Астрахань. Часть II. Коса. От Владимирского собора до проспекта губернатора Гужвина.

Nov 30, 2011 23:15

Астрахань. Часть II. Коса.
От Владимирского собора до проспекта губернатора Гужвина.

1. Прошлый раз закончили Кремлем, от него и начнем.



Когда на Шабан-бугре (русск. - «Заячьем» или есть еще адаптированный вариант «Шаренном» бугре) закладывался новый город со старым названием - Астрахань - Волга подходила непосредственно к тому месту, где шло строительство крепости. Постепенно река мелела и уходила все дальше от стен. Образовалась сначала песчаная отмель, потом песчаная наносная коса, а с течением времени вода и вовсе отступила от Кремля на полкилометра. С точки зрения и фортификации и торговли это было плохо и поэтому городские власти пытались углублять русло Волги и даже прорыть канал непосредственно к стенам Кремля. Но все было напрасно.

Сейчас этот исторический район города так и называется - Коса - и тянется от Порта по Каналу 1 мая (бывшему Варвациевскому), мимо Лебединого пруда, Кремля до самого Кутума.

2. Вот например на высочайше утвержденном плане 1769 г. никакой Косы еще нет.



3. Он очень разный этот район. Один пост не сможет охватить всю его пестроту и, поэтому, сначала я расскажу о его участке от Владимирского собора до проспекта губернатора Гужвина.



С самого края косы уходят на другой берег железнодорожный и автомобильный мосты. Это так называемый «старый» городской мост через Волгу, строившийся в 1946-49 гг. Хотя о времени открытия движения по нему нет однозначной и точной информации, говорят и о 1952, и о 1955 годах.

Это выезд из города в сторону Калмыкии, Дагестана и Ставрополья.

Там же расположен и порт. Или «причалы номер такие-то», как говорят тут. Поскольку разнообразных мест для причаливания по всему городу десятки и просто сказать - «находимся у пристани» - это значит не сказать ничего. Нужна конкретика.

Помимо прочего, исторически тут была таможня, ремонтные доки и все прочее необходимое для эксплуатации судов. В этих индустриальных кварталах были, вероятно, интересные образцы старой промышленной архитектуры, но сейчас все интенсивно застраивается жилыми многоэтажными домами. Наверно и сейчас горожане называют этот район еще старым-старым названием - «Эллинг».

4. Вот вид к устью и вдалеке видны пролеты Старого моста. А еще этот участок канала используется для тренировок и соревнований (?) по гребле. Даже дорожки размечены.



5. Первый интересный объект по пути - Собор равноапостольного князя Владимира или просто Владимирский. Строго говоря и находится он не на Косе, а за каналом 1 мая (Варвациевским), но для здешних мест является однозначной доминантой.



6. Вот так он выглядит сейчас. А вот - сразу после постройки в 1905 году.



Контраст был еще более разительным на фоне тогдашних небольших домиков, баркасов и сараюшек.

Историческая справка:
В этом отдаленном от центра районе города (VI полицейская городская часть) к 1888 г. была только небольшая Иоанно-Златоустовская церковь. Поскольку вся страна готовилась отмечать 900-летия крещения Руси, городская дума выбрала это место (район звали Теребиловкой) для постройки нового, большого храма в честь этого события. И выбрала с умыслом. Совсем рядом начинался татарский квартал Царев и, помимо обслуживания интересов православного населения, храм нес и миссионерские цели. Формулировалось это так - «Князь Владимир крестил Русь и освященный в честь него храм поможет нам окрестить иноверцев».

Решение о строительстве было принято 15 июля 1888 г., когда состоялась церемония крестного хода и импровизированная закладка первого камня на месте будущего строительства. Но как все будет выглядеть еще никто не знал.

Из 9 предоставленных на конкурс проектов был выбран проект инженеров В.А. Косякова и Н.Э. Икавитца, но сбор денег (а строительство шло на добровольные пожертвования) растянул время подготовки аж до 1895 г. После начала строительства дела шли уже в гораздо более бодром темпе и через 7 лет основная часть работ была завершена.

7. Ровно через 14 лет после закладки, 15 июля 1902 г., в присутствии «приглашенной звезды» Иоанна Кронштадского, храм был освящен в честь равноапостольного князя Владимира.



Послереволюционная история строения была крайне пестрой. В 1919 г.храм обстреливали суда Волжско-Каспийской флотилии (мятеж рабочих против новой, большевистской власти), в 1924 г. он стал кафедральным (главным) храмом Астрахани, в 1936 г. его захватили т.н. «обновленцы» и только в 1939 г. он был окончательно закрыт.

Его не разрушили, а приспособили под склад (рядом же знаменитый «Татар-базар»!). А вот в 60-е все же решили взорвать, но столкнувшись с, мягко говоря, непониманием населения, все же решили переделать церковь-склад в автовокзал (с 1967 г.).

В 1988 г. я помню его еще автовокзалом.

В новейшие времена он достаточно долго нес прежние функции и передан церкви только в 1999 г. (и сразу же отремонтирован).

8. Вот он во всей красе.



9. Подражание византийскому стилю, очень популярное в начале прошлого века.



10. Несмотря на высоту храм производит впечатление приземистого. Такой крепкий боровичок.



Ну а мы переходим обратно, на Косу.

11. Голуби на канале.



На самом деле я никогда не видел, чтобы птицы заходили в воду как заправские купальщики. Обычно они просто мочат грудь, а тут некоторые индивидуумы сидят погрузившись только что не по шею.

Вдоль канала стоят скучноватые новые 16-этажки, но вот если зайти за них...

12. Улица Рабочая.



Колоритнейший частный сектор, асфальта нет. Есть укатанная щебенка.

Лирическое отступление о названиях улиц.
После установления советской власти в Астрахани почти все улицы были переименованы. Вместо Никольской, Индийской, Эспланадной появились Советская, Ленина, Свердлова... Так много где было. Но в Астрахани в называтели улиц пробрался какой-то революционер-романтик и поклонник Французской революции. Поэтому улиц, названных в честь ее вождей, не просто много а даже как-то чересчур - Бабефа, Барбюса, Дантона, Сен-Симона и так далее... Самое смешное, что нет улицы Робеспьера.

Есть еще улицы Колумба (!?), Галилея (!?), Дарвина (Чарльза, да), Красного Знамени и Советской Милиции.

Улица Рабочая тоже до 1936 г. носила название «улица Одона». Знать бы хоть кто это?

13. На Косе рядом Сен-Симон...



14. ... и Бабеф. До революции это были 1-я, 2-я, 3-я, 4-я и 5-я Адмиралтейские.



Назывались они так неспроста, потому что тут собственно и была военная верфь (Адмиралтейство), заложенная Петром. Река постоянно отступала и количество улиц все увеличивалось :).

15. Сейчас выглядят почти одинаково. Как-то так -



16. Очень красивые дома попадаются.



17. А вот это вообще деревянный шедевр на углу Бабефа и Валдайского переулка.



18. Дом жилой, в подвале продуктовый магазин. Из-за этого он служит центром притяжения жителей, в данном конкретном районе с продуктовыми лавками плохо.



Еще в городе очень много котов. Просто очень.

19. Вот например беседуют два представителя. Мяв стоит на всю улицу.



20. Район буквально рассекает проспект-бульвар который носит имя умершего в должности в 2004 году астраханского губернатора Анатолия Гужвина.



И вот на нем-то никаких старых кривых и деревянных зданий нет - сплошная новая застройка.

21. Начинается все от здания «Лукойла». Астраханская область очень важный для этой компании регион в свете перспектив бурения шельфа Каспийского моря. Поэтому у него и офис тут - большой (но не больше «Газпрома», об этом впереди).



22. Между новыми зданиями видны два чудом сохранившихся деревянных дома. Один из них очень даже красивый.



Фото с форума forum.astrakhan.ru

Говорят, что хозяевам предлагали и расселение, и денег, но они не сдались. Поэтому их обнесли крашенным забором и оставили в покое. Только у них во дворе теперь по ночам светло как днем :)

23. А сам проспект представляет из себя такой вот сквер в начальной стадии. Деревья совсем маленькие еще.



24. А в этом здании я жил 23 года назад. Тогда оно выглядело совсем по-другому и было гостиницей «Турист». Ныне это следственный комитет при прокуратуре Астраханской области.



25. Все дороги ведут на набережную Волги.



26. Вот так это выглядит от реки.



Сбоку полукругом два «илитных» жилых комплекса, а в центре памятник Петру I.

Почему именно ему? Потому что он в городе бывал (первым из всех русских самодержцев, в 1722-23 гг.), и не просто бывал, а активно раздавал указания о благоустройстве города и края. Дельные указания, это все признают.

Так, именно он выделил в отдельную административную единицу Астраханскую губернию в 1717 г. (территория которой простиралась тогда от Симбирска до Кизляра), повелел засаживать степи деревьями и виноградниками, выращивать новые породы лошадей, лично вникал в тонкости производства селитры и даже дал рекомендации по консервированию рыбы.

27. Вот такой разносторонний был у нас император.



28. Когда-то на этом участке набережной была пристань пароходного общества «Кавказ и Меркурий» и стояла деревянная Триумфальная арка в честь приезда в 1871 г. уже другого императора - Александра II.



29. В ее строительстве, кстати, принимал участие отец Максима Горького - плотник Максим Савватиевич Пешков.



30. Арка в сильно перестроеном виде дожила до конца 80-х годов XX века и успела сняться в фильме Алексея Германа «Мой друг, Иван Лапшин».



Кадр из фильма.

31. Местные жители это место хорошо знают под старым прозвищем - «Семнадцатый причал». Да и набережная сейчас стала местом отдыха. А когда-то...



32. Навигация на Волге в сентябре еще не закончилась.



Вообще, это место еще при Петре I стали называть портом и продолжали его так называть и при переносе самого военного порта в Баку в 1867 г.

33. На том берегу дома и предприятия Трусовского района, когда-то бывшие станицей Астраханского казачьего войска Атаманской. До 1890 г. она носила совершенно нормальное для тех времен, но диковатое сейчас название Городофорпостинская.



Обе достопримечательности видны - и Спасо-Преображенско подворье Николо-Угрешского монастыря (ранее - войсковой храм Астраханского казачьего войска) и старинная водонапорная башня.

34. А вот Волга в конце февраля.



Зимы тут всегда малоснежные, но сильные морозы бывают. Да еще какие! Резко континентальный климат. И до -30 бывает.

Ну а наша первая прогулка завершилась.

Следующая часть будет тоже посвящена Косе но уже ее средней части - от проспекта Гужвина до улицы Никольской (включая набережную).

Астрахань. Часть I. Кремль.

Астрахань

Previous post Next post
Up