Астрахань. Часть III. Коса. От проспекта губернатора Гужвина до Никольской.

Dec 28, 2011 20:56

Астрахань. Часть III.
Коса. От проспекта губернатора Гужвина до Никольской.

1. Совершенно астраханский вид.



Если проспект Гужвина является совершенно новой парадной магистралью с газончиками и скамеечками, то налево и направо простирается сплошь старая застройка. С которой местные власти неустанно борются, вместо того чтоб наиболее удачные строения сохранить.

2. В результате борьбы получается нечто вроде этого -



Лысый-прелысый сквер с воткнутыми деревцами.

Вообще-то сам проспект был еще недавно никаким не проспектом, а началом Варвациевского канала и служил границей между VI и I полицейскими городскими частями. После революции канал на этом участке был то ли засыпан, то ли заключен в трубу.

Доминантой этого района города служит гостиница «Азимут Отель» (видна на заднем плане). Я ее еще помню с под другим именем - «Лотос». В советской Астрахани она была самой фешенебельной из доступных населению.

Но что бы до нее дойти надо обязательно пройти мимо забора бесконечной и самой нужной, по моему мнению, для города стройки - Речного вокзала. В 1988 г. стояло еще старое здание (уже окруженное строительным забором). Его собирались сносить и вскоре так и сделали. Только вот новое строят до сих пор. И это в Астрахани - городе на самой русской реке, конечной точке многих круизов.

3. Выглядит так и никакие работы не ведутся.



4. У забора можно видеть своеобразный памятник 90-м годам XX века.



«Здесь 13.03.99 был убит лидер Астраханских рабочих...». В путеводителях о таких новых памятниках почему-то не пишут так же как например и о московском мемориале жертв 3-4 октября 1993 г. Стесняются.

5. «Азимут Отель» в двух шагах.



Вообще «Азимут» это такая гостиничная сеть (с турецким (?) капиталом), уже достаточно распространенная у нас в стране. Я жил в их отелях в Питере и в Ростове.

6. Зато пароход может пристать прямо напротив гостиницы, и это очень удобно для всех.



Раньше (до революции, да и после революции долгое время) на этом месте был городской перевоз на другой берег. Напоминаю, что мостов до Великой Отечественной Войны не было вообще. Соответственно и улица, что зовется сейчас Лейтенанта Шмидта, называлась Перевозной (до 1920 г.).

7. Сейчас название сохраняется разве что в названии ресторана.



8. Ныне рейсовых корабликов от набережной уходит мало. Но те что есть, отходят от этого дебаркадера-ресторана.



9. А раньше весь берег был занят и поделен между многочисленными пароходными конторами - «Самолет», «Нобель», Ахтубинское, Красноярское общества и многие другие частные перевозчики.



Здесь же был и небольшой рынок Малые Исады (а вот Большие Исады, расположенные в другом, более удобном месте, так и остались центральным городским рынком до сих пор).

10. Персы-грузчики.



11. Это наши.



12. Спасательная станция 1938 г. характернейшей архитектуры.



13. Если отдалиться от набережной, то дома станут попадаться очень разные. И неплохие, зажиточные...



14. ..и что-то типа этого.



15. А этот дом еще вообще жилой, как я понимаю.



До революции улица Горького называлась Кузнечной, видимо из-за расположенного на месте нынешнего здания Речпорта Механического завода.

16. Сто лет прошло, много ли изменилось? Машины убрать да столбы бетонные. Все.



17. Начало улицы вообще выглядит откровенно угнетающе.



18. Если пройти по этими прямо скажем трущобам поближе к Кремлю, точнее к его угловой Крымской башне, то можно выйти к настоящему оазису. Один из любимых мест прогулок и отдыха горожан - Лебединый пруд.



Этот пруд - фрагмент старого русла Волги, подходящего когда-то прямо к стенам Кремля. Старица, превратившаяся в обыкновенный водоем в городском парке.

19. На том берегу - что бы вы думали? Планетарий!



Не знаю работает ли он, но сходить было бы интересно.

20. Когда-то на его месте стоял «Домик Петра I» - открытый в 1871 г. сарайчик-музей с якобы настоящей петровской лодкой и небольшой яхтой (что-то вроде музея «Ботик» в Переславле-Залесском).



21. Вот он внутри.



В 1919 г. музей разграбили, но кусочек той самой яхты все же оказался и в современном Краеведческом музее.

22. По озеру можно поплавать на водном велосипеде. Белым или черным лебедем.



23. Хоть и конец сентября, а тепло - +22С. Лебедю это очень нравится :)



Как и любое животное знакомое с человеком, птица начинает буквально вымогать еду. И шипит, если ты не понимаешь намеков.

24. На берегу пруда - Генеральное консульство исламской республики Иран. Соседи по Каспию.



История диппредставительств Персии именно в Астрахани давняя. Каспий позволял достаточно уверенно торговать со всеми прибрежными странами и поэтому, как только Астрахань стала российским городом, все дипломатические и торговые региональные контакты перенеслись именно сюда. Тут останавливались на длительные стоянки посольства (не только наших, но и третьих стран), тут возникли целые слободы персидских рабочих, шла диппочта (например слоны - подарки для Российских императоров :)) и караваны купцов с товарами. Подданные его Величества Шаха Персидского составляли немалый процент горожан.

В 1813 году было открыто генеральное консульство Персии и просуществовало оно до 30-х годов XX . В 2000 году консульство уже Исламской республики Иран было вновь (и очень торжественно) открыто в Астрахани.

25. А вот так выглядят кварталы ПРЯМО под Кремлевским холмом.



26. И видно, что идет им на смену. Вот это.



27. А вот такая Астрахань исчезнет совсем скоро. Местным жителям конечно противно жить в этих хибарах, но другой истории у этого города все равно нет.



28. И вот эти застекленные терраски и переходы - фирменный знак местных городских домов - тоже скоро исчезнет.



29. Где-то здесь был Женский ночлежный дом.



30. Продуктовый магазин «Синенький» в начале Энзелийской (тут не уверен, может и Дантона) улицы.



31. Между Кремлем и Косой - Октябрьская площадь, целиком занятая автостанцией. Это не основная автостанция (основная у железнодорожного вокзала), а отправная точка для небольших местных рейсов, выполняемых только и исключительно на маршрутках-«газельках».



32. За автостанцией начинается улица Фиолетова (бывш. Скаржинская).



Обратите внимание на автопарк. Здесь живут патриоты России вообще и ВАЗа в частности.

33. Фиолетова (Скаржинская) по направлению к Никольской.



34. Вот таких кованных крылечек по старому городу попадается очень много.



35. Особняк Бойко (1914 г., архитектор А.И. Ширшов). Не самый яркий представитель многочисленного астраханского модерна.



36. Сохранена стилизация под старину.



37. Где-то в этих домах спрятались музей «Мемориальный дом Ульяновых» и Музей истории города (который тоже был одним из домов, где жила семья Ульяновых).



Дело в том, что Илья Николаевич Ульянов (отец Владимира Ильича), родом как раз из Астрахани и в свое время блестяще окончил I Астраханскую гимназию. И вообще сделал карьеру - из сына крестьянина и мещанки до инспектора народных училищ Симбирской губернии, т.е. штатского генерал-лейтенанта.

38. Еще один модерновый особняк на набережной (Усадьба Сторожева В.Е., 1909 г.)



39. Набережная, «первая линия».



40. Вот такими улицами с по-астрахански кривыми столбами (и близкой перспективой кремлевских башен)....



... мы и выходим на улицу Никольскую (бывш. Розы Люксембург). Вот на ней надо подробно рассмотреть каждый дом, чем мы и займемся в следующем посте.

Астрахань. Часть I. Кремль.
Астрахань. Часть II. Коса. От Владимирского собора до проспекта губернатора Гужвина.

Астрахань

Previous post Next post
Up