ст., Кадырова-мл., и Путина, нас обогнал автомобиль, где каким-то пластырем по заднему стеклу было выклеено «Рамзан, не уходи!».
Уже от Хасавюрта возникает сложнопередаваемое впечатление, что ты находишься в новостях НТВ 1995-1999 годов - и все вокруг, и (особенно!) названия сел и городов вызывают массу воспоминаний. Беной и Центорой, Гудермес и Новый Энгеной, Аргун и поворот на Ханкалу...
В Ойсхаре интересно было видеть, что все село вдоль трассы активно торгует металлическими дверями. Нам сказали, что оно именно жителями-воротоделами и славится, и даже Алла Пугачева купила здесь через подставных лиц ворота для своего загородного дома, да.
Помимо промтоваров массово торгуют и свежей черемшой. Как нам, опять таки сказали, собирать ее запрещено - «Красная книга» и все такое, но любовь чеченского народа к черемше столь велика, что все равно ее собирают и продают.
За Ойсхарой на юг уходит прямая как стрела и ровная как зеркало дорога. Водитель, странно похмыкав, сообщил нам, что ведет она к резиденции Кадырова в родовом селе Центорой.
От этого места основная трасса превратилась из хорошей двухполосной дороги в отличную четырех- (а в некоторых местах и шести-) полосную. Машины ДПС контролируют каждый мало-мальски значимый перекресток.
Проехав насквозь город Гудермес и Аргун (по сути уже ставший пригородом Грозного) начинает казаться, что ты приехал в какой-то Эмират (либо Саудовскую Аравию). Очень мало людей на улицах, везде новые здания архитектурного стиля «турки, стекло, пластик, облицовка», аккуратные ровные газоны и тротуары, ровные дороги, и с освещением, и со светофорами, и со знаками, расставленными даже избыточно.
Это не республика, а какой-то макет Чечни в натуральную величину. Вот не знаю, что чувствуют сами нынешние грозненцы живя в таком странном мавзолее.
9. Высадившись возле площади «Минутка» на автостанции наваждение не кончалось. Автостанция была, но это макет, обманка (ее еще не до конца достроили и не открыли).
Выяснив, что вернуться в Махачкалу можно отсюда же, мы отправились смотреть на нынешний Грозный.
Предыдущие посты этой серии:
Перелет Москва (Внуково) - Махачкала (Уйташ). Оттенки Махачкалы. Махачкала. Официальный портрет. Грозный. Фото восьмидесятых годов.